Формирование сплоченного коллектива в начальной школе
Традиции класса должны
быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности,
воспитывать умение быть Человеком. Когда в детском коллективе вырабатываются
традиции, он долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя
принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к
поколению.
3.4 Действующий актив
Важным условием развития
коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться
«сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать
«снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом
самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы
в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим
шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию
микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый
участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления;
выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы самоуправления и их
количество в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов
деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены
школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления
временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В
этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения
руководства – подчинения.
Сплачивающим ядром
коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал актив. Он является
тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом,
который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль,
тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные
поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются
наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники.
Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и
личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из
существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления
во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.
По мнению А.С. Макаренко,
работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной,
если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание
деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения
и ощущается коллективом как недостаток. Успех всей работы по формированию
коллектива во многом зависит от того, как быстро удается педагогу создать
актив. Остановимся на путях формирования актива.
В начале учебного года
педагог ведет беседу с детьми о том, каким требованиям должны отвечать
активисты, помогает им ознакомиться друг с другом в общих делах. Но бывает, что
избранный учащимися актив не справляется с работой. В этом случае можно создать
дополнительные органы самоуправления не путем выборов, а по принципу «кто
хочет». В процессе деятельности разнообразных органов самоуправления создается
настоящий деятельный актив, на который опирается педагог в своей работе.
Может быть и другой путь
формирования актива. Если выборный актив инициативен и авторитетен, то большой
воспитательный эффект дает метод коллективных поручений. Разнообразие
коллективных поручений способствует развитию инициативы и самодеятельности,
потому что каждый ученик может найти себе дело соответственно своим интересам и
способностям.
Главным органом школьного
самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его
представителей, которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать
решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое
руководство школьным самоуправлением должном найти свое выражение только в
определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в
форме советов и рекомендаций.
Педагогически важно,
чтобы выполненной работе давалась регулярно коллективная оценка, при которой
учитывались не только ее качество, но и число занятых в ней школьников, их
инициатива и творчество, точность сроков выполнения заданий. Основными
условиями успешной работы актива являются: четкое определение функций актива,
постепенное развитие его самостоятельности, поддержание авторитета педагогами,
работающими с коллективом, его преемственность, регулярное переизбрание. Органы
самоуправления в процессе становления и развития коллектива выполняют очень
большую и ответственную роль. Общественная активность школьников неоднородна.
Она может проявляться как исполнительская активность, инициативность,
самостоятельность. Лишь сочетание всех видов дает по-настоящему активного члена
общества.
Как же следует проводить
воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои
общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?
Изучение опыта
показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих
видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива
посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в
разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом
работы («летучки», совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения
внимания актива к качеству выполненной работы.
Важно отметить основные
педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним
относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных
уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности
органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых
элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Необходимой предпосылкой
хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач
коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их
инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в
решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям
и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по
выполнению возложенных на них обязанностей. Эта работа осуществляется в форме
коллективных и индивидуальных инструктивных бесед и семинаров, а также путем
повседневного общения педагогов с активистами.
Важной стороной
воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в
работе. Например, в школе готовится «трудовой десант» по уборке урожая в
колхозе. В этом случае необходимо помочь активистам подготовить учащихся к
работе, организовать соревнование и подытожить результаты труда. Такую же
помощь необходимо оказывать при подготовке и проведении диспутов, школьных
вечеров и других мероприятий. В процессе этой работы необходимо поддерживать и
стимулировать инициативу активистов.
Существенной стороной в
работе с активистами является контроль за исполнением даваемых им
поручений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на
ученических собраниях, заседаниях и т.д., а также в процессе индивидуальных
бесед. Отчеты активистов и контроль за их работой повышает их ответственность и
стимулирует выполнение ими своих обязанностей.
Если подобная работа
приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно
поддерживают порядок и дисциплину в школе и выступают как носители здорового
общественного мнения, поднимая развитие коллектива на новую ступень. Хороший
актив придает коллективу гибкость, организационную прочность, с его помощью
легко направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.
Практическая часть
Исследование проводилось
на базе МОУ «Дизьминская общеобразовательная средняя школа» в четвертом классе.
В исследовании участвовало двадцать учеников. Целью исследования было выяснить,
как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива. Для реализации
данной цели были поставлены задачи: изучить педагогическую литературу по данной
теме, рассмотреть признаки и структуру детского коллектива, охарактеризовать
стадии развития коллектива, раскрыть пути его сплочения, а также провести
работу по сплочению данного коллектива.
При исследовании
использовались следующие методы:
1.
Анализ
педагогической литературы по данной теме. Изучение шестнадцати источников
позволило лучше рассмотреть структуру и признаки коллектива, стадии развития,
пути его сплочения.
2.
Анкетирование
в заключительной части исследования позволило понять, на какой стадии развития
находится данный коллектив, и сделать вывод о том, что разнообразные виды
деятельности, применяемые в этом классе, способствуют его сплочению.
3.
Наблюдение
за учебно-воспитательным процессом позволило увидеть рост в развитии
коллектива.
Эти методы позволяют
лучше рассмотреть структуру и признаки коллектива, увидеть рост в развитии, а
также сделать вывод о том, что разнообразная деятельность способствует сплочению
коллектива.
Автору данной работы,
являющемуся членом родительского комитета, довелось наблюдать за ростом и
развитием этого класса в течение четырех лет.
Известно, что в жизни
каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив
– идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не
всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает
трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе
является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует
различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности. Для
детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность.
Учитель данного класса Валентина Петровна Трефилова большое внимание уделяет
групповой работе на уроке, поэтому на преддипломной практике я старалась по
возможности работу строить по такому же принципу. Например, на уроке технологии
по теме «Лесная поляна» ребята в группах выполняли различные элементы из «отжатой»
бумаги. У каждой группы было свое задание, например, дети в первом ряду
вырезали деревья и кустарники, ребята второго ряда изготавливали цветы и
бабочек, третий ряд прорабатывал элементы неживой природы для дальнейшего
составления коллективной работы. В ходе урока каждый ученик был заинтересован,
старался выполнить соразмерные детали, переживал за конечный результат.
Кроме того, сплочению
коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное
участие принимают не только дети, но и родители. Во время прохождения
преддипломной практики в четвертом классе в школе проходило большое
общешкольное мероприятие «Фестиваль народностей», где ребята узнали о культуре
и традициях народов, проживающих на территории России. Каждому классу по жребию
выпала определенная национальность, о культуре и быте которой нужно было
рассказать, оформив стенгазету и приготовив художественный номер. Дети очень
ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал
информацию о Чувашской республике из разных источников, часть ребят выучила
стихи чувашских поэтов, часть работала над оформлением стенгазеты, часть была
задействована в постановке художественного номера, в проведении которого я
непосредственно принимала участие. В итоге выступление четвертого класса было
признано одним из лучших, что помогло вновь убедиться в отличной работе
коллектива и где ребята сплотились на основе общей цели, общей деятельности и
общей организации.
Также нами было проведено
мероприятие в рамках классного часа «Доброта что солнце» (см. приложение),
целью которого являлось сплочение коллектива и построение знаний о том, что
такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых
поступков. Мероприятие прошло в форме творческой мастерской, где ребятам
пришлось работать в группах, учиться слушать друг друга, прислушиваться к
мнению других.
Как мы знаем, сплочению
коллектива способствуют традиции. В данном классе традиционными стали такие
мероприятия:
1.«Праздник рождения класса». Цель его – осознание своего
единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Проводится он в
рамках классного часа первого сентября в развлекательной форме при участии
детей и родителей.
2. « Я пришел в этот день в этот мир» - поздравление учащихся
класса с днем рождения. Под этим названием подразумевается праздник
именинников. Проводится два раза в год также в рамках классного часа. Дети
заранее готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий,
подарки и поздравления.
3. « Малыш» - помощь
детскому саду, в котором ребенок вырос и воспитывался. Ребята приходят в
детский сад с небольшим концертом, инсценировкой сказки, дарят детям собранные
книжки, игрушки.
4. « День спорта». Его
цель – показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие приурочено
к дню образования родного села и проводится в конце апреля в форме соревнований
между начальными классами по легкой атлетике, шахматам, настольному теннису и
др. Это мероприятие дает некоторым ученикам показать свою значимость в классе,
реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.
5. Совместно с родителями
ежегодно проводятся зимние прогулки в близлежащий лес, где ребята катаются с
горы на санках, лыжах, а потом их ждет печеная на костре картошка и горячий
чай. И после таких походов дети долго обсуждают, делятся впечатлениями, у них
появляется общий интерес к совместной деятельности, они с радостью поддерживают
новые идеи.
Эти традиции способствуют
преодолению одиночества, беззащитности, воспитывают умение быть Человеком. Всему
этому способствует разнообразная совместная деятельность, которой умело
руководит Валентина Петровна, опираясь на актив детей и родителей. Наблюдая за
детьми этого класса в течение четырех лет и регулярно беседуя с учителем, можно
отметить, что класс действительно сплоченный, ребята приходят на помощь друг
другу, переживают за успехи и неудачи одноклассников. В классе царит атмосфера
доброжелательности, взаимопомощи. О том, что детям в классе комфортно, подтверждают
результаты анкетирования. Оно состояло из следующих вопросов:
1. Легко ли тебе общаться
с одноклассниками?
2. Любите ли вы вместе
проводить время, совместно трудиться?
3. Помогаешь ли ты
одноклассникам?
4. Обижают ли тебя в
классе?
5. С желанием ли ты сейчас
ходишь в школу, в свой класс?
6. Было ли у тебя желание
перейти в другую школу, в другой класс?
Детям предлагались три
варианта ответа: да, нет, иногда. Проанализировав анкеты ребят, был составлен
график определения сплоченности.
По результатам анкеты
становится понятно, что ребятам легко в общении, об этом свидетельствует 75%
положительных ответов. А 25% опрошенных ребят дало ответ «иногда» по причине
того, что им вообще нелегко дается общение с людьми. На второй вопрос
положительно ответило 70% ребят, а это большинство, 30% ответило «иногда»,
ответ «нет» отсутствует. Готовы прийти на помощь одноклассникам 70% учеников,
25% опрошенных ответило «иногда», и лишь 5%, а это один ученик ответил «нет». Неоднозначно
ответили на четвертый вопрос по причине разного понимания слова «обида». С
желанием ходят в школу 80% детей, 15% ответило «иногда», 5% - «нет». 95%
учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик осознанно ответил иначе,
т.к. он после окончания начальной школы планирует обучение в кадетском корпусе.
Конечно, в четвертом классе еще случаются разногласия, несовпадение мнений, но
совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает классному
коллективу возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное,
изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном
руководстве учителя) на следующую ступень развития.
Заключение
В свое время в советской
школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в
следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно
коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные
идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются
идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как
средство достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике по
сей день обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив,
согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности.
Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А.
Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.
До недавнего времени
коллективизм вызывал споры и взаимную критику западного мира. В новых условиях
отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать
социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не
столько на принципе коллективизма, сколько на принципе межличностного и
межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
С позиции последней
коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность,
целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает
воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность
которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а
межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через
отношение к общему делу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|