бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста в условиях детского сада бесплатно рефераты


Для того чтобы сформировать ролевую игру, были организованы совместные со взрослым игры, в которых дети выполняли ряд действий, соответствующих тому или иному персонажу, а по ходу выполнения взрослый относил их к той или иной роли: «Ты, как мама, кормишь дочку», «Ты, как доктор, лечишь ребенка» и т.д. После окончания всей цепочки действий взрослый фиксировал все произведенные ребенком действия: «Ты играл в доктора», «Ты играл в продавца».

Уже после небольшого числа таких совместных игр дети активно и охотно играли при простом предложении сюжета и легко брали на себя роли. Это свидетельствует о том, что переход к роли в игре у умственно отсталых детей требует руководства со стороны воспитателя.

Исполняя ту или иную роль, они внимательно следили, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают» и т.д.

Конфликты возникали из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине ехали два «шофера», а обед готовят несколько «поваров».

В ходе наблюдения за игрой «Больница», действия выполняются ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Во время игры, ребенок, который играл роль доктора, делает детям прививки, пытался нарушить правила поведения врача. Дети бурно реагировали на такую попытку нарушить логику действий врача: «Так не бывает. Сперва надо протереть, а потом сделать укол». Дети учились преодолевать непосредственные побуждения, с подчинением правилам, заключенному в роли.

Усвоение контрольно-оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходило в ролевой игре «Магазин». Выполнение роли способствует формированию у дошкольника выразительности речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально – речевых способностей, а так же они предназначены для трудового воспитания детей.

Для распределения ролей использовали такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди, провести игру».

Отметим, что характер взаимодействия Оли и Тани в игре был далеко не одинаков. Наблюдения за этими девочками в самостоятельной деятельности также показали, что именно Оля выступает инициатором всевозможных затей, Таня же только следует ее замыслам.

Андрей на протяжении игры ласково разговаривает с партнером, часто выражает похвалы ему. При этом оценка нередко дается им не за результат действий партнера, а в самом начале его, и носит неадекватно завышенный характер.

Словесные поощрения чаще всего проявлялись им перед определенными моментами игры: распределением игрушек и ролей, в конце игры, когда нужно было убирать за собой.

Мы наблюдали, что Андрей, осуществляя вместе с Сашей намеченный замысел, разъясняет ему каждый момент игры, постоянно фиксирует его внимание на том, что должно быть сначала, что потом, корректирует его действия, если они не соответствуют последовательности, предусмотренной сюжетом и действиями в соответствии с ролью.

Эффективность подобных видов воздействия высока у тех детей, которые в ходе игры выделяют другого ребенка как партнера по совместной деятельности, проявляют внимание к нему, замечают возникающие перед ним трудности. Этим детям удается влиять на развитие общей игры

Некоторые дети фиксируют внимание на правилах поведения, требуют их четкого выполнения, что становится как бы главным в игре.

При этом у большинства из них на первый план выступало содержание роли, ролевое поведение с ярко выраженными обращениями к партнеру по игре как носителю роли.


2.3 Анализ полученных результатов


Цель: выявить изменения в уровне сформированности игровых умений в ролевой игре, после применения комплекса ролевых игр. Разработать рекомендации для педагогов по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста после применения комплекса ролевых игр.

2. Сделать сравнительные выводы о сформированности игровых умений детей экспериментальной и контрольной групп.

3. Провести сравнительную характеристику полученных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

На данном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 2 и в гистограмме 2. Протоколы исследований в приложении 3.


Таблица 2

Результаты уровней сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Экспериментальная группа


Контрольная группа


Количество детей

Процентное соотношение к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение к общему числу детей

III уровень

2

25%

0

0%

II уровень

5

62,5%

7

87,5 %

I уровень

1

12,5%

1

12,5%


Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе высокий третий уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста после применения комплекса ролевых игр имеют двое детей (25%), а в контрольной группе детей с высоким уровнем нет – 0%.

Средний (второй) уровень в экспериментальной группе у пятерых детей (62,5 %), в контрольной группе – у семерых детей (87,5 %).

Первый (низкий) уровень у детей в экспериментальной группе один (12,5%), и в контрольной группе – у одного ребенка (12,5%).


Гистограмма 2. Результаты уровня сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста


В экспериментальной группе общий уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста стал выше, чем в контрольной группе.

Этому способствовала целенаправленная и систематическая работа, проведенная с детьми, состоящая из комплекса ролевых игр.

Для сравнения динамики результатов контрольного и констатирующего эксперимента данные представлены в гистограмме 3.


Гистограмма 3. Уровни сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста


Результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе III уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста повысился на 25% и составил двое детей (25%). II уровень – остался без изменений в количественном отношении, за счет повышения качественного уровня отдельных детей и составил 5 детей (62,5%), I уровень уменьшился на 25%, и составил одного ребенка (12,5%).

В контрольной группе уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста претерпел незначительные изменения. III уровень – 0%, II уровень увеличился на 12,5%, и составил 87,5%, семь детей. I уровень уменьшился на 12,5%, один ребенок (12,5%).

Это позволяет сделать вывод о том, что высокий результат сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста был достигнут, при организации целенаправленной работы на формирующем этапе в экспериментальной группе, т.е. апробированию комплекса ролевых игр, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

После проведения комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе. В контрольной группе результат уровня сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.

Следовательно, комплекс ролевых игр является эффективным средством формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.



Заключение

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детям импонируют положительные роли.

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами и людьми, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Дошкольный возраст — это период познания окружающей среды, которое у умственно отсталых детей без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающая развивающее воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка.

В данной работе было проведено психолого-педагогическое исследование и апробирование комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре.

Диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.

Следовательно, комплекс ролевых игр является эффективным средством формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза подтвердилась.



Список используемой литературы


1.                 Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. – 430с.

2.                 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1987.-230с.

3.                 Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 336 с.

4.                 Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников [Текст] / Под ред. Н.П. Долгобородова.- Ленинград, 1969.- 340с.

5.                 Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.

6.                 Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-1966.-№6.- С. 35-38.

7.                 Геллер, Е.М. Наш друг – игра [Текст] / Е.М. Геллер.– Минск: Народная Асвета, 1979.-180с.

8.                 Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.- М.: Просвещение, 1980.-360с.

9.                 Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.-С. 67-69.

10.            Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.- Москва: Просвещение, 1985.-380с.

11.            Годдфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: В 2 т. / Ж. Годдфруа.- М., 1991. - Т.2 - с.19-23, 34-38, 43-46, 50-53, 61.

12.            Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных
вариантов[Текст]: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. В.В.Слободчикова.- вып.2.-Томск, 1992.

13.            Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева.- М.: Институт практической психологии (Серия Библиотека школьного психолога), 1998. - 176 с.

14.            Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская.- М.: Педагогика, 1975.-140с.

15.            Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.

16.            Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология [Текст] / Под ред. М.Р. Гинзбурга.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с.

17.            Игра дошкольника [Текст] / Под редакцией С. Л. Новосёловой.- Москва: Просвещение, 1989.-82с.

18.            Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 230с.

19.            Менджерицкая, Д. В. Флёрина об игре и игрушке [Текст] / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание.- 1969.- № 3. – С.15-24.

20.                         Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.

21.            Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.- т.1.- 450с.

22.            Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.-т.2.- 420с.

23.            Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988.-180с.

24.            Обучение детей в дошкольных учреждениях села [Текст] / Под ред. А.С. Алексеевой.- М.: Просвещение, 1990.-98с.

25.            Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта [Текст] / Н.Д. Соколова.- Москва, 1984.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7