бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста бесплатно рефераты

Уровни мотивации

Рис. 2


Рис. 3


На графике наглядно представлены все пять уровней мотивации в зависимости от преобладания каждого из них в исследуемых классах. Надо сказать, что в этих классах неодинаковое количество учеников. Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако, независимо от него, из графика (Рис. 3) видно, что во всех двух классах преобладает мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же первого и пятого уровней также во всех классах оказалась на низком уровне.


Таблица 3

Результаты опроса

Класс

Познавательный

Мотив

Социальный

Мотив

9 а

9

40,5%

13

58,5%

9 б

8

33,6%

16

67,2%

Всего

17

37,4%

29

63,8%


Рис. 4


На графике (Рис. 4) четко видно, что у учащихся 9 классов преобладает социальный мотив.

В широком смысле социальный мотив проявляется в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования, также может быть отнесено желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

В узком смысле - состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Полученные данные позволяют сделать вывод о преобладании:

v   по типу - мотивации успеха;

v   по виду – социальный мотив;

v   по уровню - второго и третьего уровней.

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогу методы стимулирования для повышения познавательной активности, что способствует формированию мотивации учения, а школьному психологу – специальную программу по её формированию.


2.3 Программа по формированию мотивации учения


«Познай себя и сделай первый шаг»

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя.

Франсуа Вийон

Пояснительная записка

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Одна из задач образования: находить информацию из различных источников и уметь оперировать ею. Но в современной школе этому вопросу уделяется ещё не достаточно внимания, отсюда вытекает проблема: несоответствие общей подготовки обучающихся и требований, предъявляемым к современному ученику. Поэтому обучение должно состоять не в накачке информацией, а в представлении обучающимся максимальных возможностей для её самостоятельного изыскания и усвоения, а так же стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Необходимость разработки данной программы обусловлена следующими причинами:

Ø    высокий показатель мотивации боязни неудачи;

Ø    преобладание среднего уровня мотивации;

Ø    спад школьной мотивации.

Коррекционная программа разработана на основе сценария тренинга Г. Резапкиной «Мир вокруг меня» (8) и программы  коррекции Э. П. Аветисян  «Я не такой как все» (1).

Цели:

v    развитие мотивационной сферы старших подростков;

v    развитие самостоятельности мышления и выбора.

Задачи:

v    способствовать осознанию своих мотивов;

v    помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;

v    обучать приёмам регуляции и саморегуляции;

v    развитие способности самостоятельно принимать верные решения;

v    развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя.

Продолжительность занятий: примерно 60 – 80 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, беседы, анкетирование.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; свеча и спички (на заключительное упражнение).

Участники: все учащиеся одной параллели с выявленной, в ходе диагностики, проблемой в мотивационной сфере.

Особенность данной программы состоит в том, что её реализация способствует формированию у школьников положительной мотивации к учению:

·                создание и поддержание мотивации к учебной деятельности;

·               «подкрепление» мотива познавательной деятельности и учебной мотивации;

·               создание положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата;

·               сравнительный анализ достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

Программа рассчитана на применение в 9 классе, может быть адаптирована для любого класса и групп внутри класса, её можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определённой коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями – акцент делается на доминировании какой-либо одной коррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).

Заканчивается тренинг конференцией, на которой обсуждаются результаты совместной работы, подводятся итоги индивидуальной деятельности, участники делятся мнениями о занятиях.


Тематический план групповых занятий с подростками

п/п

Название блока

Кол-во

часов

1

Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром

3

2

Мотивация

5

3

«Я всё могу»

5

Блок 1. Познание (восприятие) себя

и отношений с окружающим миром.

 

Упражнения

Цель

Занятие 1

Сообщение ведущего о целях тренинга и

о темах занятия

«А ты кто?»

«Знакомство»

Знакомство, эмоциональный разогрев

«Закончи фразу»

Эмоциональный разогрев, активизация умственной деятельности

Тест «Моё самочувствие»

(приложение 2)

Дать поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями

Занятие 2

«Все мы разные»

«Автопортрет»

Развивать способности понимать абстрактные понятия через конкретные

«Как потрогать качество?»

(Приложение 3)

Помочь подросткам в развитии самосознания и понимания других людей

Занятие 3

«Главное – понять зачем?»

«Метафорический автопортрет»

Развивать умение использовать метафору

Общий шеринг

Сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей обучения в школе для данной группы; эмоциональное отреагирование

Блок 2. Мотивация

Занятие 4

«Потребности и возможности»

Мини-лекция «Мотивы и потребности»

Познакомить с основными понятиями

Анкетирование

Выявить мотивы обучения в школе

«Учитель – друг или...»

Диагностика отношений между учащимися и учителями школы


Занятие 5

«Я – автор

своей жизни»

«Я другой»

Построить график направленности личности

«Ради чего я учусь?»

Выявить первостепенные (и второстепенные) цели обучения в школе

Занятие 6

Создание условий для осознания подростками своих внутренних установок

Мини-лекция «Причина выбора

Познакомить со свойствами и видами побуждений; эмоциональное отреагирование

«Карта интересов»

Выявить в ходе диагностики сферы интересов учащихся

Занятие 7

«Как добиться успеха?»

«Самый - самый»

Выявить пятёрку самых успешных учащихся в группе и определить причину их успешности

«Определение мотивации» (по методике Е. Головахи)

Определить характер мотивации

Занятие 8

«Я такой один»

«Моя Вселенная»

Помочь подросткам выявить их уникальность

Игра-путешествие «Дорога в страну профессий»

Формирование актуального для подростка «информационного поля»


Блок 3. «Я всё могу»

Занятие 9

«Мечтать

не вредно»

Беседа «Сад нашей души»

Научить открывать свои способности и использовать их

Индивидуальное задание

Фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в школе

Занятие 10

«Для чего и почему»

Беседа «Самооценка»

Определение и анализ уровня самооценки

Работа в малых группах

Прояснить цели коллег и поделиться своими целями, связанными с обучением в школе

Занятие 11

«Как добиться результата»

Мозговой штурм «Как добиться результата»

Помочь подросткам научиться самостоятельно принимать верные решения


Общий шеринг

Сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей результатов обучения в школе; эмоциональное отреагирование

Занятие 12

Рефлексия

Сказка «Швейная игла»

(Приложение 4)

Помочь учащимся поверить в себя и преодолеть чувство беспокойства

«Свечка»

Вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее

Занятие 13

Рефлексия

«Комплимент в подарок»

«Телеграмма»

Помочь укрепить уверенность в себе; добиваться поставленной цели

«Забор»

Участники тренинга пишут своё мнение о занятиях

 

Заключение


По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.

Школа — место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой — манит и привлекает. Задача педагогического состава — сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.

К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?

Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний — от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее — от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога.

Литература

 

1. Аветисян, Э. Я не такой как все [Текст] / Э. Аветисян// Школьный психолог. – 2006. - № 8. – С. 41 - 43

2. Бакулина, Е. Как потрогать качество? [Текст] / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С.40

3. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий [Текст] / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. - № 2. – С. 4 - 10

4. Манухина, С. Тренинг командообразования в школе [Текст] / С. Манухина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С. 41 – 44

5. Мартыненко, Ю. Познай себя [Текст] / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. – 2009. - № 4. – С. 36 - 40

6. Новичкова, И. Швейная игла [Текст] / И. Новичкова // Школьный психолог. – 2009. - № 4. – С. 34 – 35

7. Ошуркова, О. Урок психологии для старших подростков [Текст] / О. Ошуркова // Школьный психолог. – 2009. - № 6. – С. 12 - 13

8. Резапкина, Г. Мир вокруг меня [Текст] / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. - № 9. – С. 23 – 25

9. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 1: Работа психолога в школе. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 483 с.

10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с.

Приложение 1


Диагностика мотивации личности

Тест-опросник МУН

(А. Реана)


1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, по и на месяц, год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.


Ключ к опроснику:

«да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20;

«нет»: 4, 5, 7, 9, 13,15,17.


Приложение 2


Тест «Мое самочувствие»

(Н. Стебенева, Н. Королева)

 

Инструкция: вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые я вам сейчас зачитаю. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна прежде всего вам.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

1.                     У меня часто плохое настроение, я плачу.

2.                При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза.

3.                Часто я выгляжу сердитым, подавленным.

4.                Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.

5.                Я почти не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).

6.                Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.

7.                Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.

8.                В настоящее время у меня нет собственной по-1 по многим вопросам.

9.                Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники.

10.           Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.


Ключ к тесту

1 - 2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3 - 6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

7 - 10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но все-таки есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас упражнения, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.


Приложение 3

Как потрогать качество?


Упражнение для подростков

Понятия, не имеющие конкретного предметного воплощения, для того чтобы стать более доступными и ясными, должны быть объяснены средствами другого языка, то есть через более конкретные понятия. Наиболее эффективно, по моему мнению, это можно сделать с помощью метафоры: описания свойств одного предмета через свойства другого.

Данное упражнение наиболее актуально при работе с подростками, поскольку способствует развитию рефлексии и самосознания. Однако при некоторой адаптации упражнение может быть использовано и с другой аудиторией. Его можно также включить как элемент в большую тренинговую программу, направленную на познание себя и других.

Цель: помощь подросткам в развитии самосознания и понимания других людей.

Задачи

• Стимулирование подростков к саморефлексии.

• Развитие умения использовать метафору.

• Развитие способности понимать абстрактные понятия через конкретные.

• Формирование творческих способностей.

Материал: листы бумаги и авторучки (по количеству участников).

Оптимальный размер группы: 10 - 15 человек.

Возраст участников: 14 - 17 лет (8 - 11-й класс).

Время: 45-55 минут.

ХОД УПРАЖНЕНИЯ

Участники рассаживаются в круг, и ведущий дает инструкцию.

Ведущий. Как мы можем заметить, все люди разные, непохожие друг на друга. Одни качества нас привлекают, другие отталкивают. Но порой бывает очень трудно дать определение того или иного качества, и даже постоянно употребляя слово для описания человека, мы часто не задумываемся, какой смысл оно несет, какая информация в нем заложена.

Сегодня на занятии мы и попытаемся понять, что же кроется в тех понятиях, которые обозначают различные качества человека. И делать это мы будем весьма необычным образом. Но для начала нам надо определить круг понятий, с которыми мы будем работать.

Для этого я предлагаю вам назвать те качества человека, которые вы наиболее часто слышите в свой адрес или употребляете для характеристики другого человека. Эти качества могут быть как положительные, так и отрицательные. Но желательно, чтобы это были не характеристики внешности, а более глубокие, фундаментальные качества человека.

Качеств должно быть не очень много, но они должны быть достаточно разнообразными (приблизительно 10 - 12).

В то время как участники называют качества, ведущий записывает их на доске. Если качества похожи, то целесообразно придумать такое качество, которое объединило бы в себе все названные сходные понятия.

Время: 5 - 7 минут.

После того как качества для анализа выбраны, ведущий продолжает.

Ведущий. А сейчас мы попытаемся представить эти качества и понять, с чем у нас ассоциируется то или иное, с каким предметом или явлением. То есть на что оно было бы похоже, если бы имело форму, размер, объем и пр. Если бы его можно было увидеть, потрогать, если бы оно реально существовало в нашем мире, то что бы это было? Вы на листочках будете записывать свои ассоциации по поводу каждого качества, которое записано на доске.

Время: 10-12 минут.

Вы записали на листочках названия тех явлений и предметов, которые, на ваш взгляд, отражают сущность человеческих качеств, выделенных нами ранее. Хочу заметить, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Если вы нашли что-то общее между, например, ленью и вилкой, значит для вас это на самом деле сходные понятия. Поэтому давайте договоримся, что мы не будем оценивать варианты друг друга как правильные или неправильные, а будем уважать мнение другого человека.

А сейчас я предлагаю поделиться своими мыслями и озвучить названия предметов и явлений, на которые похоже первое качество. Для удобства будем делать это по кругу, а я буду записывать на доске.

Аналогичная работа проводится со всеми остальными понятиями.

После того как все участники назвали свои ассоциации и они были записаны на доске, ведущий продолжает.

Как вы видите, каждое качество ассоциируется с различными понятиями и явлениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Но давайте попробуем все вместе найти, что же объединяет ассоциации по поводу первого качества? Что общего между этими понятиями? Какими характеристиками они обладают? Как их можно описать? Какие эмоции они вызывают?

Аналогичным образом разбираются остальные качества.

Если учащихся очень много, то для выполнения данного этапа упражнения целесообразно разделить участников на подгруппы по 4 - 5 человек. Тогда на общий круг выносится итоговый вариант обсуждения в подгруппах, то есть те сходные характеристики, которые были выделены участниками подгруппы. Это сэкономит время и поможет избежать излишней затянутости.

После этого проводится заключительное обсуждение, подведение итогов.

Ведущий. А теперь давайте посмотрим, как характеристики этих предметов и явлений соотносятся с характеристиками самого качества. Отражают ли они, на ваш взгляд, его сущность? Помогают ли более глубоко понять, что скрывается за тем или иным понятием?

Время: 25 — 30 минут.

Обсуждение.


Приложение 4

Сказка «Швейная игла»


Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.

— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.

— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

— Но я же опаздываю, — возразила игла.

— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.


Страницы: 1, 2, 3