бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»






КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА 1 КАТЕГОРИЮ


Формирование навыков межличностного взаимодействия

у детей дошкольного возраста




 

Выполнила: воспитатель

Коннова Ирина Леонидовна







г. Нижневартовск, 2006 год

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

1.1 Общение как фактор формирования личности

1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет

1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиография

Приложение

Введение


В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию .

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Думаю, что данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

В настоящей квалификационной работе рассмотрены теоретические вопросы проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста, обозначены конкретные методы развивающего обучения коммуникативной направленности (игры, игровые упражнения) и возможное их использование в качестве одного из эффективных средств социально-нравственного воспитания дошкольников, что на практике работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутая мною гипотеза исследования.

Цель исследования настоящей квалификационной работы – изучение вопроса формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.

Задачи исследования:

1.                Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.

2.                Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.

3.                 Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности.

Предмет исследования - особенности процесса формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Субъект исследования – дети дошкольного возраста:

2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек

2005-06 учебный год - средняя группа – 24 человека

Гипотеза исследования - предполагаю, что целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания) позволит изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшится психологический климат в детском коллективе и произойдут существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.

Методы исследования:

-                     теоретический анализ литературы, формулирование гипотезы;

-                     педагогический эксперимент – наблюдение, собственно диагностика, формирующая работа, анализ результатов, выводы.

База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит».

Глава 1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста


1.1           Общение как фактор формирования личности


Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:

1.                Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индивида.

2.                До 70-х гг. ХХ века разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского обещание занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условия его саморегуляции.

3.                В 70-е гг. «общение» начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в периоде от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Согласно определению понятия «общение» - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина).

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5 основных функций общения:

1.                Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2.                Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосредовано в его общении со взрослыми.

3.                Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4.                Функции организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – мы либо позитивны, либо негативы по своему знаку.

5.                Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее целью взаимное, самопознание партнеров по общению.

Структура общения

Существует несколько подходов к структуированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения -коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и происходит своего рода обмен этой информацией, в ходе которого происходит выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие). В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

 Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга) включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я».

Давыдов В.В. выделил основные структурные компоненты общения:

Предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект.

Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение.

Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.

Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения (вербального или невербального) одного человека другому (см. Приложение 1):

-                     экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.)

-                     предметно-действенные средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов, притягивание или отталкивание человека и т.д.)

-                     речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения – это, прежде всего, «общий результат» взаимоотношения, становление образа самого себя и партнеров по общению.

Влияние общения на психическое развитие ребенка

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психологического развития.

Подобное влияние прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: в самой области общения в области любознательности детей; в сфере их эмоциональных переживаний; при формировании любви к взрослому; в сфере овладения речью; в сфере личности и самосознания детей.

Так, для самых маленьких детей очень важно, что взрослый необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что-то случится, в лице взрослого имеет динамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиенических процедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка - зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей. Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4