|
Меню
|
|
Формирование речевой деятельности младших школьников
Так в
упражнении № ? (2-й класс) дети в стихотворных текстах находят синонимы,
наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся.
Выполняя
упражнение № ? (3-й класс), учащиеся подбирают самостоятельно к словам синонимы
или пользуются словарём синонимов, составляют предложения с любой парой
синонимов. Аналогичная работа проводится и с антонимами (упражнение № ?).
По
наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимает и радует
процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно они учатся
умелому использованию в речи этих слов.
Большое
значение автор учебников уделяет правильности речи младших школьников. Через
тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов («что», «скучно»), с
нормами ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи
(«магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся правильному употреблению в
речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.
Особое место
в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают упражнения,
направленные на воспитание культуры речевого общения. Так выполняя упражнения №
41, 75, дети задумываются над вопросами, какие слова можно употребить, прощаясь
со своими товарищами, и с какими можно обратиться к учителю или другому взрослому.
Таким образом, на примере типичных ситуаций учащимся показано как следует
пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании,
просьбе, извинении и так далее, а также как нужно вести себя в подобных
ситуациях.
В учебниках
вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать
текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок,
выделять части текста и композиционно правильно строить текст, выбирать опорные
слова, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело
использовать их в речи.
Так
упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определять тему и главную
мысль текста, упражнения № ? требуют от учащихся подбора заголовка или
соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45 (3-й класс) дети
проводят наблюдения над структурой текста (вводная, основная, заключительная
часть), развивается умение выделять эти части, устанавливать последовательность
и связь предложений в частях текста и частей в тексте. При выполнении
упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) у учащихся формируется общее представление
о типах текста, умение различать эти тексты.
В учебниках
много упражнений, предлагающих создание собственных речевых высказываний, что
позволяет развивать не только устную, но и письменную речь учащихся: создание
текста по заданному слову, предложению, пословице, рисунку и вопросам на
заданную тему, составление продолжения текста и прочее.
Формирование
речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию
изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности
построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты
Положительным
является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных
рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый
материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося,
развития связной речи. Помощь в работе учителю оказывают помещённые в конце
учебника словари. При изучении любой темы внимание учащихся может быть
привлечено к работе со словарём.
Таким
образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) способствует
и повышению языкового образования и развитию речевой деятельности младших
школьников.
Научить
маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо
поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой
интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции
разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и
развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от
учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к
развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и
корректировке.
В чём же я
вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся.
Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует
целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, чётко
представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что
должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического
применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1.
Цель планирую как для
учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).
2.
С целью обогащения
словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую
нестандартное начало урока:
-
Составь словосочетания,
изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт,
натуральный, глаза.
-
Скажи наоборот: холодно -
; сладкий - ; близко - .
-
Назови слова с ударением
на первом (втором) слоге.
-
Скажи по-русски:
презентовать, дефект, интервал.
3.
Продуманность отбора
материала:
-
Содержание подчинено одной
теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.
-
Обязательное введение
новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно
получить способом словообразования.
-
Введение в урок пословиц и
поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо
как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
-
Воспитательная
направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура
общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы
исправить (добавить)».
-
Учу строить свободные
высказывания. Для этого:
а) предлагаю составить описательные или
сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;
б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например:
«Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он
хрупок и может разбиться»;
в) ставлю вопросы, требующие сопоставления
фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему
не едет автобус?»;
г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка.
Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».
Важную роль в
речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом
правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя.
Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала,
вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь
учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов,
наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.
4.
Об оценивании. Стараюсь
работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая
или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми
умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым
подвожу к самооценке.
Во-вторых, я
считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку,
«очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций
формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических (слово
живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и
почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаюсь позиции, что
обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной
грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и
житейских ситуациях.
Свою работу
строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на
обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие
окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.
Начинаю с
обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову.
Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его
значение. И здесь на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словами
стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное
языковое чутьё.
-
Назови слова близкие
(противоположные по смыслу).
-
Среди слов найди лишнее:
«лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что
обосновывают связным высказыванием.
-
Назови слово, поставь
буквы в алфавитном порядке.
-
Назови новое слово,
поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
-
Объясни значение, поменяв
одну букву: «бочка – точка».
-
Измени ударение. Как
изменилось значение: «замок, стрелки».
Слово – это
часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего
предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или
вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого
предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому
моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим
значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его
этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким
может быть слово.
В результате
беседы приходим к выводу:
|
СЛОВО
|
УБЕДИТЕЛЬНОЕ
|
ЖИВОЕ
|
ТРЕПЕТНОЕ
|
ВОЛНУЮЩЕЕ
|
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
|
УМЕСТНОЕ
|
КРАСИВОЕ
|
ИСКРЕННЕЕ
|
Что может
сделать слово?
|
СЛОВО МОЖЕТ
|
ОБОГАТИТЬ
|
РАСТРЕВОЖИТЬ
|
ОЗАДАЧИТЬ
|
УСПОКОИТЬ
|
ИЗЛЕЧИТЬ
|
ПОБУДИТЬ
|
СПАСТИ
|
РАНИТЬ
|
Подружившись
со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная
работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся,
а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому
на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного
слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая
эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам
для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими
пользоваться.
Систематическая
словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как
образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова
зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов
в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую
производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в
текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное
употребление их в речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок,
Когда беленький, как снег,
В стаде первый оленёнок
Появляется на свет.
Затем идёт
беседа:
-
О ком идёт речь в
стихотворении? (об оленёнке).
-
Объясните значение слова
«оленёнок» (маленький олень).
-
Сравните слова по
значению. В чём заключается различие?
-
Благодаря какой части в
составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».
Или:
Чайчонок
встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.
Чайчонок –
чайка.
-
С помощью какого слова
выражено отношение автора к птенцу?
-
Какая часть слова выражает
это отношение?
Провожу
различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие
родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и
как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».
Среди разнообразных
упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место
отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь
большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это
значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на
чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в
разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие
упражнения:
-
Соедини слова в пары:
«метель, рубеж, вьюга, граница».
-
Запиши слова в порядке
уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».
-
Запиши прилагательные с
теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый –
флаг, мак».
-
Замени глагол: «В магазине
мы деньги теряем (тратим)».
-
Уточни действие: «Собака
съела конфетку (проглотила, сгрызла)».
В отличие от
слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью.
Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения
заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети
поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с
грамматической основы. Например:
«Картина висит».
«Картина висит на стене».
«Картина висит на стене в детской».
Ещё в
практике использую такой вид работы с предложением, как:
-
Составь предложение по
схеме:
Кто? Что делает?
Дятел стучит
Какой? Где?
-
Подбери и напиши
подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес – в нём рядом весна и
осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».
Пословицы и
поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и
навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Каким же
образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой
деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:
Мал золотник, да дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублём.
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
Друзья познаются в беде.
Задание
предлагаю такое:
1.
Прочитай одно (по выбору)
предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
2.
Отталкиваясь от данного
предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является
названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой
текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или
текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в
текст.
Эффективным
приёмом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой приём,
как «Слово-магнит». Учитель представляет слово с точки зрения
нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как
и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово
доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно
узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми
отмечаем знаком «+», а злые – знаком «-». По просьбе учителя дети называют
слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы.
Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве
«магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же
получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний.
Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный
материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания –
составления своего связного письменного текста. Например:
«Гуманный»
(+), поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок,
дружба, мечта, радость, мир».
Опираясь на
поле слов, дети составляют свой текст.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|