Формирование правильного письма у младших школьников
Усвоение нового правила происходит в
процессе выполнения практических упражнении. При этом необходимо устанавливать
связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в
противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например,
предлоги и приставки сходны по графическому начертанию, но противоположны с
точки зрения слитного и раздельного их написания.
Параллельное изучение некоторых
правил оказывается более эффективным, чем последовательное (изучение правописания
существительных всех трех склонений, одновременная работа над глухими и
звонкими согласными в конце и в середине слова).
Осознание правила зависит от наличия
у учащихся конкретных представлений. Поэтому если учащиеся забыли правило, то
не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном
материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде
составляют содержание правила.
Глава 2.
Методика работы по формированию правильного письма
2.1. Приемы
работы над орфограммой
Начиная с первого
класса, проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и
орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые, и проверяемые: последние в
ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: "луг-луга".
Многие слова, которые в
начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом
деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости. Так, в словах
"корова", "молоко", "город", "деревня"
полногласия "-оро-", "-оло-", "-ере-" пишутся
всегда с буквами "о" и "е"; в том, что это полногласия, а
не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные
слова: "город-град" ( "-оро-", чередуется с
"-ра-"),"деревня-древо, древесный" ("-ере-",
чередуется с "-ре-"), "молоко-млеко, млечный"
("-оло-", чередуется с "-м-").
Установлено
экспериментально, что для успешного запоминания слов они должны повторяться
после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2
месяца с целью контроля [13, с.23]. Однако в практике многих учителей
используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого
урока. Такие устные диктанты, занимающие 2-3 минуты (и даже меньше), позволяют
постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и
работать над индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут
варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым
произнесением и пр.
Хорошему усвоению
правильного написания слова способствует использование системы списывания,
разработанной психологом П. С. Жедек [6,с.23-28]. Запоминанию слов способствует
и привлечение мнемонических приемов.
К мнемотехнике можно
отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые,
вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти
приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая
справка.
Работу по организации
тематических групп слов описывает С. Н. Лысенкова [15,с.37].
Часто учителями
объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например:
Морковь картофель
Помидор капуста
Помогают запоминанию
небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова
"Сорока и медведь", рассказ А. Вознесенского "Собака".
После знакомства с
рассказом "Собака" учитель задает вопрос:
- Заслуживает ли собака
медаль за свою верную службу? (да)
К изображению собаки
прикрепляется медаль, формой напоминающая букву "о".
С большим интересом дети
относятся к рисункам, схемам, например,
Орех (орех
круглой формы)
Ракета (ракета
в виде буквы "А")
Работу по запоминанию
слова "ягоды" (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с
изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям задается вопрос: "Как
можно назвать все эти предметы одним словом?" (ягоды)
Учащиеся записывают
слово с "окном". Для запоминания орфограммы предлагается рисунок:
ягОды (букву "о" можно изобразить в виде какой-либо ягоды).
Нельзя обойти и работу
со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Возьмем для примера слово
"лестница". После предъявления слова учащимся предлагается (устно)
провести звуковой анализ этого слова.
Определить
"трудное" место в слове и обозначить его "окошком" учащиеся
не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с
буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках
лестницы (см. рисунок).
а
┌────
ц│
┌──┘
и│
┌──┘
н│
┌──┘
т │
┌──┘
с
│
┌──┘
е │
┌──┘
л │
───┘
Затруднения могут
возникнуть с размещением буквы "Т". Тогда учитель должен помочь
детям, объяснить, какое место и почему в этом слове "трудное", и дать
этимологическую справку.
Традиционно слова с
непроверяемыми написаниями, или так называемые "словарные" слова,
усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их
графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких
слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым
морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством
современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание
рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске
или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается
орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на
следующих уроках.
Такая методика,
ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает
достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые
ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в
словах, родственных изученным: "земл _е ника",
"п _а года"; "к _а ньки";"
пл _а ток",но "пл _о точек";"береза,но
"б _и резовый" и т.п.
Повышение эффективности
усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают
с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов
должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может
быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова,
сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного
слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования
(учащимися)специальных приемов запоминания, активного включения
"трудных" слов в речевую практику ребенка.
Интересно, что младшие
школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко
пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или
во внеязыковой действительности: "Восток пишется с "о", потому
что там солнышко восходит".
Однако часто эти опоры
бывают ложными: "М _и дведь, его еще М _и шей называют,
М _и шенькой"; "К _а ньки - потому что мы на них
на к _а тке к _а таемся, проверочное слово
к _а тится."
Одним из средств,
обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний,
является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая
справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном
значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко
обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например, "М _А .ЛИНА"-в основу названия был положен
признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина"
образовано от слова "малый" - "маленький".
"Малина" -
"малый" - "состоящая из маленьких частей".
Однако далеко не всегда
этимологическая справка содержит опорное написание.
Например:
"С _А .ПОГ" - по внешнему виду верхняя часть сапога похожа
на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово "сапог" образовалось от
"сапох" - "труба, дымоход, отверстие в печи".
В ряде случаев
исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный
современному. Например: "СТ _А .КАН"-слово заимствовано из
тюркского языка. Первоначально слово "стокан" означало -
"маленькая деревянная миска".
Учитывая сказанное,
можно считать, что в 1 классе целесообразно использовать этимологические
справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет
выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного
графического облика. В соответствии с этим в "Этимологический
словарик" и были отобраны из программы слова с традиционными написаниями в
историческом корне (береза, деревня, пенал). В то же время ряд слов содержит
орфограммы в исторической приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и др.).
Словарная статья
состоит из нескольких частей.
В первой части
называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и дается
толкование его современного лексического значения. У многозначного слова
объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими
школьниками.
Вторую часть составляет
этимологическая справка, в которой сообщается язык-источник происхождения
слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки),
называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема
с опорным написанием.
Далее приводится образец
краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников.
Запись строится по следующей схеме:
- изучаемое слово
(выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);
- производящее слово,
морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями
подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);
- первоначальное
значение слова (заключено в кавычки).
Завершает словарную
статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого
слова.
Этимологическую справку
следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом
строится в следующем порядке:
1.
Предъявление цели. Предъявление слова, чтение,
уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения
орфограммы.
2.
Орфографическое проговаривание, запись слова,
выделение орфограммы в записанном слове.
3.
Сообщение учащимся этимологической справки,
краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.
4.
Подбор однокоренных слов.
5.
Составление словосочетаний или предложений с
изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для
объяснения правописания.
В "Этимологическом
словарике" представлено 38 слов с непроверяемым написанием: береза,
воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш,
картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва,
народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда,
работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода.
(Некоторые образцы словарных статей приведены в приложении).
Современная школа видит
одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей
умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного
запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной
действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает
понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений,
"представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая
хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и
речи"[17, с. 15].
Чем богаче активный
словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и
письменная речь. Подчеркивая значение развития "дара слова" для
формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего
обучения, К.Д.Ушинский писал: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл
слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не
получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда
будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого
предмета"[28,с.69]. Обогащению словарного запаса, а следовательно, и
речевому развитию может способствовать такая организация учебной деятельности,
которая будет направлена на:
1)
восприятие и осознание смыслового содержания
изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических
и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
2)
развитие умения объяснить значение слов и
особенности их употребления в речи;
3)
формирование умения пользоваться словом в речи
при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и
письменного).
"Каждое лексическое
значение слова как единицы лексико-семантической системы языка, - по
определению Н.А.Купиной, - представляет собой совокупность смысловых
признаков, которые отличают это значение от других, создают индивидуальность
лексического значения и поэтому могут быть названы дифференциальными признаками
лексического значения"[17,с.112]. Учим ли мы детей вникать в смысл слова?
Какой объем информации о лексическом значении слова воспринимается ребенком? Воспитываем
ли мы у младших школьников умение объяснять значение слова? Сейчас, когда
методическая мысль и педагогическая практика по вопросу организации лексической
работы в школе значительно продвинулась вперед, эти вопросы не могут не
волновать ни учителей, ни методистов, ни ученых.
Каждый ребенок по-своему
понимает смысл, который закреплен за словом, обозначающим какой-то реальный или
мыслимый "кусочек" действительности, но дать словесное объяснение
значения слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что
словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию
определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. У
младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл
изучаемых слов, а значит, и словесно раскрывать содержание понятий,
обозначенных в языке данными словами.
Как объяснить младшим
школьникам значение слова? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаются слова
К.Паустовского. Размышляя о том, что хорошо бы составить несколько новых
словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к
природе, он писал: "Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово
должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг
писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к
этому слову"[19, с.96].
Для осознания значения
слова важным для ребенка является контекст, в котором это слово было услышано
впервые. Подбор таких текстов поможет учителю не только провести анализ лексического
значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика, даст верное
представление о предмете окружающей действительности, обогатит память ребенка
образцом художественного текста, будет способствовать воссоздающему и
творческому воображению (см. практическую часть, фрагмент урока N4).
Вот еще несколько
заданий, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение
объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные
признаки лексического значения.
q
Расскажи дома о том, что ты узнал о значении
слова.
q
Представь себе, что ты художник. Тебе поручили
нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.
q
Тебе поручили составить рассказ о медведе.
Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой
он есть в жизни.
Страницы: 1, 2, 3
|
|