Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Математические
способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту
мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с
отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье.
Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два
года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен
возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него
первым источником необходимого жизненного опыта. [20]
Наличие мужчины в семье
влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование
их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше
он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.
Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление
соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно
значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении
ребенка к учебе.
Приведенные выше примеры
влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии
каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет
лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие
интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и
собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети,
выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важной
психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье,
является нарушение половой идентичности, несформированность навыков
полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает
глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых
психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни
ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает
формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую
роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем
гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период
ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной
его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.
Наиболее успешно дети
усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в
5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к
3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному
полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его
личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных
только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как
словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных
девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой
характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец
играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности
поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне
и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы
отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе
взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины,
осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии
негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье
или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского
самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с
отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские
обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление
своих детей.
Воспитывающиеся без отца
мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное
представление о мужском поведении как антагонистически противоположном
женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском
поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто
менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной
безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния
в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения
адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс
половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности
и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для
представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния
матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок.
Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного
поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать
окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно
участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек
материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности
ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает
мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и
душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и
осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье
реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей
это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают,
прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей
материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В
своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска
матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать
мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному
психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом
которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. [15]
Не всегда взаимоотношения
матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего
детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его
самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и
смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской
стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына
надежным другом в течение всей его жизни.
Рассматривая виды
неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей
из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической
поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы:
1.
Материальная
проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная
«кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать
себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской
Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка
одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей,
особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные
женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто
мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким
собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за
ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также
женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к
категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных
формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают
более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной
нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и
перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне
обеспечены [14]
2.
Проблема
совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с
предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за
ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной
занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от
родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения,
4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец
ребенка [14]
3.
Проблема
«неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности,
возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно
проблемы ребенка, растущего в неполной семье.
Неполная семья чаще, чем
полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к
низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных
семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей
«чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем
на поступление в ВУЗ». С одной стороны это свидетельствует о большей
самостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно с
худшими материальными возможностями неполной семьи.
В этой главе было сказано
о некоторых психологических, воспитательных и материальных особенностях формирования
личности ребенка, характерных для всех типов неполных семей. В то же время
каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные
черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс
психического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги,
хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и
отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие
одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям
психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям
личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным
отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Большинство родителей
хотели бы видеть своих детей одарёнными и культурными, воспитанными и
преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между
семьёй и школой. Последняя становится открытой системой для координации
воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить
противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Не вызывает сомнений, что
при нынешней занятости родителей, без помощи педагога семейное воспитание
осуществить очень трудно. Учитель должен оказывать всестороннюю помощь
родителям в воспитании личности ребёнка. Главная задача педагога – убедить
родителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Совместная,
скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся
уже в течение учебного года может дать положительные результаты по улучшению
психологического климата в семье, по формированию личности ребёнка. А если
данная работа будет запланирована и проведена в течение всего периода
начального обучения, то можно будет смело говорить о том, что процесс
формирования личности ребёнка идёт на достаточно высоком уровне.
Конечно, родителям одним,
без поддержки со стороны общества, не справиться со столь серьёзной задачей –
воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должна
осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного
воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должна
перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализированных
форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции
педагогического просвещения. Координацию деятельности школы и семьи по
воспитанию детей можно осуществлять в различных организационных вопросах. [10]
Огромную роль в выборе
форм и методов работы с родителями играет изучение семей: их социального
статуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результаты
можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает
семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и
максимально использует воспитательный потенциал семьи.
Можно сделать вывод, совместная
работа семьи и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно,
эффективна и продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестись
планомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения
ребёнка в школе.
В наше время отношения
школы и семьи складываются по определённым шаблонам. Они всем нам известны. Вот
некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены,
что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи
считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-то
деспоты, творящие произвол.
Но нельзя сводить всю
сложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идёт
переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения.
А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она
всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить
человечество.
Обобщая всё, что сказано
выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние
на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В
социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще
предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности
матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям,
протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими
заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических
аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще
возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется
дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического
характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой
самоидентификации и снижения самооценки).
Педагог в первую очередь
должен учитывать личностные особенности ребенка. Многочисленные данные,
полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что
воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление
его личности. Такие дети чаще раздражаются, более эмоциональны, вспыльчивы,
несдержанны и менее уверены в себе, чем дети из полных семей.
3.2 Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей
неполный
семья ребенок педагог
Ребенок из неполной семьи
является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее
драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется
значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на
кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг,
авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных
семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех
советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального
одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить
конструктивные межличностные взаимоотношения.
Педагог по сути является
неотъемлемой частью семьи, еще одним родителем, который играет немаловажную
роль в воспитании ребенка, поэтому он должен учитывать его личные особенности,
то есть опираться на личностно-ориентированный подход в образовании.
Цель
личностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека в
человеке, заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для достойной
человеческой жизни, для безопасного взаимопонимания с людьми, природой,
культурой, цивилизацией. Реализация этой цели есть достижение нового качества
образования, чтобы его достичь, необходимо глубоко осмысливать новые
направления, требующие нового мышления. [11]
Переход к
личностно-ориентированному образованию зависит от учителя – его желания, общей
и педагогической культуры, личностных качеств. В этом случае учитель должен
удовлетворять следующим требованиям:
o
иметь ценностное
отношение к ребенку, культуре, творчеству;
o
проявлять
гуманную педагогическую позицию;
o
заботиться об
экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
o
уметь создавать и
постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую среду;
o
уметь работать с
содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
Страницы: 1, 2, 3
|
|