бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование личности в подростковом возрасте бесплатно рефераты

p> ТИП № 25

Э: 8 – 12; Н: 4 – 8

Характерологические проявления. Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно - веселый. Часто спокойно безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным контактам не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Пути коррекции. Желательно спокойно – деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляется с административной работой.

ТИП № 26

Э: 4 –8; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.

Пути коррекции. Любит доверительные отношения, спокойный темп работы.
Не склонен к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих силах.

ТИП № 27

Э: 4 –8; Н: 8 –12

Характерологические проявления. Уравновешенно- меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый; ценит доверительно- интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом- оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще спокойно задумчив.

Пути коррекции. Создать остановку активно-спокойной деятельности.
Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные занятия.

ТИП № 28

Э: 8 – 12; Н: 12 -16

Характерологические проявления. Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло – тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Пути коррекции. Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

ТИП № 29

Э: 12 – 16; Н: 16 - 20

Характерологические проявления. Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение часто боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Пути коррекции. Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

ТИП № 30

Э: 16 –20; Н: 12 – 16

Характерологические проявления. Гордый, стремиться к первенству, злопамятен. Стремиться к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Пути коррекции. Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений.
Нейтрализовать назойливость. Развивать социальный интеллект.

ТИП № 31

Э: 8 –12; Н: 12 - 16

Характерологические проявления. Застенчив, независтлив, стремиться к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп.
Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Пути коррекции. Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку.
Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких либо мероприятиях ( семинарах, конференциях и т.п.).

ТИП № 32

Э: 12 – 16; Н: 12 – 16

Характерологические проявления. Честолюбив, неудачи не снимают неуверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен.
Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Муж совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только инфантильность. Эмоционально ограниченный тип.

Пути коррекции. Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.

2. Определение свойств темперамента.

С помощью описываемой далее методики, автором которой является В. М.
Русалов, можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность
– это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность – это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.

Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.

В процессе работы над методикой на каждый из следующих ниже вопросов испытуемый должен ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет, и ухода от ответа не допускается.

Вопросы к методике:

2. Подвижный ли ты человек?

3. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?

4. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?

5. Испытываешь ли ты постоянное желание чем-либо заниматься, что- либо делать?

6. Медленно ли ты говоришь?

7. Ранимый ли ты человек?

8. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?

9. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?

10. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав, как следует?

11. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

12. Чувствовал ли ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишен возможности разговаривать с людьми?

13. Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?

14. Нравится ли тебе быстро бегать?

15. Сильно ли ты переживаешь плохие отметки, замечания учителей и родителей?

16. Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?

17. Трудно ли тебе быстро говорить?

18. Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?

19. Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

20. Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты?

21. Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?

22. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?

23. Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?

24. Говоришь ли ты о вещах, в которых не разбираешься?

25. Легко ли тебе одновременно говорить в быстром темпе с несколькими людьми?

26. Легко ли тебе одновременно делать несколько разных дел?

27. Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь, не подумав?

28. Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?

29. Легко ли ты расстраиваешься, когда неожиданно обнаруживаешь, что что-то сделал не так?

30. Любишь ли ты сидячую работу?

31. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?

32. Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?

33. Все ли твои привычки хорошие?

34. Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?

35. Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?

36. Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?

37. Плохо ли к тебе относятся близкие люди?

38. Разговорчивый ли ты человек?

39. Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?

40. Всегда ли ты говоришь свободно, без запинок?

41. Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учебой или работой?

42. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои личные недостатки?

43. Если ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?

44. Любишь ли ты все делать медленно и неторопливо?

45. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других людей?

46. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?

47. Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?

48. Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?

49. Возникают ли у тебя беспокойство, тревога перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?

50. Можно ли тебе сказать, что ты быстро выполняешь то, что тебе поручается?

51. Любишь ли ты работать самостоятельно?

52. Легко ли узнать твое внутреннее состояние по выражению лица?

53. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?

54. Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?

55. Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?

56. Любишь ли ты быстрые игры?

57. Любишь ли ты делать паузы в своей речи?

58. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?

59. Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким– либо трудным делом?

60. Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?

61. Бывает ли так, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь важное дело?

62. Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так как надо?

63. Любишь ли ты бывать в большой компании?

64. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

65. Испытываешь ли ты потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

66. Часто ли ты злишься и выходишь из себя?

67. Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?

68. Держишься ли ты свободно в большой компании?

69. Часто ли ты утверждаешь нечто на основе первого впечатления, не подумав как следует?

70. Возникает ли у тебя чувство неуверенности в процессе выполнения какого-либо дела и беспокоит ли оно тебя?

71. Медленно ли ты работаешь?

72. Легко ли переключаешься с одной работы на другую?

73. Быстро ли ты читаешь в слух?

74. Сплетничаешь ли ты иногда?

75. Молчалив ли ты в кругу друзей?

76. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?

77. Охотно ли ты выполняешь одновременно много разных дел?

78. Охотно ли ты делаешь быструю работу?

79. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?

80. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в работе?

81. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?

82. Долго ли ты мысленно готовишься прежде, чем высказать свое мнение?

83. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

84. Предпочитаешь ли ты заниматься легкой работой?

85. Легко ли тебя обидеть?

86. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?

87. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?

88. Склонен ли сначала подумать, а потом говорить?

89. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учебы или работы?

90. Всегда ли ты платил за провоз багажа, если бы не боялся проверки на транспорте?

91. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?

92. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются в работе?

93. Нравиться ли тебе быстро говорить?

94. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?

95. Предпочитаешь ли ты работать медленно?

96. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?

97. Нравиться ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?

98. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок?

99. Способен ли ты выполнять долгую, трудоемкую работу?

100. Можешь ли ты, не раздумывая, обратится с просьбой личного характера к незнакомому человеку?

101. Часто ли ты чувствуешь себя не уверенно при общении с людьми?

102. Легко ли ты берешься за выполнение новой, незнакомой тебе работы?

103. Устаешь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?

104. Нравиться ли тебе работать не торопливо, без особого напряжения?

105. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?

106. Любишь ли ты подолгу бывать наедине с собой?

Ключ к методике оценки свойств темперамента человека:

Ниже для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи описанной методике, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило.

Энергичность в работе: «да» в ответах на вопросы 4, 8, 15, 22, 42,
50,58, 64, 98; «нет» в ответах на вопросы 27,83,103.

Энергичность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 11, 30, 57,
62, 67, 78, 86; «нет» в ответах на вопросы 3, 34, 74, 90, 105.

Пластичность в работе: «да» в ответах на вопросы 20, 25, 35, 38, 47,
66, 71, 101; «нет» в ответах на вопросы 54, 59.

Пластичность в общении с людьми; «да» в ответах на вопросы 2, 9, 18,26,
45, 68, 85, 99; «нет» в ответах на вопросы 31, 81, 87, 93.

Темп в работе: «да» в ответах на вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 57;
«нет» в ответах на вопросы 29, 43, 70, 94.

Темп в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 24, 37, 39, 51,
72,92; «нет» в ответах на вопросы 5, 10, 18, 56, 96, 102.

Эмоциональность на работе: «да» в ответах на вопросы 14, 17, 28,40, 60,
61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Эмоциональность в общении с людьми: «да» в ответах на вопросы 6, 7, 21,
36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.Контрольные вопросы: «да» в ответах на вопросы 32, 52, 89; «нет» в ответах на вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Вначале по ответам на контрольные вопросы устанавливается, насколько искренне испытуемый ответил на предложенные ему вопросы. Если ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был недостаточно искренним. В таком случае его ответам на основные вопросы доверить нельзя и получить достоверную информацию о нем на основании заполненного опросника невозможно.

Если в ответы испытуемого на ключевые вопросы обнаруживается не более трех совпадений с теми, которые даны выше, то его ответам на основные вопросы доверять можно.

Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента.

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более балов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до
8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник - среднеразвитые показатели по всем свойствам.

Холерик – высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.

Флегматик – низкие показатели по всем свойствам темперамента.

Меланхолик – низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.

Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.

3. Выявление уровня тревожности у подростков.

Методика – «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).

Цель – выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основным источником тревоги.

Инструкция – на следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,
2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что
Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики.

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6