бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова в н... бесплатно рефераты

Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова в н...

Поморский Государственный Университет им. Ломоносова

 

кафедра педагогики и методики начального и специального образования.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование самоконтроля

 в процессе обучения математике

 по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

в начальных классах.

 

 

 

 

                                                                                 Дипломная работа

                                                                          выполнена студенткой 5 курса

                                                                          факультета начального и

                                                                          специального образования

      Петровой К.О.



                                                                          Научные руководители:

                                                                      Вохминова Л.В., доцент

                                                                      Цыварева М.А.,ст. преподаватель




Архангельск

1999

                                                     План


                                                                                                                 Стр.

Введение.                                                                                                 1

Глава 1: Психолого- педагогическая характеристика учебной

деятельности младших школьников.

        1.1Сущность учебной деятельности.                                               3

        1.2Особенности обучения математике по системе                        

         Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.                                                     13

        1.3Характеристика самоконтроля как компонента учебной

        деятельности.                                                                                 21

Глава 2: Методические основы формирования самоконтроля

 в начальных классах на уроках математики.

        2.1Способы формирования самоконтроля.                                   33

        2.2Характеристика уровней сформированности

самоконтроля.                                                                                        50

Глава 3: Экспериментальная работа по формированию

самоконтроля в процессе обучения математике по

системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.                                               56

Заключение                                                                                            73

Библиография                                                                                        75.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.



        Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся.

        Решение готовых , однородных примеров и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решенных задач и примеров приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

          К сожалению,  на формирование самоконтроля в школах обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения, кроме того, эта тема недостаточно хорошо разработана в научной литературе. В связи с вышесказанным мы выбрали темой исследования “Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в начальных классах”.

Цель исследования состоит в выявлении путей формирования самоконтроля.

        Объект исследования:  учебная деятельность младших школьников.

        Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников самоконтроля как компонента учебной деятельности.

        Гипотеза исследования:  использование специальных заданий может способствовать формированию и развитию самоконтроля.

        Цель, предмет и гипотеза исследования определяют постановку следующих задач:

1.   Изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы по теме исследования.

2.   Анализ особенностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста.

3.   Отбор и обоснование системы заданий по формированию самоконтроля при обучении математике по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.

4.   Проведение опытно- экспериментальной работы по формированию навыков самоконтроля.

        Методы исследования:

-теоретический анализ,

-педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся,

-изучение продуктов деятельности младших школьников,

-проведение констатирующего и обучающего экспериментов.

        Исследование проводилось в третьем классе частной школы “Литица”.

       












ГЛАВА 1.

 Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников.


1.1. Сущность учебной деятельности.


        Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание- с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания- науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.

        Прежде всего считаем уместным дать определение деятельности вообще. “Деятельность- это практическое преобразование общественным человеком объективного мира. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму- в образ, который лежит в основе ориентировки  человека в мире. Деятельность всегда включается в конкретные общественные отношения и определяется условиями материального и духовного общения, характерными для данного общества”( 22,С.10).

        Итак, переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает новую форму- форму учебной деятельности. Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка- период, относящийся к его младшему школьному возрасту.

        Т.В.Габай дает следующее определение учебной деятельности:” Учебная деятельность- это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников.”(6,С.77)

        Основной продукт в учебной деятельности является не только объективно главным продуктом этой деятельности, в которой все подчинено его получению, он и осознается человеком как главный, составляя ее цель. Данное обстоятельство отличает учебную деятельность от игры и стихийного общения. Их спецификой является то, что, хотя обеспечиваемый ими познавательный эффект и является их главным продуктом, он не ставится ими в качестве цели, которая ограничивается получением эмоционального удовлетворения от самого процесса, что и образует “субъективный смысл” этих действий. Кроме того, термин “учебная деятельность” не следует отождествлять с термином “учение”. Дети учатся в самых разных видах деятельности ( в игре, в труде, при занятиях спортом и т.д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах.

        Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового). В основе создания людьми всех форм теоретического сознания лежит диалектическое мышление.

         Существует мнение, что еще одной характеристикой учебной деятельности является то, “что приобретаемый человеком опыт не открывается им в исследовательском процессе, а получается в готовом виде от других участников этой деятельности”.( 6,С.77)

        Этот же автор отмечает, что  “в действительности не существует ситуации усвоения социального опыта, в которой учащийся был бы полностью избавлен от выполнения исследовательских элементов, более того они составляют в его деятельности несравненно большую часть, чем собственно познание.”(6,С.78) Таким образом , нам кажется, что автор противоречит сам себе. Мы считаем более приемлемым  второе высказывание.

        Последняя особенность учебной деятельности связана с тем, что действия познающего лица ограничиваются выполнением лишь ее основного функционального компонента, тогда как вся сумма подготовленных функциональных компонентов этой деятельности передана обучающему лицу.

        Заслуживает особого внимания вопрос о содержании понятия “учебная деятельность” с точки зрения того типа социального опыта, который в ней усваивается. Здесь есть различные мнения. Так понятие учебной деятельности, используемое В.В.Давыдовым и его сотрудниками, ограничивается ситуациями усвоения преимущественно обобщенных теоретических знаний и соответствующих им способов деятельности. “В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам форм общественного сознания ( науки, искусства, морали, права), но и те исторически возникшие способы, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления- рефлексию, анализ, мыслительный эксперимент. Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания.”(8,С.132). В то же время другие авторы не считают целесообразным ограничивать подобным образом данное понятие. Оно является у них обобщенным в отношении вида усваиваемого опыта, который может быть как теоретическими, так и эмпирическими знаниями (Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов и др.). Н.Ф. Талызина связывает усвоение каждого из этих видов с различными типами учения, выделяемыми в теории планомерного формирования умственных действий.

        Рассмотрим структуру учебной деятельности.

        Потребность в учебной деятельности возникает у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе участия его в сюжетной игре, в которой интенсивно формируется воображение и символическая фантазия. Выполнение ребенком достаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической фантазией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, о взрослых людях, умения ориентироваться в них с учетом их содержания. Сюжетно- ролевая игра способствует возникновению у ребенка познавательных интересов, однако сама по себе полностью удовлетворить их не может. Поэтому дошкольники стремятся удовлетворить свои познавательные интересы путем общения со взрослыми, путем наблюдений за окружающим их миром, извлекая различные сведения из доступных им книг, журналов, кино. Постепенно старшие дошкольники начинают нуждаться в более обширном источнике знаний, чем им может предоставить повседневная жизнь и игра.

        Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая предоставляет богатый материал для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Эти интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребенка потребности в усвоении теоретических знаний.

        В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях как психологической основе учебной деятельности. Эта потребность у ребенка возникает в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующей учебной задачи.

        Таким образом, знания, как содержание учебной деятельности, являются вместе с тем и ее потребностью. Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия- с мотивами. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, посредством которого реализуется учебная деятельность. Согласно общей закономерности интериоризации, первоначальной формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах.

        Мотивы учебных действий побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства теоретических знаний. При выполнении учебных действий школьники овладевают прежде всего способами воспроизводства тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и норм- и через эти способы усваивают содержание этих теоретических знаний.

        Итак, потребность в учебной деятельности побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, мотивы- к усвоению способов их воспроизводства посредством учебных действий, направленных на решение учебной задачи.

        Д.Б.Эльконин считает учебную задачу основной единицей учебной деятельности. Он пишет:” Учебная задача состоит из основных взаимосвязанных структурных элементов: учебной цели и учебных действий. После включения в себя как учебных действий, в узком смысле слова, так и действий по контролю за произведенными действиями и их оценке. В сформированной учебной деятельности все эти элементы находятся в определенных взаимоотношениях.”(5,С.188) По Давыдову “задача- это единство цели действия и условий ее достижения”.(8,С.151)

        Учебная деятельность направлена на решение учебной задачи. Существенной характеристикой учебной задачи служит овладение школьниками теоретически обобщенным способом решения некоторого класса конкретно- частных задач. “Поставить перед школьником учебную задачу- это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на обобщенный способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий”. ( 22,С.15)

        Более точную характеристику учебной задачи можно дать путем ее сравнения с конкретно- практической задачей. Так при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменение в объектах или в представлениях о них, однако его результат- изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение школьниками способами действий.

        Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы школьники усваивали знания в процессе самостоятельного решения учебной задачи, которая позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Назовем эти действия:

- преобразование условия задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в “чистом виде”;

- построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

        Итак, следующим компонентом учебной деятельности являются учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Независимо от того, как им задается способ действия (учителем или они обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец. “Производимые ребенком действия по составлению предварительного представления о способе действия и по его первоначальному восприятию есть собственно учебные действия .” ( 24,С.164)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7