Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения
Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения
Введение
Каковы
бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания
учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже
тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого –
педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет
успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи
могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть
приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями
ребенка.
Главная
задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками
полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых,
любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет
приобщения к современной культуре.
В
основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на
овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во
– вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои
возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая
деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она
способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению
его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя
указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так,
в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы
овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой
деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности
ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение
учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность
искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого
результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о
настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует
отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать
познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего
исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих
способностей младших школьников”.
Цель
исследования:
определить
и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию
творческих способностей младшего школьника.
Объект
исследования:
развитие
способностей детей школьного возраста.
Предмет
исследования:
процесс
развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза
исследования:
процесс
развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным,
если:
-
созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в
учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
-
развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;
Исходя
из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены
следующие задачи:
1.Изучить
и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по
проблеме.
2.Обеспечить
диагностику развития творческих способностей.
3.Определить
формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших
школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Для
достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической
литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта,
диагностические методы.
Глава
1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая
проблема
1.1.
Сущность понятия – способности
В
первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей.
Этой
проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев,
А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный
аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны,
главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак,
под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные
особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой –
либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже
выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может
быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их
сочетанием, которое характеризует личность.
Отечественные
психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с
разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально –
психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных
функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из
природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает
качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических
функций, по Л.С. Выготскому).
Ни
тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и
неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм
деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и
употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии
связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями,
А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их
развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими
функциями.
Определение:
“ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность,
осуществление и степень успешности деятельности.
Если
обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие
“способность” рассматривается так: способность – природная одаренность
талантливость.
Человек
с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности.
Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий
что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством.Способен трудиться.
Этот человек способен на все / ни перед чем не остановится.
В
“ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условиями
успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные
знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам
деятельности.
Для
классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть
выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные,
мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может
выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности
могут быть квалифицированы как научные /лингвистические, гуманитарные /,
творческие / музыкальные, литературные, художественные, инженерные /.
Различают
также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе
разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами
деятельности, в которых они проявляются / технические, художественные,
музыкальные /.
Выявлены
компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет
сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение
эффективности формирования способностей у учащихся.
В
“Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство
личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной
деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим особенностям
человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.
Способность
к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей.
Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих
знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
В
процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений
способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По
общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в
результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.
В
“Философском словаре” способности определены как индивидуальные особенности
личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления
определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющими у индивида
знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине
и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются
внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В
истории философии способность втечение длительного периода трактовалась как
свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие
индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием
таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных
продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей,
которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким
совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень
развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной
сфере творчества.
Большое
место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема
формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана
возможность развития способностей через создание личностной установки на
овладение предметом деятельности.
В
учебнике “Психология” (по редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова)
дано несколько определений способностей
1.Способности
– свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в
психологии.
2.Способности
представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений
и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов
деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является
употребимым и в настоящее время.
3.Способности
– это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их
быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Это
определение наиболее распространенное. Значительный вклад в теорию способностей
внес отечественный ученый Б.М. Теплов.. Он и предложил третье из перечисленных
определений понятия способности..В понятии “способности”, по его мысли,
заключены три идеи:
Индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного от другого человека;
не
всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
понятие
не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у
данного человека.
Способность,
которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со
временем не проявляется.
Только
благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими
сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и
художественное творчество, развиваются творческие способности..Мы поддерживаем
их у себя и развиваем дальше. Наша успешная деятельность зависит не от какой –
либо одной, а от сочетания различных способностей, при чем это сочетание,
дающее один и тот -же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию
одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного
развития других.
У
Крутецкого В.А. основанием в понятии способности служат два показателя:
быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают
способным - быстро и успешно овладевает какой – либо деятельностью, легко в
сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, -
добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способности
- это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие
требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения,
способности - индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от
другого /длинные, гибкие пальцы пианиста или высокий рост баскетболиста не являются
способностями/.
К
способностям относятся (музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное
воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость
цветоразличения для художника – живописца ).
Наряду
с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия,
памяти, мышления, воображения ) способностями являются и более сложные
индивидуально - психологические особенности. Они включают эмоционально -
волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических
процессов, но не сводятся к каким – либо частным психическим проявлениям (
математическая направленность ума или эстетическая позиция в области
литературного творчества ).
Любая
деятельность требует от человека не одной частной способности, а ряда взаимосвязанных
способностей.
Недостаток,
слабое развитие какой – либо одной частной способности могут быть
компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других.
Крутецкий
В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается
только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в
деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.
Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы
элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке.
Только в процессе этого обучения ( причем правильного обучения) выяснится,
каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут
формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.
Человек
не рождается способным к той или иной деятельности, его способности
формируются, складываются, развиваются в правильно организованной
соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и
воспитания.
Способности
– прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на
удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности
людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые
потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя
развитие новых способностей.
Следует
подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями,
навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с
другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются
способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей -
способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть
соответствующими знаниями, умениями и навыками.
В
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически
создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития
человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые
области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.
В
психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие
способности.
Общие
– включают в себя ( успехи человека в самых различных видах деятельности )
умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная
речь.
Специальные
способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения
какой – нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-
изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и
т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных
способностей.
Специальные
– определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых
нужны задатки и их развитие / музыкальные, математические, лингвистические,
технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.
Наличие
у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.
А
нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Теоретические
и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность
человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным,
практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные
и творческие – отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения
и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств
личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры,
производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в
различных областях человеческой деятельности.
Способности
к общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно –
познавательные.
К
ним относится речь как средство общения ( ее коммуникативные функции)
Межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая
адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми,
располагать их к себе, оказывать на них влияние.
Отсутствие
у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути
превращения его из биологического существа в социальное.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|