Формирование правовой культуры учащихся
Формирование правовой культуры учащихся
Содержание
Введение 1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву 1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры 1.2 Практические приемы формирования правовой культуры 2. Опыт формирования правовой культуры учащихся (на примере колледжа №34 г.Красноярска) Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Одной из закономерностей
зрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования.
Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членов
данного общества. Для построения в России правового государства, для успешного
социально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодого
человека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежи
необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе
изменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной
ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и
правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской
молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям
времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня
правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активной
личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством,
другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношении
будущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанности
входит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темы
определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе
социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает
важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в
качестве главного результата образования рассматривается готовность и
способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как
за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями
образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание
основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой
системы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностями
в построении системы правового образования обладают инновационные учебные
заведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, как
демократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личности
ребенка, учительского труда, школы); значительное влияние
социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка
образовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок и
механизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (на
уровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образования
и технологий его реализации и т. д.); актуализация исторического
образовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советской
педагогике) и др. В связи с этим практика настоятельно диктует необходимость
создания системы правового образования школьников, нацеленной на формирование
демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых
ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов
законопослушности, преодолении правового нигилизма.
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений,
нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в
жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная
позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования
правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой
культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Объект: правовое
образование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: процесс
формирования правовой культуры учащихся.
Цель работы: рассмотрение теоретических и
методических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
Исходя из цели, объекта и
предмета решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический
анализ характеристик правовой культуры.
2. Дано практическое
применение приемов формирования правовой культуры учащихся.
Работа состоит из
введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий
объем работы 25 страниц.
1.
Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву
1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся
возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов,
происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями
научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в
разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах
современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие
убеждения и последовательная правовая позиция.
Анализ понятия «правовая культура»[1]
как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности
человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое
место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и
ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход
позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные
современному развитию общества знания:
-
об обществе, его
целях и ценностях;
-
о правах человека
и способах их реализации;
-
о необходимости
непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
-
о двух
противоположных системах отношений:
государство – общество – личность
личность – общество – государство
-
о способах
достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.
Такой ученик умеет:
-
отстаивать свои
права и права других людей;
-
ставить цель и
выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
-
грамотно и
осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.
Ему присущи следующие качества:
-
гибкость и
открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и
действиях;
-
готовность к
исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных
норм;
-
конструктивность
и настойчивость в реализации правовых норм;
-
объективность;
-
ответственность
за принятое решение и за последствия его реализации.
Правовая культура
личности включает правовые
знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре
данного понятия диссертант выделяет систему взглядов и убеждений,
нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества
правовой жизни общества и исполнение правовых норм.[2]
Сущность правовой
культуры
характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями;
сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами
личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и
социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода
правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической,
экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный,
эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и
формируется в процессе правового образования и правового воспитания.[3]
Под правовым
образованием
учащихся понимается процесс
овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения
уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры
личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая
образованность является необходимой составной частью культурного облика
человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.[4]
Правовое воспитание – это систематическая
целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том
числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых
взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и
установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную
позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.[5]
Следовательно, правовая
культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое
воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и
воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и
установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый
культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение
человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою
деятельность.
Правовая культура
является основным показателем результативности правового образования и
правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма
формирования правовой культуры личности.
Формирование правовой
культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
-
вооружение
учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного,
юридически правильного поведения в обществе;
-
воспитание
уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
-
воспитание
чувства ответственности за свое поведение;
-
формирование
внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие
этапы:
1 - целенаправленное формирование правовых знаний и
понятий;
2 - выработку правовых убеждений;
3 - формирование этико-правовых установок;
4 - воспитание правовых чувств;
5 - формирование опыта законопослушного поведения;
6 - формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по трем
основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой
культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:[6]
-
интеллектуальному - правовые
знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
-
эмоционально-ценностному - система
взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку
качества правовой жизни общества;
-
практическому - исполнение
правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой культуры определенны
значимые правовые качества:
-
интеллектуальному – стремление к
правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность,
способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать
нестандартные решения;
-
эмоционально-ценностному –
честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и
ответственности;
-
практическому – инициатива,
активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками
правовой деятельности, креативность, творчество.
Технология эффективного
формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую
поэтапные взаимосвязанные действия:[7]
1) определение целей и
приоритетов процесса формирования правовой культуры;
2) диагностика уровней
правовой культуры;
3) целеполагание;
4) определение
педагогических условий успешного формирования правовой культуры;
5) организацию
образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в
соответствии с его основными этапами;
6) соотнесение
достигнутых показателей с планируемыми.
Успешность формирования правовой культуры
обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор
правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование
ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания
у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение
психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал,[8]
что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в
процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь,
контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением
способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.
Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного
использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и
внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводить
специальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Кроме
того, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового
образования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения в
ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык,
литература, история, обществознание):
-
изучение приемов
анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий,
суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности
и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее
результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по
приведению ее в соответствие с этой нормой;
-
некоторые
дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные
суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.
Педагоги школ должны активно применять нетрадиционные приемы
обучения, например, такие как: «синквейн» - чтение с остановками
(Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составление
вопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»;
«кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют
обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по
принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода,
что позволяет реализовать в обучении принцип социализации. [9]
Использование названных приемов зависит от задач учителя на
разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с
учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии:
ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С.Королькова).
На первом этапе (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия для
активизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь на
предыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех или
иных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы и
средства их достижения.
Страницы: 1, 2
|