Формирование сплоченности коллектива
Формирование сплоченности коллектива
Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей
в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формирование
сплоченности коллектива».
Номинация «Лучшая коррекционно – развивающая программа, программа
элективного курса по психологии» или «Лучшая разработка психологических
мероприятий для родителей, педагогов».
Аннотация.
Программа, направленная на формирование сплоченности коллектива, формирование
команды
Пояснительная записка
Общение, взаимодействие людей
происходит в разнообразных группах. По характеру и формам организации
деятельности выделяют такие уровни развития групп:
1.
ассоциация
– группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми
целями (группы друзей);
2.
кооперация
– группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой,
межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению
требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде
деятельности;
3.
корпорация
– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки,
стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет
других групп;
4.
коллектив
– устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со
специфическими органами управления, объединенных целями общественно-полезной
деятельности и сложной динамикой деловых и личностных взаимоотношений между
членами группы.
Очень важно ведущему
социально-психологического тренинга видеть структуру межличностных
взаимоотношений в коллективе, что бы уметь найти индивидуальный подход к членам
коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива.
Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно,
проходя ряд этапов:
1.
социально-психологическая
адаптация – активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения в
новый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данного учреждения;
2.
выявление
действенного актива коллектива – организаторов коллективной деятельности,
пользующихся авторитетом у коллектива;
3.
высокий
уровень сплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный
фон взаимоотношений, эмоциональное сопереживание.
Положение человека в
коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера,
личности самого человека, но и особенностями коллектива.
В малосплоченном коллективе
статус личности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных
коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус
личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами.
В целом хочется отметить, что
взаимоотношения с руководителем, психологический климат педагогического
коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления,
реализуемого руководителем.
Когда в коллективе создан
комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать
и творить.
Коррекционно-развивающая программа
состоит из 3 блоков:
1.
диагностический
– изучение психологического климата педагогического коллектива, выявление стиля
управления коллективом;
2.
формирующий
– социально – психологический тренинг «Формирование сплоченности коллектива»;
3.
контрольный
– повторная диагностика.
Программа состоит из 8
занятий. Она реализуется на протяжение 2-ух месяцев, занятия проходят раз в
неделю, продолжительностью 1,5 часа каждое занятие.
Задачи
коррекционно-развивающей программы:
1.
снять
психическое и физическое напряжение воспитателей;
2.
обучить
основным приемам коллективной работы;
3.
развивать
коммуникативные и организаторские способности;
4.
повышать
самооценку воспитателя;
5.
развивать
уверенность в себе.
Принципы, лежащие в основе
коррекционно-развивающей программы:
- учет индивидуальных,
возрастно-психологических особенностей педагога;
- принцип системности;
- принцип программированного
обучения;
- деятельностный принцип
коррекции;
- принцип комплексности методов
психологического воздействия;
- принцип усложнения;
- принцип учета эмоциональной
сложности материала.
Тематический план
|