Формирование приемов практической деятельности на уроках технологии
Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной
отделки (4 ч)
Практическая проверка разработанной технологии в процессе изготовления
деталей (изделия) из древесины с применением ручных деревообрабатывающих
инструментов. Художественная отделка некоторых поверхностей деталей
геометрической резьбой, выжиганием и т. д.
Сборка изделия и его отделка (2 ч)
Конструктивные элементы (округления, конические и фасонные поверхности и
др.) деталей и изделии. Выбор технических форм в соответствии с принципами
конструирования и их значением. Общность в конструкциях изготавливаемых изделий
и деталей: технические и геометрические формы, типовые детали и соединения. Приемы
работы при сборке из древесины с применением различных деталей. Сборка изделия
из отдельных ее элементов (деталей) с использованием различных видов
соединений (на гвоздях, шурупах, клее и т. д.). Способы отделки изделия.
Практические работы
Составление эскизов деталей, чтение чертежей (технологических карт)
деталей и изделий. Анализ конструкций деталей по чертежу. Выбор заготовок и
технологическое планирование работы. Разметка заготовок. Изготовление и
отделки деталей. Сборка изделий различными способами.
Контроль качества изделий по чертежу с помощью контрольных и
измерительных инструментов. Элементы машиноведения.
Общность механизмов различных станков, (сверлильного, токарного, по
дереву и металлу и др.) (2 ч)
Механизмы главного движения и подачи. Токарно-винторезный станок как
технологическая машина, его назначение и применение, общее устройство (основные
части и их назначение); Принцип действия станка. Основные движения в станке,
сложение движений. Кинематическая схема станка.
Устройство и принцип действия настольного горизонтально-фрезерного станка
(2 ч)
Назначение и устройство горизонтально-фрезерного станка, принцип его
работы и выполняемые операции.
Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и ее
элементы. Сущность фрезерования. Применение фрезерных работ в современном
производстве.
Технология обработки металла (14 ч)
Виды сталей. Понятие о термообработке (2 ч)
Классификация сталей: углеродистые (конструкционные, инструментальные) и
легированные. Применение сталей в народном хозяйстве. Способы экономии металла
(замена стальных конструкций пластмассовыми, снижение металлоемкости и др.).
Технология токарных работ по металлу (2ч)
Токарные резцы – проходные, подрезные, отрезные. Общие сведения о
геометрии режущей части резцов. Понятие о режимах резания скорость резания,
подача и глубина. Выбор режимов резания: глубины резания, подачи, скорости
резания; расчет частоты вращения шпинделя. Организация рабочего места токаря.
Правила безопасности труда при работе на токарно-винторезном станке. Применение
приспособлений для токарных работ. Технология обработки деталей. Приемы
выполнения основных токарных операций.
Приемы точения конических и фасонных поверхностей и отверстий,
подрезания торцов и уступов, зачистки, отрезания и отделки поверхностей
деталей на токарном станке по дереву. Уход за станком. Прогрессивные технологии
токарной обработки. Режим экономии сырья и электроэнергии в процессе производства.
Бережное отношение к технике, оборудованию и инструменту. Резервы повышения
производительности труда. Достижения отечественной науки и техники в создании
станков в токарной группе. Ознакомление с содержанием труда: профессия –
токарь.
Практические работы
Составление эскиза цилиндрической детали с конструктивными элементами:
уступами, канавками, округлениями и др. Чтение кинематической схемы токарно-винторезного
станка.
Выбор заготовок и планирование работы. Определение формы, размеров и
материалов заготовки. Расчет припуска. Составление технологической карты на
изготовление изделия.
Упражнения в управлении и простейшей наладке токарно-винторезного и
фрезерного станков. Установка и закрепление заготовки на токарно-винторезном
станке. Подрезание торцов. Обтачивание цилиндрических поверхностей (гладких и
ступенчатых). Подрезание уступов. Обтачивание конических поверхностей
(широким резцом, поворотом верхних салазок суппорта) Зачистка обработанных
поверхностей. Отрезание.
Нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы (2 ч)
Назначение резьбы. Диаметр и шаг резьбы Резьбонарезной инструмент и
приспособления. Устройство метчика и плашки рабочая часть и ее элементы Приемы
нарезания резьбы вручную. Дефекты резьбы Таблица диаметров отверстий и стержней
для нарезания основной метрической резьбы.
Резьбовые изделия (болты, винты, шпильки). Резьбовые соединения. Пути
предупреждения саморазвинчивания резьбовых соединений: контргайкой, шплинтом,
специальными шайбами и т. д. Приемы нарезания крепежной резьбы на станках и
вручную.
Примерный перечень изделий
Простые однодетальные – болт, гайка, гайка-барашек, детали к моделям,
приборам, приспособлениям и инструментам комплексные — циркуль разметочный,
струбцина параллельная, колодка для закрепления шлифовальной шкурки;
приспособления: для отрезания полос заданных размеров из тонколистового металла,
для закрепления деталей при сверлении на сверлильном станке, для закрепления
тонких заготовок и др., рубанок металлический. рамка ручная ножовочная; модели
машин и станков.
Технология фрезерных работ по металлу (4 ч)
Установка и закрепление заготовок в тисках на фрезерном станке.
Фрезерование плоских поверхностей и канавок (деталей призматических и
цилиндрических форм).
Технология обработки деталей на горизонтально-фрезерном станке. Правила
безопасности труда при работе на фрезерных станках. Ознакомление с содержанием
труда: профессия – фрезеровщик.
Практические работы
Составление эскиза детали с конструктивными элементами: уступами, пазами
и др. Чтение кинематической схемы настольно-фрезерного станка. Выбор заготовок
и планирование работы. Определение формы, размеров и материалов заготовки.
Расчет припуска. Составление технологической карты на изготовление изделия. Контроль
точности изготовления деталей (изделий) с помощью измерительных инструментов. Изготовление,
отделка и украшение изделий из древесины и металла (6 ч)
Организация и правила безопасности труда. Последовательность выполнения
операций на различных рабочих местах.
Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание различных поверхностей:
цилиндрических, конических и фасонных. Изображение внутренней и наружной резьбы
на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Технологический процесс
изготовления изделий: сочетание слесарных работ с токарными и фрезерными.
Принципы конструирования (простота, прочность, надежность,
экономичность и др.). Детали как части изделия. Примеры конструктивных решений
(в деталях, соединениях, изделиях). Варианты конструкций изготавливаемых
деталей. Основные этапы проектирования изделий.
Способы художественной отделки древесины (геометрическая резьба,
выжигание и т. п.) и металлов (пропиливание, продавливание и т. п.). Простейшие
приемы выполнения этих операций. Способы контроля качества резьбы. Ознакомление
с содержанием труда: профессия – слесарь механосборочных работ.
Практические работы
Составление эскизов (чтение чертежей) деталей (изделия) различной формы и
из разных материалов, деталей с наружной и внутренней резьбой. Технологическое
планирование работы. Составлено технологической карты на изготовление детали
(изделия); определение материала, формы и размеров заготовки. Расчет припуска.
Изготовление изделий с применением столярные, слесарных, токарных и фрезерных
операций. Нарезание резьбы в отверстиях. Зачистка и отделка деталей. Сборка
изделий. Контроль качества изделий
Примерный перечень изделий
Простые многодетальные – полка для книг, подставка для пробирок, укладка
для стамесок, ящик для картотеки; сложные – киянка с круглым и прямоугольным
бойком, рейсмус столярный клиновой, ерунок и др., приспособления для разметки
соединения деталей «вполдерева» и др., ватерпас, стенд для электромонтажных
работ, подставка-штатив, технические игрушки и игры, сувениры (шкатулка,
шахматная доска и др.), макеты и модели дорожно-транспортных машин и их рабочих
органов.
2.3. План-конспект урока.
Интегрированный урок: технология + физика по теме:
"Электротехника. Монтаж действующей модели квартирной проводки"
Название: монтаж квартирной проводки. Предмет: технология + физика.
Класс: 7-й общеобразовательный. Время
работы над проектом: 2 урока. Основные цели:
-
развитие представления о применении физических законов в быту.
-
формирование прочных знаний о применении условных изображений в чертежах и
схемах;
-
формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи моделей в
соответствии с выбранной конструкцией;
-
развитие графических умений и навыков;
-
развитие профессионального интереса к специальности “Электрик”;
-
воспитание самостоятельности и творческой активности в трудовой деятельности;
-
формирование коммуникативных умений.
ОБОРУДОВАНИЕ,
ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационное
оборудование: электромонтажный стенд (рис.1); понижающий трансформатор 220/36В;
комплект электроскопов; действующий электрический демонстрационный стенд с
проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь).
Оборудование
на каждую группу для монтажной работы: электромонтажный стенд – (рис.1),
счетчик электрической энергии, предохранительная колодка, автоматический
выключатель, розетка открытой проводки, одноклавишный выключатель открытой
проводки, настенный патрон)
Рис.
№ 1
4 – 5
метров провода (АПВ 1х2,5 или АПУНП 2х2,5); 0,5 метра гибкого провода (ПВ 3 1 х
0.5 или ШВВП 2 х 0,75); электротехнический нож; бокорезы; плоскогубцы;
изоляционная лента.
Комплект
оборудования у каждого ученика на рабочем месте для графической работы: линейка, карандаш, стирательная
резинка, 2 листа бумаги (формат А 4).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Учитель
технологии.
Принять детей в мастерской, мотивировать на работу (по необходимости доклады
звеньевых)
Здравствуйте!
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и от всей души улыбнитесь. Сегодня у нас
не совсем обычный урок. Вести его будут два преподавателя, то, что
касается предмета физики - учитель физики, то, что касается предмета технологии
- учитель технологии. Вы расположились за рабочими местами мини группами, вам в
процессе выполнения заданий разрешается советоваться друг с другом. Давайте
вспомним, какие элементы из квартирной электрической сети мы знаем: розетка
(штепсельный разъем), выключатель, светильник. А, общаясь с родителями и
взрослыми, вы еще слышали: СЧЕТЧИК, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ. Давайте внимательно посмотрим на электромонтажные стенды,
закрепленные у вас на верстаках, то увидим все то, о чем мы только что
проговорили.
II. Основная часть урока
Учитель
технологии.
Начинаем нашу работу с выполнения первого графического задания.
Задание
№1. На
чистом листе, лежащем перед вами, воспроизведите в условных обозначениях
(сохраняя пространственное местоположение) представленные на стенде
электромонтажные изделия.
По
мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую
помощь для отдельных учащихся.
-
Спасибо! Вы все справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте
сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на
рис.2)
Рис.
2
Для
этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех
элементов электрической сети (<рис.2>).
- Мы
с вами знаем, что если источник тока, потребители тока и приборы управления,
соединенные между собой проводниками, то они образуют электрическую цепь.
Учитель
физики. А
вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила
какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута. В современных
схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный
контакт это “заземление”. Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на
примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики).
Демонстрация: Комплект из школьных
электроскопов не менее 3 штук. Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его
значение. При соединении заряженного электроскопа с незаряженным нам наглядно
видно, как заряд распределился между двумя электроскопами. Причем на первом
осталось примерно половина заряда, присоединим еще один и видим, что заряд на
первоначальном уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к
контуру заземления весь заряд стекает в контур.
Выводы:
1.
Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить
электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск
травмирования человека электрическим током
2.
Замыкая цепь, т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд.
По
определению - ток это направленное, упорядоченное движение электронов,
соответственно при соединении проводника с ЭДС через потребители со вторым
проводом мы с вами - замкнем цепь и упорядочим движение электронов и выполним
обязательное условие для прохождения тока это; наличие источника тока,
потребителей и замкнутость цепи.
Учитель
технологии.
Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание.
Задание
№ 2. На
второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя
условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане,
соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую
электрическую цепь.
Через
две минуты помочь неуспевающим, через три минуты - воспроизвести (цветными
мелками на ватмане) схему (<Рис.3>)
Рис.
3
Учитель
технологии.
Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть
при выполнении практической работы?
Учитель
физики. Что
такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток)
Демонстрация:
(Используется
самодельный стенд – принципиальная схема которого, приведена на рис.4.)
Рис.
4
Рассмотрим
это
на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных
материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены
маленькие листочки бумаги. Теперь мы подаем напряжение и что наблюдаем? (При
нагревании происходит воспламенение бумаги)
-
Первый
проводник нагрелся очень сильно — это нихром,
- второй нагрелся, но с
задержкой по времени, это сталь,
- третий и четвертый
проводники практически не нагрелись — это медь и алюминий.
При
прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, чье удельное
сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально
его удельному сопротивлению (r) и длине проводника (?), и обратно
пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в
приведенной формуле.
R= r
Расчетные
задачи: Используя
данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника.
Проводники изготовлены из различных материалов. Для этого Вам предоставлен лист
с заданием № 3.
Задание
№ 3
карточка
№ 1.
|