Формирование культуры общения на уроках информатики
Формирование культуры общения на уроках информатики
Содержание
1.
Цель, задачи и организация исследования
2.
Разработка и реализация технологии (программы), направленной на формирование
культуры общения на уроках информатики в УНПО
3.
Анализ результатов работы и практические рекомендации педагогам колледжа
Цель: выявить возможности
формирования культуры общения учащихся на уроках информатики в процессе
обучения в учреждении начального профессионального образования.
Гипотеза: использование
информационных технологий в процессе обучения будет способствовать формированию
культуры общения учащихся УНПО.
Задачи:
1.
Разработать
программу мероприятий, направленную на формирование культуры общения учащихся в
учебном процессе УНПО.
2.
Проанализировать
результаты внедрения Программы.
Методы
исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент и др.
База исследования: МАМТ
(Миасский автомеханический техникум).
Объектом нашего
исследования служит процесс формирования культуры общения учащихся на уроках
информатики в условиях начального профессионального обучения.
Предметом исследования
выступает значение культуры общения в формировании нравственных качеств
учащихся УНПО.
Основой прогрессивного
развития современного общества является человек, его культура и образованность,
что возводит в разряд актуальных проблему развития и формирования культуры
общения подрастающего поколения. Культура общения подчеркивает гуманистическую
направленность в которой другой человек предстает как высшая ценность.
Анализ научной литературы
позволил выяснить, что в современной психологической науке нет единого подхода
к проблеме развития и формирования культуры общения. Это обусловлено, в первую
очередь, многообразием взглядов на сущность понятий и "культура" и
"общение".
Педагогическая культура —
это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени
запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой
педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания
исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления)
личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его
развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его
достоинства и прав человека.
Проведённый
структурно-содержательный анализ категории "общение" позволил
выделить наиболее часто повторяющиеся признаки в определениях общения:
взаимодействие, взаимопонимание, отношение; выяснить связь общения с
деятельностью; выделить основные структурные элементы; определить свойства
личности как субъекта общения. Изучение научных источников показало, что
большинство исследователей сходятся в том, что общение - это взаимодействие
двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной,
эмоционально-оценочной информацией (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Д.Парыгин,
К.К.Платонов и др.).
Обобщая немногие
существующие концепции психологической культуры общения (А.А.Бодалев, 1996 г.,
Л.С.Выготский, 1982 г., В.М.Розин, 2003 г., В.Н.Мясищев, 1995 г.) можно
констатировать, что культура общения обязательно предполагает взаимодействие
трех составляющих: точное отражение отдельных свойств индивида и его личности в
целом, соответствующие средства и способы общения. Сказанное позволяет описать
культуру общения, как межличностный диалог, в котором проявляются подлинные
переживания людей; здоровое общение, которое выступает как мера реализации
потенций человека; форма общения, адекватная конкретной ситуации.
С конца 60-х годов на
стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие "педагогическое
общение". Педагогическое общение как сложное, многоаспектное образование
включает структуру, факторы, функции, виды (В.А.Кан-Калик, И.И.Рыданова,
Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, И.М.Юсупов и др.). И.М.Юсупов выделил следующие
виды общения педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательного процесса:
функционально-ролевое, неформальное, анонимное общение. Педагогическое общение
в школе является функционально-ролевым, где учитель – это руководитель
педагогического процесса, имеющий более высокий социальный и профессиональный
статус по сравнению с другими субъектами педагогического процесса.
Обобщенный анализ понятий
"культура", "общение", "педагогическое общение"
позволил нам представить культуру общения будущего профессионала как сущностную
характеристику личности, направленную на взаимодействие субъектов образовательного
процесса и включающую:
• мотивационно-ценностный
компонент;
• когнитивный
компонент;
Информатизация всех сфер
жизнедеятельности человека сформировала потребность во внедрении
информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. Набирает обороты
материальная, психолого-педагогическая и методическая поддержка информатизации
образования. Однако это явление несет в себе опасность уменьшения
межличностного общения между самими учащимися, а также между учащимся и
учителем. Внедрение в педагогическую практику методов и средств обработки,
передачи и хранения информации имеет наряду с положительными аспектами
(усиление интеллектуальных возможностей, активизация познавательной
деятельности учащихся) и отрицательные (замена "живого" общения с
учителем, на "общение" с обучающими программами). В современном мире
актуализировались проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Через
общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства
нынешних молодых людей. Задача формирования коммуникативных умений переходит из
традиционных для этой области предметов (литература и русский язык, иностранные
языки) на уроки информатики, так как именно на них учащиеся изучают новые
инструменты, способы, средства общения, раздвигают границы коммуникации,
расширяют круг собеседников, единомышленников.
2. Разработка
и реализация технологии (программы), направленной на формирование культуры
общения на уроках информатики в УНПО
Программа по формированию
культуры общения на уроках информатики
Цели программы:
1) формирование навыков
культуры общения в информационной среде;
2) развитие навыков
решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике
(с применением формальной логики, алгоритмический, системный и
объектно-ориентированный подход);
3) расширение кругозора в
областях знаний, тесно связанных с информатикой;
4) развитие у учащихся
навыков решения логических задач.
Задачи, связанные с обучением:
·
развитие
познавательного интереса к предметной области "Информатика"
·
научить учащихся
приемам организации информации
·
формирование
умений и навыков обшения
·
прибретение
знаний, умений и навыков работы с информацией
·
формирование
умения применять теоретические знания на практике развитием:
·
памяти, внимания,
наблюдательности
·
абстрактного и
логического мышления
·
творческого и
рационального подхода к решению задач
·
воспитанием настойчивости,
собранности, организованности, аккуратности
·
умения работать в
минигруппе, культуры общения, ведения диалога
·
навыков здорового
образа жизни.
Организация учебного
процесса
Для проведения занятий
планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы –
постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид
деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество учащихся в
группе 8 – 10 человек.
Цель курса: научить учащихся эффективной и
безопасной работе в глобальной сети Internet, принципам сетевой безопасности и
этикета.
Дополнительной
целью курса является формирование навыков поиска информации для выполнения
творческих заданий.
По окончании курса
учащиеся будут уметь:
·
эффективно
использовать браузер Internet Explorer;
·
профессионально
работать с электронной почтой; ;
·
знать принципы
работы почтового клиента и Web-почты; ;
·
осуществлять
поиск информации по российским и зарубежным сайтам;
·
работать с FTP
средствами браузера и специализированных FTP-клиентов;v
·
работать с
программами Reget Deluxe и Teleport Pro для быстрого скачивания файлов
использовать современные версии программ для общения через Интернет;
·
создавать
несложные домашние страницы средствами Microsoft Word;
·
публиковать
странички в Интернет;
·
помочь взрослым в
освоении ПК и Интернет;
Темы лекций и количество
академических часов (аудиторная нагрузка с преподавателем)
В рамках курса
планируется проведение творческой мастерской "Способы организации общения
в сети Интернет".
Программа творческой
мастерской
Представление курса и
команды. – 10 минут
Общение в Интернете
(э/почта, форумы, чаты, skype,
другое)
Социальные сервисы – 10
минут
Организация деятельности
в среде Wiki-wiki – 10 минут
Практические работы
Регистрация в Летописи -
10 минут
Создание своей визитной
карточки - 15 минут
Организация гиперссылок
Создание статьи - 25 минут
Создание общей статьи.
Использование шаблонов. Конфликт и его разрешение.(20 минут + сколько
останется)
Обсуждение результатов
работы в среде. (Если не останется времени обменяться устно, то оставят свое
мнение в общей статье в Летописях) – 5-10 минут
Сценарий проведения
творческой мастерской
Деятельность
|
Расшифровка деятельности
|
Представление курса и команды
|
Кратно рассказать о целях курса,
том, что такое учебный проект, представить преподавателей курса
|
Общение в Интернете
|
Рассказать об особенностях
общения в Интернете с помощью э/почты, форумов, чатов, по skype(у).
(Предусмотреть возможность показа опорной презентации)
|
Социальные сервисы
|
Кратко рассказать о существующих
социальных сервисах. (Wiki-wiki,
) (Предусмотреть возможность показа опорной презентации)
|
Организация деятельности в среде Wiki-wiki
|
Познакомить с Wiki-wiki . Показать отличие создании статьи в WWW
и Web-2
(Предусмотреть возможность показа
опорной презентации)
|
|
Регистрация в Летописи
|
Участники заходят в Летописи.
Ведущий направляет их
деятельность.
У каждого участника лежит,
заранее распечатанная памятка-инструкция. При этом ведущий наблюдает за
работой на одном из компьютеров в какой-то аудитории. Можно даже в своей,
если есть возможность (есть???) посадить преподавателей курса выполнять то же
самое. Если у кого-то из слушателей другой аудитории возникает вопрос, камера
показывает участника и/или его рабочий стол.
|
|
Создание своей визитной карточки
|
Участники создают свою визитную
карточку. Ведущий направляет их деятельность.
У каждого участника лежит,
заранее распечатанная памятка-инструкция (собственно действия те, что и в
предыдущем пункте).
|
|
Организация гиперссылок. Создание
статьи
|
Ведущий показывает (предусмотреть
возможность показа опорной презентации), как организовать гиперссылку и
статью в Летописях.
Участники, используя домашние
заготовки и собственную фантазию создают все необходимые и возможные
гиперссылки, наполняют организованные статьи фактическим материалом. Ведущий
направляет процесс, помогает в затруднительных ситуациях.
|
|
Создание общей статьи.
Использование шаблонов. Конфликт и его разрешение.(
|
Ведущий показывает (предусмотреть
возможность показа опорной презентации), как разрешить конфликт при
одновременном редактировании общей статьи. Статья организована заранее.
Участники изменяют ее, оставляя ответы на поставленные в статье вопросы (по
сути это рефлексия и проверка освоенности материала)
|
Обсуждение результатов работы в
среде
|
Участники творческой мастеркой
высказывают мнения о проведенном мероприятии.
|
Описание методической
разработки по элективной программе
1. "Общение, его
структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет".
2. Интегрированный урок
для учащихся 1 курса. Данный урок содержит материал по культуре общения.
Разработка может быть использована учителями информатики и психологии.
Страницы: 1, 2
|