Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов
Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов
Реферат
на тему:
"Формирование
орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"
Содержание
Введение
1 Содержание работы по
орфографии в школе
2 Предпосылки работы по
орфографии в школе
3 Формирование
орфографических умений и навыков в 5 – 7 классах
4 Методика работы по
орфографии в 8 – 9 классах
5 Работа над
орфографическими ошибками учащихся
Заключение
Список литературы
Введение
Поиск
эффективных способов формирования орфографических умений и навыков у учащихся
на уроках русского языка в настоящее время является одной из актуальных проблем.
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1)
исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой
пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех
случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае
говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее
печатных изданий); 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и
устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их
вариантность)».
Следует
различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель
обучения школьников – формирование орфографической грамотности, под которой
понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные
графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует
два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная
грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение
пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение
безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная
орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с
изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми
орфограммами, усвоенными по определенному списку.
В школе не
ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников,
во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических
правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке
существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется
правилами.
В школе
ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся.
Ее уровень определяется нормами оценки.
Для
достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности
необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
- познакомить
школьников с основными орфографическими понятиями;
- сформировать
у них орфографические умения (на основе этих понятий);
- научить
писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-
сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим
словарем;
- создать
необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
Орфография
представляет самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему
понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное
ознакомление с нею либо до изучения грамматики, либо после ее изучения.
В современном
школьном курсе русского языка орфограммы и соответствующие им орфографические
правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время
предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо
общности, например, гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после
шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными
частями речи и т.д. Полностью реализовать этот принцип затруднительно,
поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от
знаний, еще не известных учащимся.
1
Содержание работы по орфографии в школе
Формирование
орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и
правил. Из орфографических знаний, правил, умений и навыков состоит работа по орфографии
в школе.
Орфографические
знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных
фактов правописания. Например, понятие дефис
- это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой
для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами.
Орфографические
понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на
понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается,
организуя учебный процесс.
В
первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная
орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или
орфограмма-дефис), слитное написание, раздельное написание (или
орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид
орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора
орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило,
орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка,
орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки
орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как
суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа
методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора
орфограмм и опознавательные признаки орфограмм).
Во
вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид
орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма,
актуальная орфограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая
орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не
пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики
обучения школьников орфографии.
Одни
орфографические понятия, используемые в школе, являются лингвистическими
(орфограмма, орфографическое правило), другие - психологическими (актуальная и
неактуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм,
опознавательные признаки орфограмм и др.).
Орфографический
факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается
учеником «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается
то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с
непроверяемыми орфограммами. В отечественной методике преподавания русского
языка были попытки создания словарей-минимумов таких слов для обязательного
изучения их в школе (Н.А. Бублеева, П.П. Иванов, Н.Н. Китаев, О.М. Лобанова,
А.В. Текучев и др.). Созданные орфографические словарики отражали субъективный
подход их авторов к отбору лексического материала. Методика орфографии не
определила принципов минимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это
проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанностью школа не
располагает научно обоснованным минимумом слов с непроверяемыми орфограммами,
которые должны были бы войти в программу.
Орфограммы
- реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых
отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шëпот и шорох буквы ë
и о в корнях есть орфограммы.
Называется эта орфограмма так: «Буквы ë
и о в корне слова после
шипящих».
Названия
видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого
назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В
школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются
названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде
заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям.
Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и
запоминания.
Орфографическое
правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора
той или иной орфограммы. Формулировки
орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора
бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих
орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия
запрета на какое-либо написание. Например: «В приставках на з и с перед
звонкими согласными пишется з,
а перед глухими – с»; «В
сочетаниях ч, ш с другими
согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется».
Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих
орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе
выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример такого правила: «Чтобы не
ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или
подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит
гласная».
По
структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано
это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и
того и другого вместе. Примеры таких правил: «Не
пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не
употребляются без не»; «Не с существительными пишется слитно: 1)
если слово не употребляется без не;
2) если существительное с не
может быть заменено синонимом без не
или близким по значению выражением»; «Не
с существительными пишется раздельно, если в предложении есть
противопоставление с союзом а».
Умения
и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по
орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в
письменном слове.
В
школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:
·
- нахождение
в словах орфограмм;
·
- написание
слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми
написаниями;
·
- обоснование
орфограмм;
·
- нахождение
и исправление орфографических ошибок.
Орфографические
умения впервые начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978
г.
2 Предпосылки работы по орфографии в школе
В
процессе формирования у учащихся орфографических умений и навыков необходимо
опираться на психологические и методические предпосылки (условия), являющиеся
необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.
Большое
значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, имеет
развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на
запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления. Вместе с тем есть
специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией.
Овладение
орфографическими умениями - процесс длительный и неравномерный. Правописанием
одних орфограмм учащиеся овладевают относительно быстро, правописанием других -
достаточно долго. Одной и той же орфограммой учащиеся тоже овладевают
по-разному в связи с тем, что в ней есть трудные случаи в изменении правил. Эти
факты привлекали внимание методистов русского языка М.В.Ушакова,
Н.С.Рождественского, В.А.Добромыслова и других. В начале 70-х гг.
М.М.Разумовская предложила называть усвоенные учащимися орфограммы
теоретическими (их дети не видят в словах), а еще не усвоенные (их школьники
видят в словах) – фактическими.
Орфограммы,
затрудняющие учащихся и через длительное время после ознакомления с ними,
целесообразно называть актуальными, а орфограммы, переставшие затруднять
учащихся, - неактуальными. Знание учителем этапа превращения актуальной
орфограммы (т.е. все еще требующей методических усилий для формирования навыка)
в неактуальную (т.е. не требующую методических усилий ввиду сформированности
навыка) имеет огромное значение для совершенствования работы по орфографии:
уловив указанный момент в работе детей, учитель сможет правильно распределить
усилия для обучения орфографии.
Орфографические
умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые восприятия
(передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия
(видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия
органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма. Отсюда в
формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти:
слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная.
Слуховая
память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их
запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На
уроках для этого используются различные виды диктантов.
Зрительная
память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках
зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания,
а также диктантов со зрительной подготовкой. Речедвигательная (кинестетическая)
память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в
результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных
движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей
правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Моторная
память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.
Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых
повторных записей того или иного слова.
Практика
подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической
памяти. В учебном процессе на уроке это проявляется в использовании и диктанта,
и списывания, и послогового проговаривания, и многократной записи одного и того
же слова. Важно найти для каждого вида орфограммы необходимую
последовательность перечисленных упражнений.
Русская
орфография тесно связана со всеми разделами языка, поэтому прочное знание фонетики,
лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса необходимо для
овладения орфографическими умениями и навыками.
Выбор правильных написаний в словах начинается с нахождения в
них орфограмм, или, по-другому, «точек» применения орфографических правил. Эти
«точки» в словах имеют зрительно-слуховые приметы, например [ца] на конце
глаголов (одна из примет орфограммы - неразделительный мягкий знак: «-тся и -тъся
в глаголах»), наличие приставки кое-
(одна из примет орфограммы - дефис в словах между морфемами) и т.п. Приметы,
или опознавательные признаки «точек»
применения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а
тот или иной тип орфограмм. Так, наличие шипящих на конце слова сигнализирует о
том, надо или не надо писать букву мягкий знак после них. Видов орфограмм,
имеющих данную примету, несколько: они имеются в существительных, кратких
прилагательных, глаголах, наречиях.
Орфографическая
зоркость формируется в результате применения специальной методики. Ее развитие
начинается с различения в словах написаний по произношению и написаний по
правилам. Для их различения учащимся предлагаются задания: назвать, подчеркнуть
написания либо только одного типа, либо обоих типов.
Развивает орфографическую зоркость работа, направленная на
обучение учащихся самоконтролю, орфографический разбор, диктант «Проверяю
себя», предложенный А.И.Кобызевым.
3 Формирование орфографических умений и навыков в
5 – 7 классах
На
уроках орфографии школьники обучаются писать слова: а) с орфограммами, выбор
которых регулируется орфографическими правилами; б) с непроверяемыми
орфограммами. Для работы над ними сложились разные методики в связи с тем, что
первая из них имеет дело с множеством слов, определяемых одним правилом, а
вторая - с отдельными словами.
В
работе над орфограммами, регулируемыми правилами, выделяются два
последовательных этапа: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом и
формирование орфографических умений.
Ознакомление
с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов:
из восприятия слов с изучаемой орфограммой; ознакомления с условиями выбора
правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа;
запоминания и воспроизведения учащимися нового орфографического правила; из
обучения применению на практике нового правила.
Для
ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы используются как
эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ на основе анализа
материала для наблюдения), так и дедуктивные (сообщение учителя и
самостоятельный анализ учащимся лингвистического текста).
Завершается
работа формулированием нового орфографического правила, которое производится
либо самим учителем, либо создается учащимися. В обоих случаях предварительно
выясняется, что должно войти в формулировку правила - выявленные условия
выбора. Целесообразно также указать возможную их последовательность в
орфографическом правиле: на первое место лучше ставить часть слова, в которой
орфограмма находится; остальные условия могут перечисляться в любом порядке.
Затем составленное орфографическое правило сравнивается с формулировкой
учебника с целью выяснить, все ли условия отражены, удачна ли
последовательность перечислений условий выбора в правиле, из скольких частей состоит
новое орфографическое правило.
Страницы: 1, 2
|