Формирование культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте
Формирование культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте
Рубцовский педагогический колледж
Курсовая работа
«Формирование культуры
взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте»
Выполнила
студентка группы 21-Д
Михеенко
Ю. С.
Проверила
Шилова Г. В.
Оценка_________________________
«_____»__________________200__г.
Подпись________________________
Рубцовск 2006 г.
Содержание
Введение………………………………………………………3
Глава I
Особенности организации совместного образа жизни старших дошкольников
1.
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста……..5
2. Воспитание культуры поведения и
положительных взаимоотношений у детей………………………………………………………………………………..13
Глава II Развитие общения со
сверстниками в дошкольном возрасте
1. Диагностика коммуникативной сферы………………………………..20
2. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений с помощью игр……………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………27
Список литературы
Приложение
Введение
Гуманистические
преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском
образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса
воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих
наиболее полному развитию детей.
Развитие
ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного
воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества,
сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет
непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в
организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные
предпосылки для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания
дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.
Изучение
опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за
работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у
начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем
вызывают затруднения вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся
социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных
учреждений показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных
потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований
общества.
Проблеме культуры поведения старших дошкольников
посвящено данное исследование «Формирование культуры взаимоотношений у детей в
старшем дошкольном возрасте», в котором раскрывается сущность нравственного
воспитания, методов и приемов воспитания основ культурного поведения старших
дошкольников.
Исходя из вышеизложенного и анализа научной
литературы и практики были сформулированы цель, объект, предмет исследования,
обозначены задачи работы.
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет исследования – воспитание дошкольников в
процессе социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования – разработка научных основ
воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных
образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать содержание воспитания
дошкольников в процессе социализации.
2. Продиагностировать коммуникативную сферу
детей.
3. Разработать и апробировать методику воспитания
культуры общения у дошкольников в целостном педагогическом процессе дошкольных
образовательных учреждений.
Особенности организации совместного
образа жизни
старших дошкольников
1. Нравственное воспитание детей старшего
дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте
расширяются возможности
нравственного воспитания. Это многом
обусловлено как большими изменениями,
которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии
дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так
и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный
возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения
и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Новые
черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети
активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет
взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию
способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Возникают внутренние «этические инстанции»[1],
которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками
в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское
общество». Это создает определенные предпосылки
для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со
сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности
старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7
лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои
действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это
способствует накоплению морального опыта.
Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в
нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях
дошкольники осваивают правила учебного
поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность,
волевые качества[2].
Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость
поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные
способы поведения в новые условия.
Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности
детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные
тенденции в развитии старшего дошкольника и
обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в
школе.
В
процессе воспитания у детей старшего дошкольного
возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления.
Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию
способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные
чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым,
сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к
Родине.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве
уважения. Чувство уважения развивается в предыдущих возрастных группах на
эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым. В старшем
дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании
значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких
нравственных качеств.
Происходит
дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится
задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях
детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству,
достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии
коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и
ответственности, формирующиеся в игре и труде детей. Основой развития этих
чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально
насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с
художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической
деятельности. Задача воспитания состоит в
том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к
поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.
Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном
единстве с нравственным поведением.
Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей
воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек
культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения
в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных
ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка
быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших,
бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности.
Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости,
честности, скромности). Важной задачей воспитания поведения старшего
дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками.
Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов.
Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам,
сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность
и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных
взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых
доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения,
организованного поведения.
Воспитание культуры общения включает
дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование
культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Воспитание организованного
поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять
правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе,
действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения
ребенка 6-7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации
и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в разных видах
деятельности.
Формирование механизмов нравственного поведения происходит
при активном участии социальных чувств и сознания. Большое значение в
нравственном воспитании старших дошкольников придается формированию
нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает
ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость
выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения.
В процессе обучения и воспитания дети 6-7 лет осваивают достаточно широкий круг
нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в
обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности,
смелости). Расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде
людей.
Важным условием решения задач нравственного воспитания
является совместный, коллективный образ жизни детей.
В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое
значение для нравственного воспитания.
Осознание детьми своего положения (как самых старших среди воспитанников
детского сада) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях,
ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты
в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение старшими
дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности,
развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать
самостоятельность, организованность.
Особенностью
образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер
их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их
дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться,
добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им,
ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих
вещах[3].
Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со
сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения
требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих,
сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение,
уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и
поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать
гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям.
Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной
деятельности детей. По сравнению со средней
группой содержание совместной деятельности детей старшего возраста
усложняется, осваиваются новые способы сотрудничества: коллективное
планирование, распределение обязанностей или ролей и т. д.
Необходимо постепенно формировать у детей умения
сотрудничества сначала в небольшой группе (2-3 ребенка), а затем в группе с
большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной
организации совместной деятельности, умению определить общую цель, спланировать
работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить
результат. Воспитатель направляет взаимоотношения детей, высоко оценивает факты
взаимопомощи, дружной общей работы. Это
способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доброжелательности
в группе.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе
жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений,
ответственной зависимости, которые А. С. Макаренко
относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива[4]. Участие в общей работе,
дежурствах, выполнение отдельных поручений
развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля,
чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и
товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой
деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни
детей старшего дошкольного возраста.
Участие в общественно полезной деятельности (вместе со
школьниками дети расчищают участок от снега, лепят снежные фигуры на участке к
празднику «Русской зимы» и т. п.) обогащает опыт коллективного сотрудничества
старших дошкольников. Самостоятельная деятельность воспитанников старших групп
также может иметь общественно полезную направленность: дети делают закладки для
книг в подарок школьникам, выращивают для них цветы и пр. При организации
общественно полезной деятельности детей необходимо соблюдать следующие условия:
а) эмоционально объяснить цель предстоящей
деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней
участвовать;
б) обеспечить активность каждого
участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее,
распределению работы, точно определить обязанности;
в) четко выделить этапы работы и дать
возможность детям пережить чувство
удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым
общим успехом.
Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей
элементов общественной направленности.
Отличительной чертой совместного образа
жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к
организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших
дошкольников проявляется в знании правил, в
умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными
усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности.
Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое
место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей
целеустремленность.
Обязательные условия воспитания организованности — четкий
режим, продуманная организация детской деятельности и взаимоотношений, наличие
конкретных требований и правил поведения детей в быту, на занятиях, в труде, в
играх, контроль за их постоянным выполнением. Для развития организованности у
детей старшего дошкольного возраста перед ними ставятся задачи: выполнить
работу к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе.
Организованность поведения сплачивает коллектив, обеспечивает достижение более
высоких результатов.
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество.
В старшем дошкольном возрасте она связана с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную
инициативу, настойчивость в достижении цели и результата. Она предполагает
умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах
поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать
их интересы, проявлять взаимопомощь).
Страницы: 1, 2, 3
|