Формирование просодического компонента речи у детей с ЗПР
На пороге —
морозы!
(Ю. Капотов)
В водах тихого
затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном.
Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже
на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас1
Вот и весь рассказ.
(Л. Мезинов)
(Детям
предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить
голоса тритонов.)
Систему
логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой,
включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой,
движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают
значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на
нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса,
т. е. основных средств интонирования речи.
Взаимообусловленность
процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение
одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе
коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в
определенной последовательности.
а) Вначале
осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по
подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
б) С целью
закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения
осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с
детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и
выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания,
с обязательной паузой после вдоха:
— вдох и выдох
через нос;
— вдох через нос,
выдох через рот;
— вдох через рот,
выдох через нос;
— вдох и выдох
через рот.
в) Формирование
длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения
специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит
постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха
осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз,
стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль
ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их
выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
В качестве
примера остановимся на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося
звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
“Немое кино”.
Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех
гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести
звук на длительном выдохе.
“Топор”. Ребенку
предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и
опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед,
медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
“Зоопарк”. Каждый
ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по
зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее
звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
“Ворона”. Ребенку
предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно
опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.
Аналогичным
образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести
на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка —
“мяу” и т. д.).
“В лесу”. Логопед
ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается,
услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ayf”.
Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля,
ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены
ребенком на одном выдохе.
г) Формирование
направленной воздушной струи.
В связи с тем,
что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода
воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют
щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики
проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью
воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения
(каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая
картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной
инструкции):
“Толстяк” (
картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в
течение 15 секунд.
“Худенький”
(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы
сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
“Снежок”
(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед
трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную)
снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
“Дудочка”
(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком
языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек
засвистел, как дудочка.
“Пропеллер”
(картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке,
указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно
выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого
пальцем воздуха.
Задания
предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание
слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами,
картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в
слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с
фишками, карточками и т. д.
Вывод: Систему
логопедической работы по формированию и развитию просодических компонентов речи
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР целесообразно дополнять занятиями
логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями,
маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые
оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с
ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы
голоса, т. е. основных средств интонирования речи.
Особо, на наш
взгляд, следует обратить внимание на возможности театрализованной игры в плане
развития просодических компонентов речи ребенка.
Экспериментальная
база нашего исследования – ДОУ № 17 г. Армавира Краснодарского края.
Экспериментальная
группа – дети старшего дошкольного возраста с замедленным психическим
развитием:
Испытуемый № 1 : Беляко
Данил 5 лет 11 мес.
Испытуемый № 2: Корташёв
Руслан 6 лет 1 мес.
Испытуемый № 3: Иванов
Данил 5 лет 7 мес.
Испытуемый № 4: Корх
Андрей 6 лет
Испытуемый № 5: Пипеляев
Дима 5 лет 9 мес.
Экспериментальная
работа проводилась с 20 марта по 28 апреля 2006г.
Предварительно
для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых
листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не
имеющим специальных бланков.
Практически все
обследования проводятся в присутствии родителей.
По результатам проведенных
методик:
Испытуемый № 1 :
Беляко Данил.
Общая
характеристика просодических компонентов речи испытуемого № 1: обнаруживаются
нарушения всех просодических характеристик речи: мелодики, ударения, динамики,
темпа, ритма, модулированности и т.д. Эмоциональная окраска речи недостаточна,
изъясняется с помощью заученных, застывших интонационных схем.
Входе проведенных
методик стал лучше воспроизводить ритмические структуры услышанного ( повтор
ритмичных ударов).
Формирование
ритмической организации высказывания прослеживается слабее. Работа по данному
разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания
ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого
образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в
конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической
организации высказывания.
Вывод: по
результатам проведенной работы можно говорить о явных положительных результатах
в развитии просодического компонента речи. Хотя успехи у испытуемого и
незначительные , однако, наблюдается прогресс в усвоении, следовательно, при
более длительном и последовательном проведении работы в данной области можно
достичь лучших результатов.
Испытуемый № 2: Корташёв
Руслан
Общая
характеристика просодических компонентов речи испытуемого № 2: обнаруживаются
нарушения следующих просодических характеристик речи: мелодики, ударения,
динамики, темпа, ритма, модулированности и т.д. Эмоциональная окраска речи
прослеживается.
Усвоение ритмики
речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
1. Восприятие и
воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в
середине, в конце отрезка проходит последовательно с возрастающим успехом.
2. Отхлопывание
(отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова,
стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно) в начале проведения
методики – слабая, к концу наблюдается некоторое улучшение.
Методики на
эмоциональность в речи удаются лучше всего, видимый результат и удовольствие
ребенка от собственного успеха.
Вывод: по
результатам проведенной работы можно говорить о явных положительных результатах
в развитии просодического компонента речи. Хотя успехи у испытуемого и
незначительные в области воспроизведение ритмического рисунка речи, однако,
видимый результат в развитии эмоциональной выразительности речи.
При более
длительном и последовательном проведении работы в данной области можно достичь
лучших результатов.
Испытуемый № 3: Иванов
Данил
Общая характеристика
просодических компонентов речи испытуемого № 3: обнаруживаются нарушения всех
просодических характеристик речи: мелодики, ударения, динамики, темпа, ритма,
модулированности и т.д. Эмоциональная окраска речи недостаточна, изъясняется с
помощью заученных, застывших интонационных схем.
В ходе
проведенных методик наблюдается улучшение в области подбора слов (картинок) к
определенной акцентной структуре.
Слабо, но удается
к концу проведенной методики имитация акцентной структуры слова (словесное ударение)
и предложения (синтагматическое ударение).
Вывод: налицо
хорошие результаты проведенной работы, есть видимые успехи в акцентой структуре
речи.
При более
длительном и последовательном проведении работы в данной области можно достичь
лучших результатов.
Испытуемый № 4: Корх
Андрей
Общая
характеристика просодических компонентов речи испытуемого № 4: не воспринимает
темп речи, отсутствует эмоциональность и интонационная выразительность.
Развитие
восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде
всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности,
таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма
речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной
выразительности речи.
В ходе
проведенных методик наблюдается весьма слабое в начале и видимое улучшение к
концу занятия воспроизведение темповой характеристики фразы; воспроизведение
темповой характеристики фразы отраженно, вслед за педагогом в лучшей степени; самостоятельное
воспроизведение определенного темпа фразы удается слабо, однако, прослеживается.
Вывод: у
испытуемого наблюдается слабый прогресс, что дает основание говорить о
необходимость продолжения работы в выбранном направлении.
Испытуемый № 5: Пипеляев
Дима
Общая
характеристика просодических компонентов речи испытуемого № 5: ускоренный темп
речи , отсутствие эмоциональности в речи, интонационной выразительности .
В процессе
проведенных методик обнаружилось, что испытуемому трудно сбавить ускоренный
темп речи. От педагога требуется огромное терпение и многократное повторяемость
упражнений на темп речи.
Развитие
дифференциации различных видов интонации так же происходит слабо.
Вывод: результаты
проведенной работы весьма слабые.
2.7. Практические рекомендации родителям по развитию
просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время
проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным
психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике,
психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в
частности, в методике коррекционного обучения.
- Причины
нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным
нарушением. Необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. При выполнении
двигательных проб для губ (растягивание губ в улыбку и вытягивание их в
трубочку) большинство дошкольников с задержкой психического развития испытывали
трудности в удержании артикуляторной позы или выполняли движения не в полном
объеме, что отражалось в интонации голоса ребенка, силе звучания голоса, темпе
речи .
- Выразительно
читать ребенку сказки « в лицах», привлекать ребенка к звукоподражанию. Участие
в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет
его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или
театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид
детского творчества .
- Особое внимание
уделять монологичной речи. Самые простые задания на построение высказывания,
например пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка
два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно и
отражать определенную эмоциональность высказывания, во-вторых, она должна
планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым будут развертываться
сложное высказывание, рассказ. Формирование этих способностей в простых формах
связной монологической речи служит основой перехода к более сложным ее формам
(например, к творческому рассказыванию).
- В тех случаях,
когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от
нормального темпа речи, закономерно использовать специальные упражнения,
направленные на его нормализацию. Упражнения проводить систематически, основной
прием работы — подражание темпу речи взрослого.
Однако, на наш
взгляд, главная рекомендация родителям, имеющим детей с ЗПР: систематичность,
терпение и любовь.
Итак, в ходе
нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- Просодические
элементы речи включают в себя ритмико-интонационные элементы речи (мелодика,
относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по
длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.),
обязательные для звуков речи и относительно независимые от их качества,
организующие речь путём противопоставления одних сегментов речевого потока
другим. Просодические элементы соотносятся с единицами, большими, чем звук, -
слогами, словами, синтагмами и предложениями; они организованы в автономные
системы, важнейшие из которых тон, ударение и интонация.
- Моделирование
процесса обучения детей с замедленным психическим развитием
ритмико-интонационной организации речевого потока связано с отражением в
учебных условиях многоаспектной природы процессов ритмизации и интонирования
высказываний (мотивационный, функциональный, процедурный и таксономический
аспекты).
- Систему
логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой,
включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой,
движениями под музыку, подвижными и рече-выми играми, которые оказывают
значительное воздействие на эмоциональ-ную выразительность детей с ЗПР, на
нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса,
т. е. основных средств интони-рования речи.
- В формировании
просодического компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного
развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности,
эмоциональности. Художественная выразительность образов, иногда комичность
персонажей усиливают впечатление от высказываний, поступков, событий, в которых
участвуют дети, поэтому ситуации, которые возникают в процессе театрализованной
игры наиболее, на наш взгляд, способствуют развитию просодических компонентов
речи старших дошкольников с ЗПР.
1. Астапов
В.М. введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. -М.:
Международная педагогическая академия, 2001.
2. Борякова
Н.Ю. Ступеньки развития.-М.: Гном-Пресс, 2000.
3. Дети с
задержкой психического развития. /Под редакцией Власовой Т.А. -М.: Педагогика,
1994.
4. Глухов
В.П. Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с
общим недоразвитием речи. - М.: Издательский дом “Грааль”, 2001.
5. Е.Худенко,
С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию
просодического компонента речи у детей. - М.: Руссико, 2003
6. Программно-методическое
оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР,
под ред. Шевченко С.Г.- М.: Ника-Пресс, 1998.
7. Ульянова
У.В. Дети с задержкой психического развития.- Нижний Новгород, 1999.
8. Ковшиков В.А.
Исправление нарушений различных звуков- Спб. , 1995
9. Лалаева П.И.
Нарушение речи у детей с ЗПР - Спб.,1998
10. Логинова Е.А.
Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. - Спб., 1997
11. Левина Р.Е.
Общее недоразвитие речи -М.,1961
12. Леонтьев А.Н.
Язык, речь, речевая деятельность.- М.,1961
13. Методика
развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада
(под ред. Федоренко Л.П.,Фомичева Т.А.) 2-е издание -М. Просвящение, 1994
14. Маркова А.К.
Психология усвоения языка как средство общения.- М.: Педагогика, 1994
15. Миронова С.А.
Развитие речи дошкольника с ЗПР : Программно-методическая оснащения
коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР - М.:
Наука-пресс, 1998
15. Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с
задержкой психического развития.- М., 2005
16. Лалаева Р.И.,
Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры,
упражнения, конспекты занятий.- М., 2005
17. Шашина В.П. Организация
коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста.- М., 2004
18. Тарасова
О.В., Шамарина Е.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами
математики: Содержание коррекционно-развивающей деятельности и конспекты
занятий: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-
М., 2004
Виды театрализованных игр, способствующих
формированию и развитию просодического компонента речи детей с ЗПР
|