Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Содержание
Введение
1. Теоретические основы формирования представлений
старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений
дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования
представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как
средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе
жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по
формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в
трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование
уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2
Рекомендации по
организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом
образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Здоровье – это то, что
желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь
никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные
условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья.
Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не
страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить
свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает
процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция
непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с
массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями,
экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи;
массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой
здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и
физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие
общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом
образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно
значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного
развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об
образе жизни.
Проблема укрепления
здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных
исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов,
физиологов, экологов:
- обоснование связи
физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили,
Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
- проблема
психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной,
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и
др.;
- принцип взаимосвязи
физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П.
Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и
др.;
- на важность проблемы
формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни
указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И.
Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Несмотря на
многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в
практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы
настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о здоровом образе жизни».
Цель исследования – выявить особенности формирования
представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования –
процесс формирования
представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой
деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений
старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
- возрастные и
индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ
процессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа
жизни;
- включать в
педагогический процесс трудовую деятельность в качестве эмоционального стимула
и средства формирования представлений детей о здоровом образе жизни;
- систематически и
целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.
Для достижения цели
исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
- раскрыть педагогический
потенциал ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни старших
дошкольников;
- исследовать уровень
здоровья детей старшего дошкольного возраста;
- эмпирически выявить
психолого-педагогические пути формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников;
- подготовить рекомендации
по процессу формирования представлений старших дошкольников в трудовой
деятельности.
Для решения поставленных
задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
- теоретические (изучение
и анализ литературы по проблеме);
- эмпирические (анализ
деятельности ДОУ по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников;
наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).
Опытно-экспериментальная
база исследования:
ДОУ №86.
Теоретическая
значимость исследования
заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования
здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая
значимость:
материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в
практике работы современного ДОУ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Теоретические
основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование
представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая
проблема
Актуальность проблемы здорового
образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм
человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков
техногенного, экологического, психологического, политического и военного
характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования
здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем
свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова,
О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского,
С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.
Рассмотрим сущность
понятия «здоровье».
По определению Б.Я. Солопова,
здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние,
выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные
потребности» [24,176].
По мнению
Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма,
характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием
каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и
социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии,
энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].
Здоровье характеризуется
биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими
резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными
возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типа
здоровья:
- 1) «индивидуальное
здоровье» (человек, личность);
- 2) «здоровье группы»
(семья, профессиональная группа, «страта – слой»);
- 3) «здоровье населения»
(популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаны
показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.
Выделяют здоровье
психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.
Согласно исследованиям
Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей
дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное
самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных
возрастных потребностей: биологических и социальных.
По мнению М.Ю. Стожаровой,
«один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое
здоровье» [30,4].
Относясь к сфере
эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который
«питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность
или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.
Термин «психологическое
здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает
неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет
психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый,
открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и
чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь,
находится в постоянном развитии.
По мнению И.В. Дубровиной,
основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие
ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует
рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на
абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).
Таким образом, если
личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом
здоровье.
Большинство людей с
детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что
задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку
приходится обращаться к врачу.
Здоровье человека
закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% -
образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды
и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении
здоровья занимает физическая культура и спорт.
В современной литературе
существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является
определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения:
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [24,176].
Поскольку ни одно
существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии
здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в
результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических
(физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со
среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных,
временных, эколого-этнических и других поправок.
При соответствующих
показателях, при отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз «здоров».
В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное
здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем
космонавта перед запуском.
В настоящее время
вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение
здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого
выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).
Определение уровня
здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой
спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима
двигательной активности, питания, отдыха и т.п.
К показателям здоровья
населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и
продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.
Здоровье человека в
значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей,
определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.
Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль
знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.
Понятие «здоровый образ
жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического
направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук,
В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную
социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом
направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк,
Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения
сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения:
например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они
нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни –
это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных
и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [24,176].
Здоровый образ жизни
является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека,
достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных
функций.
Здоровый образ жизни –
это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности
человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
В узко биологическом
смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к
воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Авторы, исследующие
проблему здорового образа жизни, включают в данное понятие базовые: окружающую
среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и движение
человека; гигиену организма.
Психическое здоровье
человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как
«состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности
человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его
активности» [24,176].
Основу психологического
здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание
психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Выделяются основные
принципы здорового образа жизни:
1. Творцом здорового
образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и
социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая
деятельность).
2. Отказ от вредных
привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических
веществ).
3. Соблюдение принципов
рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы,
витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых
продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная
двигательная активность.
5. Соблюдение
общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы
жизнедеятельности человека и т.д.
В настоящее время
разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все
сферы жизнедеятельности человека.
Цель этих программ –
«создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями,
эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия –
заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.» [24,176].
В соответствии с
конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими)
характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д.
создается типология здорового образа жизни, т.е. для каждого конкретного
человека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни.
На соблюдение принципов
здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.
К субъективным факторам
относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным
человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и
массового спорта.
Среди объективных
факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:
- «качество окружающей
среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;
- доступность
физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов,
оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д.» [28,5].
1.2 Особенности формирования
представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Задачи и содержание
воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди
них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к.
от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
У детей старшего
дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений
о здоровом образе жизни:
- активно развиваются
психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- «заметны положительные
изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и
демонстрировать правильную осанку;
- дети способны
самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания,
прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении
физической активности» [23,14].
Страницы: 1, 2, 3
|