Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
Детский
сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
НА 1
КАТЕГОРИЮ
Формирование
навыков межличностного взаимодействия
у детей
дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель
Коннова Ирина Леонидовна
г. Нижневартовск,
2006 год
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у
детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования
личности
1.2 Особенности коммуникативной
деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности
дошкольника
Глава 2. Формирование навыков
межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
В последнее время
педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается
в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать
установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой
деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному
ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться
успеху другого человека.
Умение общаться, строить
и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и
сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно
развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического
здоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования
добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно
развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия,
идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных
качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка,
умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а
также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию
.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его
жизни. Как показывают
исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их
дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к
окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована
способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть
межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека
разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей
гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых
моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков
обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов
(Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка
происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый
период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом
деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается
та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей,
формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности,
появляются психические новообразования, характерные именно для данного
конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности
заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин
Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает
эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре
ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы
действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам
игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и
познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Думаю, что данное исследование актуально и значимо,
особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от
традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и
все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.
В настоящей квалификационной работе рассмотрены теоретические
вопросы проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия детей
младшего и среднего дошкольного возраста, обозначены конкретные методы
развивающего обучения коммуникативной направленности (игры, игровые упражнения)
и возможное их использование в качестве одного из эффективных средств
социально-нравственного воспитания дошкольников, что на практике работы с
детьми младшего и среднего дошкольного возраста доказано – это подтвердила
выдвинутая мною гипотеза исследования.
Цель
исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования
навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного
возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной
направленности.
Задачи исследования:
1.
Изучение психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей
младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых
упражнений коммуникативной направленности.
2.
Изучение
индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего
дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их
удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников;
уровня сплоченности детского коллектива.
3.
Определить эффективность работы
(системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений
коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного
взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков
межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста
посредством использования развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной
направленности.
Предмет исследования - особенности процесса формирования
навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Субъект исследования – дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2
младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год -
средняя группа – 24 человека
Гипотеза исследования - предполагаю, что целенаправленная и систематическая
работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей
развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности
(рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания)
позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности
навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в
детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения
коэффициента сплоченности детского сообщества.
Методы исследования:
-
теоретический анализ литературы,
формулирование гипотезы;
-
педагогический эксперимент –
наблюдение, собственно диагностика, формирующая работа, анализ результатов,
выводы.
База
экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский
сад компенсирующего вида № 90 «Айболит».
Глава 1. Теоретические проблемы
формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего
дошкольного возраста
1.1
Общение
как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в
отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки
названной проблемы:
1.
Исследование
В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора
психического развития человека о влиянии группы на индивида.
2.
До 70-х гг. ХХ
века разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход.
Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского обещание
занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условия
его саморегуляции.
3.
В 70-е гг. «общение»
начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического
исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.
Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в
периоде от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его
характеристик в превращении проблемы общения в объект психологического
исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.
Согласно определению понятия «общение» - это многоплановый процесс
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности,
это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с
целью достижения общего результата (М.И. Лисина).
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из
четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми,
познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в
результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а
также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий
опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы
деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает
важнейшим фактором психического развития человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5
основных функций общения:
1.
Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей
в процессе совместной деятельности.
2.
Формирующая. Проявляется в процессе формирования
и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях
развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе
опосредовано в его общении со взрослыми.
3.
Функция
подтверждения. В
процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать,
утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей
ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
4.
Функции
организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и
поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с
оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – мы
либо позитивны, либо негативы по своему знаку.
5.
Внутриличностная. Реализуется в общении человека с
самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с
партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками
и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие
на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется
скрытно.
Диалогическое общение - это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее целью
взаимное, самопознание партнеров по общению.
Структура общения
Существует несколько подходов к структуированию общения. Одним из часто
употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны
общения -коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами. В условиях такого общения информация не только
передается, но и формируется, уточняется, развивается и происходит своего рода
обмен этой информацией, в ходе которого происходит выработка общего смысла,
единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем.
Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие). В
ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать
обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы
совместных действий.
Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг
друга) включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.
Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного
самосознания, представления о собственном «Я».
Давыдов
В.В. выделил основные структурные компоненты общения:
Предмет
общения - это другой
человек, партнер по общению как субъект.
Коммуникативные
мотивы - это то,
ради чего предпринимается общение.
Действие
общения - это
единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому
человеку и направленный на него как на свой объект.
Задачи
общения - это та
цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены
разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
Средства
общения - это
способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,
передаваемые в процессе общения (вербального или невербального) одного человека
другому (см. Приложение 1):
-
экспрессивно-мимические
средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.)
-
предметно-действенные
средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов,
притягивание или отталкивание человека и т.д.)
-
речевые средства
общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Продукты
общения -
образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения –
это, прежде всего, «общий результат» взаимоотношения, становление образа самого
себя и партнеров по общению.
Влияние общения на психическое развитие
ребенка
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов
его психологического развития.
Подобное
влияние прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: в
самой области общения в области любознательности детей; в сфере их
эмоциональных переживаний; при формировании любви к взрослому; в сфере
овладения речью; в сфере личности и самосознания детей.
Так, для
самых маленьких детей очень важно, что взрослый необыкновенно богатый источник
разнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный
ожидать, когда неподалеку от него что-то случится, в лице взрослого имеет
динамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиенических
процедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый
одновременно адресуется к разным чувствам ребенка - зрению, слуху, обонянию и
осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои
воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое
неустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, общение с ухаживающим за
ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим
ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец
может испытывать недостаток впечатлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|