бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование навыка произношения у младших школьников средствами стихов и рифмовок на уроках английского языка бесплатно рефераты

Формирование навыка произношения у младших школьников средствами стихов и рифмовок на уроках английского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО "ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"







Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СТИХОВ И РИФМОВОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

по английскому языку

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах














Тотьма

2009


Оглавление


Оглавление

Введение

Глава 1. Формирование произносительного навыка у детей младшего школьного возраста

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

1.2 Развитие речи младшего школьника

1.3 Технология обучения произношению

1.4 Принципы обучения произношению в начальной школе

1.5 Основные требования к произношению. Специфика английских звуков

1.6 Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков

Раздел 2. Определение влияния стихов и рифмовок на формирование произносительных навыков

2.1 Планирование исследования

2.2 Классификация стихов и рифмовок, предлагаемых для использования на разных этапах урока

2.3 Проведение и обработка результатов первичного констатирующего среза

2.4 Организация урока с включением стихов и рифмовок

2.5 Проведение и отработка результатов повторного контрольного среза. Сравнительный анализ результатов

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Введение


Практическая цель обучения иностранным языкам предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации - устной речью и чтением. Но чтобы научиться понимать иноязычную речь, говорить и читать на английском языке, необходимо овладеть звуковой стороной английского языка. Обеспечить данное условие может целенаправленная работа по формированию у школьников произносительных навыков.

Зачастую у детей нет или не до конца сформирован произносительный навык, поэтому они не могут точно произнести фразу на английском языке. Учителям английского языка в начальных классах необходимо продумать учебную деятельность так, чтобы у детей формировался произносительный навык. Следовательно, в настоящее время проблема формирования произносительного навыка актуальна.

Под произношением понимается не только правильное произнесение английских звуков, но также интонационное оформление и выразительность речи.

Произносительный навык - способность свободно, быстро различать и узнавать на слух фонетические явления иностранного языка в чужой речи, а также правильно и автоматично произносить звуки иностранного языка отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударения, ритм, мелодика, интонация, паузы). Овладение звуковым строем - обязательное условие общения в любой форме. Речь будет понята слушающим с трудом или не понята вообще, если он сам не владеет произносительным навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идет сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Во время чтения и письма работает внутреннее проигрывание, а значит, - внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности.

По мнению Окунева А.П. и Быстровой Е.А., стих - это художественное произведение с ритмически организованной строкой. Рифмованная проза (рифмовка) - это художественный прозаический текст, использующий рифмы (повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк) [3, 203]. Данные толкования позволяют нам сделать вывод об отсутствии значительных различий между этими понятиями. В настоящее время большой интерес вызывает использование стихов и рифмовок на уроках иностранного языка для формирования произносительного навыка младших школьников. Разучивая стихотворение ребенок не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при традиционной работе над фонетикой, он более раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности стихов и рифмовок среди учителей и учащихся. Кроме того, они легко вписываются в любой этап урока и доставляют учащимся неподдельное удовольствие.

Целью нашей исследовательской работы является определение влияния стихов и рифмовок на формирование произносительного навыка.

Исследовательская работа имеет следующие задачи:

Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;

Организовать исследовательскую деятельность по изучению формирования произносительного навыка;

Определить влияние стихов и рифмовок на формирование произносительного навыка у младших школьников.

Объектом исследования является развитие навыка произношения на уроках английского языка в начальной школе.

Предметом исследования является влияние использования рифмовок и стихов на развитие произносительного навыка.

В нашей исследовательской работе существует гипотеза о том, что, если на уроках английского языка систематически использовать рифмовки и стихи, то процесс формирования произносительного навыка будет более успешным.

Использование комплекса практических занятий способствует успешному формированию произносительного навыка младшего школьника. Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация, эксперимент, который направлен на формирование произносительного навыка, измерение, наблюдение, опрос.

Работа состоит из введения, теоретической и практической частей, библиографического списка, заключения и приложения.

Во введении представлен методологический аппарат исследования.

В теоретической части мы определяли понятия произносительного навыка, влияние стихов и рифмовок на его развитие, раскрыли психологические особенности и развитие речи детей младшего школьного возраста.

В практической части дана характеристика опытно-экспериментальной работы: описание проведенного исследования и анализ результатов.

В заключении подведены итоги работы, сделаны выводы.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать более успешному обучению иностранному языку в начальной школе, а также качественному формированию произносительного навыка младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса практических упражнений, подборе и классификации стихов и рифмовок, направленных на формирование произносительного навыка детей младшего школьного возраста. Данная работа может быть полезна учителям в процессе обучения детей английскому языку и студентам.


Глава 1. Формирование произносительного навыка у детей младшего школьного возраста


1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста


Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению [11,249].

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складывается психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в виде школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизнедеятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

В период дошкольного детства в перипетиях отношений с взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношении с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а так же контролем за вниманием, мысленным планированием и решением задач.

Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования связаны с индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

Другое дело - школа. Мухина В.С. считает, что в класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми [11,250]. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Ребенок приспосабливается к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и другие ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого знания.

Учебная деятельность требует от ребенка новых действий в развитие речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личного развития ребенка.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развитии: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только данными возможностями. Она может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним. Так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.


1.2 Развитие речи младшего школьника


Как считает В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы [11,269]. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в речевом развитии. Обратимся к последовательному анализу речи и познавательных процессов ребенка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

В.С. Мухина говорит, что развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания [11,270].

Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Ребенок при специальном обучении может произносить слова с целью выявления звукового состава, преодолевая при этом сложившийся в живой речи привычный стереотип произнесения слов. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Ребенок, который не умеет проводить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен. Дети должны понимать звукозапись, слышать и чувствовать значение и выразительную силу родного языка.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка.

Основная функция речи - общение, сообщение. Шести - семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику. У ребенка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи.

Если ребенок ориентирован на слушателя, по мнению Мухиной, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению [11,273].

В условиях школьного урока, когда учитель дает ребенку возможность отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работы над словом, над словосочетанием и предложением, а также над связной речью.

В современных методических пособиях для учителей предлагаются приемы и методы работы с младшими школьниками, которые выступают как условие, организующее овладение ребенком устной и письменной речью, как условие, содействующее вхождению в реальный язык.


1.3 Технология обучения произношению


Целью обучения произношению является овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения:

умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;

навыками произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой иностранного языка, способами интонирования;

развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы внешней речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4