бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование милосердия у подростков бесплатно рефераты

Доминирующей деятельностью данного возраста является завоевание авторитета среди сверстников, вызываемая потребностью признания.

В связи с этим можно отметить, что меньше всего затруднений вызывало определение понятия дружбы, только 25% затруднились с ответом: остальные 75% учащихся дали развёрнутое описание данного термина: «понимание между людьми», «доверительные отношения и помощь», «много общего между людьми».

Если мы обратимся ещё раз к описанию подросткового возраста, то увидим, что ему свойственна агрессивность, поэтому проявления милосердия идут в разрез с приобретением признания.

Подтверждение этому было найдено при проведении беседы «Необходимо ли милосердие?» (приложение №5). Большинство ребят утверждало, что милосердным быть не нужно, потому что «остальные обнаглеют и будут тобой пользоваться в своих целях», «ты будешь им помогать, а они наоборот тебе мешать».

Помощь окружающим независимо от отношения к человеку рассматривается как проявление слабости, что вызывает негативное отношение к собственной личности. Это, на наш взгляд, обуславливается тем, что жизненный опыт учащихся ещё мал, и он создаётся в сегодняшней социальной ситуации, когда одним людям действительно требуется помощь, а другие её вымогают у государства и богатых людей. Подростки, в большинстве, не в состоянии отличить эти две категории людей и поэтому у них складывается негативизм к проявлениям милосердия.

Из всех предложенных определений наиболее трудными для объяснения терминами были: любовь к ближнему, эмпатия и сострадание. С определением этих слов затруднились 50%; остальные ответы были нечёткими,  отражающими  отдельные  стороны  понятий. Например: сострадание - «человек выражает соболезнования», «то же, что и милосердие».

Самое удачное определение эмпатии следующее: «сочувствие, понимание человека, который попал в неприятность».

Подобные результаты связаны со знанием понятий на уровне представлений и неспособностью выразить их чётко на бумаге.

Возможно, это отражение того, что дети редко встречаются с данными понятиями в практической, повседневной деятельности, либо не обращают на них внимание. В современной ситуации ценность составляют иные качества: напористость, деловитость, целеустремлённость. Такой образ преподносится средствами массовой информации как идеал человека в условиях «рыночного капитализма». Подводя итог можно сказать, что знаниями о милосердии и сопутствующих качествах ученики владеют слабо. Представления расплывчаты, иногда отмечаются лишь стороны понятий. В целом представления о милосердии имеются, но в среднем 40% испытуемых затруднились с ответом.

Для выявления отношения к милосердию, мотиваций совершения добрых поступков (по мнению учеников) мы так же использовали опросные листы (приложение №6) и беседу. Используя элементы самоанализа ученики отвечали на вопросы: «Как вы думаете, вы милосердны, почему?». Около 55% затруднились с ответом и обосновали это тем, что люди в наше время вообще жестоки или фразой «со стороны виднее»; нет - ответили 20%. не всегда 25% и только 10% считают себя милосердными, так как помогают своим знакомым и друзьям. То есть, провести рефлексию ребятам было трудно.

Мы связываем это с возрастными особенностями, так как навыки рефлексии у подростков ещё не развиты, а так же это вытекает из незнания чёткого определения милосердия.

Ещё одним вопросом, направленным на выявление мотивов совершения добрых поступков был следующий: «Почему люди совершают милосердные поступки?». Ответы распределились так: 45% - не знали ответа, а оставшиеся ответы были примерно следующими: «наверно им приятно», «потому что они добрые», «для того чтобы стать другой». Нужно отметить, что большинство ответов были направлены на подтверждение своего положения в группе, то есть совершают добрые поступки для поддержания дружбы или из-за других внешних причин.

Можно сделать вывод, что мотивы поведения у учеников преобладают внешние, а не глубоко моральные.

В ходе беседы эти результаты подтвердились, многие из ребят отмечали отсутствие высоких моральных побуждений и людей и мотивы совершения добрых поступков сводили к корысти, материальной выгоде. Были мнения о том, что когда делаешь человеку приятно, помогаешь ему, то и самому приятно, даже если знаешь, что взамен ничего не получишь. При выяснении причин утверждения, что милосердным быть трудно мы увидели: обоснование состоит в том, что ребята редко видят проявления милосердия по отношению к ним, а многие требуют помощи, особенно пожилые люди.

Подросткам трудно понять, почему пожилые люди не могут порой выполнить элементарные вещи и требуют помощи, так как у ребят плохо развита эмпатия по отношению к данной категории людей.

Предполагая причины того, что дети редко видят заботу, проявляющуюся по отношению к ним, можно упомянуть, что многие родители заняты работой, а это ведёт к сокращению времени общения с детьми и зачастую отдалением родителей и детей. Таким образом, отношение к милосердию положительное, если его проявляют по отношению к детям, но их навыки милосердия не развиты, так как существуют затруднения в его выражении. Причиной вышеописанной ситуации можно назвать страх подростков раскрыться и быть использованным. В ответах проявляется потребность    в    снижении    агрессивности    обстановки,    её смягчении.

Существует мотивация  к  совершению добрых  поступков,  но  она  плохо развита, так как не поощряется ни в школе, ни дома.

Для выявления действенно практического аспекта милосердия нами были использованы беседы с родителями и учителями, наблюдения.

Как мы и предполагали учителя отметили высокую агрессивность учеников, проявляющуюся в общении со сверстниками, но в то же время преподаватели выделили сплочённость коллектива и способность учеников помогать друг другу в сложных ситуациях. Во время наблюдения нами так же было замечено, что ребята грубо обращаются друг с другом, употребляют бранные слова, но для них это норма общения. Дети, по их словам, знают, что подобный стиль общения не отвечает общественным требованиям, но они «так привыкли», поэтому грубое обращение для них норма. Возможно, это связано с влиянием массовой культуры нашего времени на подростков, так как данный возраст к ней очень восприимчив.

Родители большинства ребят отмечали общительность детей и наличие большого количества друзей, что, на их взгляд, свидетельствует о доброте подростков.

На вопрос о домашних обязанностях ребята ответили следующим образом: 50%  помогают по дому, убираясь в своей комнате или по чётко определённому порядку, редко помогают - 15% и по собственному желанию, без напоминаний помогают - 35% опрошенных. Большинству же родителей часто приходится напоминать о помощи по дому, об уходе за животными.

И все-таки по отношению к родным и друзьям ученики пытаются проявить милосердие, сочувствие, так как это способствует повышению их позиции среди друзей.

При ответе на вопрос о помощи незнакомым людям мы получили следующие ответы: помогают - 25%, не помогают 25% и 50% отметили, что это зависит от ситуации. Проведя беседу, мы заметили, что осторожность по отношению к незнакомцам провоцирует избирательность. Ребята отвечали: «попадаются всякие», «поможешь им, а они тебя ограбят». Это связано с высокой криминальностью обстановки, поэтому их опасения не безосновательны.

Полученные нами данные позволяют разделить учеников, согласно критериям на три уровня в каждой подгруппе следующим образом: экспериментальная группа - 55% находились на среднем и 45% на низком: контрольная группа - 23% на высоком уровне, 30% на среднем и 47% на низком (приложение №7). Мы уже отмечали, что предполагаемый процент ребят на высоком уровне развития милосердия будет небольшим, так как это связано с особенностями возраста, спецификой воспитательной системы школы и отношениями дома (с родителями и братьями, сестрами). Эти проблемы обостряются из-за непонимания между взрослыми и подростками и жестокостью условий на данном этапе развития общества.


2.2.Формирующий эксперимент


Формирующий эксперимент проводился в течение 2,5 месяцев с экспериментальной подгруппой.

Цели:

-                  способствовать   усвоению   знаний,   умений,   навыков   милосердия   при помощи методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.

-                  создавать условия для проявления умений и навыков милосердия и их развития.

Подобрали следующие методы и формы:

-                  беседа (использовалась с целью оценивания событий, явлений, поступков и   формирования  у  учащихся   гуманного  отношения   к   окружающему миру);

-                  конференция   (способствовала   активному   проявлению   отношения   к событиям и людям, связанным с милосердием);

-                  диспут   (для   развития   способностей   анализа   событий   связанных   с милосердием и формирование гуманных убеждений;

-                  трудовой десант (с целью проявления и развития навыков милосердия);

-                  поручение (для приобретения ребятами привычек милосердия).

Эксперимент проводился в 4 этапа согласно ступеням механизма методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Задачи ставились в соответствии с этапами механизма. Первый этап состоял в подведении учащихся к осознанию необходимости милосердия, его практического проявления в повседневной деятельности.

Этот этап реализовался через беседы, диспуты и практическую деятельность учащихся. Например, была проведена беседа «Милосердие в обществе» целью, которой являлось формирование убеждений о необходимости милосердия в обществе. При обсуждении темы ребята пользовались личным жизненным опытом.

Учащиеся смогли выделить причины растущей агрессии, среди них были названы озабоченность материальным положением, эгоизм и выросшая стрессовость условий общения.

В начале беседы мы пытались дать определение таким терминам как альтруизм, сопереживания, эмпатия, любовь к ближнему. У ребят возникли затруднения и поэтому определения выводились при помощи анализа и синтеза из их высказываний (определения записывались на доске). На следующее мероприятие было дано задание выписать определения из книг с целью их дальнейшего анализа.

На данном мероприятии мы обсуждали степень развития взаимопомощи в группе. Дети, как и их учителя ранее, отметили сплочённость коллектива, но были упомянуты проблемы с дисциплиной и помощью одноклассникам вне школы. Больных одноклассников ребята не посещают, не интересуются вне школы жизнью друг друга, а взаимопомощь связана с учебной деятельностью. В конце беседы ученики подводя итог, отмечали необходимость милосердия, Дима С.: «Конечно, милосердие необходимо, потому что люди сейчас злые и если все станут злыми, то будет очень трудно жить». В ходе диспута «Гуманизм и его недостаток в современном мире» обсуждались проблемы одиночества и брошенности; потребность людей в помощи, поддержке. Ребята очень много рассуждали о том, что человечество нуждается в гуманности, понимании, однако, на предложение помочь заболевшему Вите, которое было внесено в конце мероприятия, согласились 4 человека. Основной причиной отказа стала чрезвычайная занятость учеников. Так как подобный результат предполагался, возникшая ситуация была проанализирована и ребята осознали, почему люди редко помогают нуждающимся. Люба Ч. использовала такое утверждение, что нужно представить себя на месте человека, попавшего в беду, и понять его состояние: «а что если ты окажешься на его месте?» Света Т. объяснила своё желание навестить Витю тем, что ей будет приятно знать, что она помогла человеку. Таким образом, было принято решение навестить Витю всей группой, но пошли только 5 человек.

На наш взгляд, нам удалось убедить ребят в необходимости милосердия, так как они сами это подчёркивали в своих высказываниях, но не все ребята приняли задачу для себя, деятельность таких детей выражалась лишь вербально. На данном этапе создалось впечатление, что многие учащиеся закрыты, не привыкли делиться чувствами и переживаниями. Причиной этого является то, что родители и учителя большое внимание уделяют их учебной деятельности, дисциплине в ущерб их личным качествам, проблемам и интересам. У таких детей были выявлены проблемы в общении с родителями. Они чувствовали отдалённость от родных, так как старшие долгое время в отъездах либо задерживаются на работе. Затруднения подобного рода откладывают отпечаток на отношения подростков с окружающими. В самом деле, дети держались обособленно от коллектива, не принимали его установок. Индивидуальные беседы способствовали мотивации ребят к высказываниям на мероприятиях.

В конце 1 этапа появилось осознание необходимости милосердия в обществе, представления стали более углублёнными, ребята отмечали, что им самим необходимо быть милосердными, так как они чрезмерно агрессивны и их поведение необходимо изменить.

На 2 этапе - конструктивном поставили следующие задачи:

-                  выдвижение цели по формированию милосердия через коллектив;

-                  создание мотивации формирования милосердия (овладение знаниями, умениями и навыками);

-                  постановка перспективных линий формирования милосердия (что будем делать, как будут проходить занятия).

Данный этап осуществлялся через проведение конференции «Милосердие и мы: проблемы и задачи». Он проводился под нашим руководством, но выступления готовили сами ребята. Высказывания - импровизации содержали личное отношение выступающих к проблеме милосердия. В процессе работы дети приняли решение, что необходимо:

-                  получение знаний о милосердии и других качествах, сопутствующих ему;

-                  накопление знаний о проявлениях милосердия в обществе;

-                  развитие умения сопереживать, сочувствовать, поддерживать человека (психологические механизмы);

-                  приобретения умения сдерживать личные эмоции, сосредоточиться на других.

Успех данного этапа зависел от осознания учащимися недостатка милосердия в обществе и в самих учениках.

Следующий этап: II этап актуализации задачи способствует подготовке учащихся к практической деятельности. Его задачи были выдвинуты учащимися на предыдущем этапе. Данная ступень механизма наиболее сложная в осуществлении и поэтому длительная. Задачи этого этапа более ёмкие и пробел в знаниях о милосердии у участников эксперимента наблюдался большой.

В рамках этапа были проведены: 1 конференция, 1 встреча со священнослужителем, 2 беседы, индивидуальные беседы и 2 тренинга. Самым запоминающимся мероприятием была встреча со священнослужителем, так как поначалу ребята проявляли к нему негативно-предвзятое отношение, они ожидали назиданий с его стороны. Когда он начал рассказывать о милосердии православия и разъяснять некоторые из заповедей, дети активно стали задавать вопросы.

После встречи ребята говорили о том, что они по-другому стали воспринимать священнослужителей и религию. Раньше они считали, что религия это что-то оторванное от реальности и существующее на словах, но оказалось что религиозную мудрость, возможно, применять в повседневной деятельности.    Наблюдения    показали,    что    происходило    дальнейшее расширение знаний о милосердии, но в поведении детей изменений, по-прежнему, не было, ученики так же плохо слушали друг друга, грубили, шумели во время обсуждений.

Так же ребятам понравилась конференция. «Милосердие и искусство» однако с ее проведением возникли трудности, так как такая форма работы была знакома лишь нескольким участникам и 2 человека не подготовились по вопросу. Поэтому первый опыт был не очень удачным, ребятам было трудно удерживать внимание, задавать вопросы, они постоянно нарушали дисциплину. Но напоминания о гуманизме и проявлении уважения к окружающим на некоторое время сдерживали их непоседливость. На данной конференции были обсуждены многие стороны выражения идей гуманизма в искусстве и общественной жизни. Центральной идеей обсуждения стало то, что милосердие не оторванное от реальной жизни понятие, оно находит отражение в нормах этикета, в живописи, обсуждается в художественной литературе.

Многие из учащихся признали, что раньше не задумывались о милосердии и его выражении в общественной деятельности, и что множество фактов стало для них открытием. Но вывести их подобные рассуждения удалось лишь вопросами, поощрениями за высказывания и примеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4