бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий бесплатно рефераты

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

Содержание

Введение ...………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы  формирования  представлений о мире труда и профессий  у младших школьников …………….................................................6

1.1.         Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у  младших школьников...........................................................................................6

1.2.         Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе ...………...................13

1.3.          Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников ……….................…………………………...19

Выводы по первой главе ...…………………………………………………...…24

Глава II. Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.................................................................................................................26

2.1.         Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий...........................................................................................26

2.2.         Методы  и средства  формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.......31

Выводы по второй  главе ...………………………………………………...…...36

Заключение ............................................................................................................37

Список литературы ...…………………………...……………………………….39

Приложения ...………………………...……………..…………………………..43


 

Введение

       Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

       Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

       На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

       Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

       Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий».

       Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

       Объект исследования: процесс формирования представлений о мире труда и профессий.

        Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников  о мире труда и профессий.     

        Гипотеза исследования: формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

- используются разнообразные  методы  и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Задачи исследования:

1.     Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

2.     Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.

3.     Разработать диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

4.     Разработать педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Методы исследования:

·     анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

·        анализ практики работы педагогов в данном направлении, знакомство с учебными и внеклассными планами педагогов.

·        педагогическое наблюдение;  

·        тестирование.

















Глава I. Теоретические основы  формирования  представлений о мире труда и профессий  у младших школьников.

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

       В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

       Перед младшими школьниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

       Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

       Е.А Климов считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий [10, c.233].

       На наш взгляд, такое руководство восприятием процесса труда позволит детям проследить весь процесс профессионального труда от начала до конца, установить логические связи между компонентами, осмыслить значимость каждого компонента, то есть понять сущность того или иного конкретного вида профессионального труда.

       А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи» [12, c.12].

         С.Н. Чистякова определяет формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности  как основную цель пропедевтики профессионального самоопределения. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:

– формирование осознанных представлений о мире труда  и профессий;

– развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;

– развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;

– развитие реалистической самооценки [34].

       А.Д. Сазонов считает, что основная задача педагога – использовать все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на максимальном уровне сформировать представления о мире труда и приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. «Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников» [23, c.23].

       Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи.

       Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии [8]. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

       Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Все эти особенности облегчают работу учителя.

       Но, как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе.

       В первую очередь, каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательный задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому Е.Н. Прошицкая выделяет задачу для учителей и родителей. «Они должны помочь ребенку научиться воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не дефект личности или признак неминуемой неудачи» [18].

       Г.В. Резапкина считает, что учителю необходимо учитывать особенности самооценки младших школьников:

чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий;

сначала формируются критерии оценки по отношению к другим, затем по отношению к себе;

младшему школьнику легче оценить результаты учебной работы, качества, наблюдаемые в поведении, чем личностные качества. Например, первоклассник способен оценить такие качества, как «сильный», «ловкий», «вежливый». Но в то же время затрудняется в оценке качеств «добрый», «хороший», из-за неясности критериев их оценки [22].

       «С развитием личности младшего школьника его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств» [23].

       Психологические особенности младшего школьника производны от ведущего вида деятельности – учебы. По словам Божович Л.И., для младшего школьника учение не просто деятельность по усвоению знаний, оно осознается и переживается как его собственная трудовая деятельность. «Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность к самосознанию; ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» [24]. Кроме того, учение – первый вид социальной деятельности, с которой сталкивается школьник. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условие, и результат, и средство формирования личности младшего школьника.

       Своеобразно развивается и мышление в этот период. Психологи и педагоги отмечают, что для учащихся 1-2 класса характерно наглядно-действенное мышление, специфика которого заключается в тесной связи мыслительных и практических действий. Только примерно к 3-му классу конкретный, предметный характер мышления обогащается наглядно-образным, дающим возможность обобщения, абстрагирования, возможность представлять предмет, не оперируя им.

       А.И. Кочетов [12] считает, что психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умение и желание работать сообща.

       Работа педагога, психолога-практика по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует отметить, что и в научной литературе, и в практическом словоупотреблении они понимаются в разных случаях по-разному.

       Так, употребляя слово «профессия», имеют в виду либо объективную область приложения сил человека [9], либо общность людей, занятых определенным видом труда [18], либо систему подготовленности, присущую данному человеку [7], либо разновидность деятельности [36].

       Все указанные варианты значений этого понятия правомерны, если ясно помнить, о чем в каждом случае идет речь. Основным значением будем считать следующее: профессия – род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретение соответствующих знаний и практических навыков) [36].

       Что касается слова «труд», то мы сталкиваемся со значительным разнобоем в его понимании. Чаще всего трудом считают так называемый физический или производственный труд. «А под производством часто понимают только самое основное его звено – материальное производство» [9, с.45]. Здесь возникает теоретическая трудность, поскольку деятельность, например организатора, разработчика проектов, работа художника как бы невольно противопоставляется труду. Что же касается трудового воспитания, то «оно фактически суживается до подготовки школьников к материально-производственному труду» [9, с.46].

       Подготовленность учащихся к труду, к жизни – результат работы школы в целом [9, c.52]. На наш взгляд, это вполне логично, так как воспитание – это прежде всего воспитание такого человека, который ориентирован на общественные ценности, то есть человека, который может, в частности, сознательно и самостоятельно планировать и активно строить свой конкретный жизненный и трудовой путь. «Для младших школьников выбор профессии связан со стремлением участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как элемент ролевой игры, своеобразно удовлетворяющей эту потребность» [22].

       А.Д. Копытов считает, что основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах. «Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность» [11, c.23]. На наш взгляд, такой подход очень актуален в наше время, так как он означает, что школьникам нужно дать знания о профессиях вообще и о предпочитаемой в частности; помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении.

Страницы: 1, 2, 3, 4