бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование культуры делового общения бесплатно рефераты

Формирование культуры делового общения

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г.Чернышевского.






Дипломная работа.


На тему: Формирование культуры делового общения

будущих учителей технологии








Выполнила: студентка ТЭФ ОЗО

Демидова И.А.

Руководила: доцент

Мелихова М.И.






Чита

2006г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формированиякультуры делового общения

1.1 Проблема общения-коммуникации в философских и психолого-педагогических трудах

1.2 Специфика делового общения

1.3 Культура делового общения в системе профессиональнальной культуры личности

Глава 2. Содержание формирования культуры делового общения

2.1 Модель процесса формирования культуры делового общения

2.2 Содержание и организация элективного «Культура делового

общения»

2.3 Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Актуальность работы. Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Реально защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. В ближайшее время на рынке труда в Российской Федерации будет иметь место превышение предложения над спросом. Отсюда возникает вопрос о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в ком есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий.

В условиях рыночной экономики, когда разрушилась система централизованного управления хозяйством. В процессе гуманитарной подготовки приобретаются знания о человеке и его месте в системе общечеловеческих ценностей, формируется мотивация самосовершенствования и потребность непрерывного самообразования, расширяется запас общекультурных знаний и представлений.

В Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано: «Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальной культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».

Рыночные отношения требуют от специалиста новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в изменяющихся условиях. Реальная экономическая ситуация в стране обуславливает необходимость повышения уровня экономического образования. Владение совокупностью умений организации общения и совместной деятельности - необходимое условие успеха современного человека. Поэтому культура делового общения является одним из основных компонентов профессиональной культуры.

Проведенный нами мониторинг состояния профессиональной подготовки будущих специалистов в новых социально-экономических условиях позволил сделать вывод о том, что объективная потребность формирования у будущих кадров профессиональных качеств, обусловленных конкретными социально-экономическими условиями; возрастающий творческий, общественный характер профессиональной деятельности специалиста; настоятельная необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития личностных характеристик, обеспечивающих успех социального взаимодействия деловых людей, - требуют внесения корректив в учебно-воспитательный процесс вузов, готовящих кадры.

Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, физиологии, логики, риторики.

Несмотря на кризисные явления, в России продолжается процесс интенсивного внедрения новых и модернизация существующих технологий. Особенно интенсивно идёт развитие компьютерных технологий. Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б. С. Гершунским, А. А. Кузнецовым, В. С. Леднёвым, В. В. Рубцовым, Н. Ф. Талызиной и др.

Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс обучения ресурсов международной компьютерной сети Интернет. Это объяснимо, прежде всего, тем, что подключение к Интернет в России лишь недавно получило широкое распространение. Развитие использования международной компьютерной сети в нашей стране «тормозится» многими объективными причинами. Прежде всего, это причины экономического порядка – нехватка денежных ресурсов. Сферу образования, имеющую огромные проблемы с финансированием, это касается в первую очередь. Материально-техническая база подавляющего большинства образовательных учреждений не может обеспечить обучаемым пользование международной компьютерной сетью. Тем не менее, Интернет постепенно приходит в сферу профессионального образования, в том числе и высшего. И здесь мы видим огромный потенциал для распространения информации, доступа к накопленным информационным ресурсам в различных областях, общения между пользователями компьютерных сетей во многих странах мира, что, несомненно, способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей.

Цель работы – определение совокупности эффективных педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры делового общения будущих учителей технологии и предпринимательства.

Объектом нашей работы является процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Предмет работы – педагогические условия формирования культуры делового общения будущих учителей технологии.

Гипотезой работы принято предположение, что формирование культуры делового общения у будущих специалистов возможно, если:

- студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей профессиональной деятельности;

- деятельность строится на основе модели процесса формирования культуры делового общения;

- в учебном процессе созданы благоприятные условия для формирования культуры делового общения.

Задачами данной работы являются:

1) теоретический анализ проблемы общения-коммуникации; выявление специфики делового общения как динамичного процесса, структурных компонентов, определяющих его; определение структуры и содержания понятия «культура делового общения»;

2) рассмотрение культуры делового общения как части профессиональной культуры в теории и на практике; выявление системы компонентов культуры делового общения, демонстрации их органической взаимосвязи и взаимозависимости;

3) разработка модели формирования культуры делового общения в процессе профессиональной подготовки специалистов;

4) разработка методических рекомендаций для элективного курса Культура делового общения для студентов специальности «Технология и предпринимательство».

Методологической основой работы явились работы философов, социологов, педагогов, психологов, комплексный подход в обучении, воспитании и развитии; целостный подход к познавательной деятельности человека.

В разработке и обосновании теоретических основ мы учитывали основные положения концепций: формирования мотивации в процессе труда, общения и интеллектуальной деятельности (Б.Г.Ананьев, Т.И.Шамова и другие); учебной (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), трудовой (П.Р.Атутов, Д.А.Тхоржевский), игровой (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) деятельности; содержания и процесса обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Организация и методы работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; теоретический анализ проблемы профессиональной готовности технических специалистов; анализ и обобщение передового педагогического опыта; моделирование; беседы; наблюдение; анкетирование.

Теоретическая и практическая значимость заключается в

- выявлении структурных компонентов культуры делового общения в соответствии с требованиями современности, анализе обозначенных компонентов, демонстрации их органической взаимосвязи и взаимозависимости;

- проектировании модели процесса формирования культуры делового общения специалистов в педагогическом процессе;

- разработке содержания элективного курса «Культура делового общения» для студентов ТЭФ и методических рекомендаций;

- обосновании возможности формирования компонентов культуры делового общения посредством Интернет-коммуникации.

Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы формирования культуры делового общения будущих специалистов

 

1.1 Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах


Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана (57, с.10, первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая проблематика, отражающая межличностные отношения, а философское самосознание выступило в форме диалога, то есть интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей.

Во главу угла ставили проблемы общения представители немецкой классической философии. Л. Фейербах показал значение диалога между «Я» и «Ты» как двумя логическими субъектами. «Истинная диалектика, - утверждал он, - не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» (57, с 26).

В философских учениях экзистенциализма, персонализма, философской антропологии фундаментальное значение имела постановка проблемы взаимоотношений между индивидами. В процессе её рассмотрения формировалась философская теория общения.

Тема общения или коммуникации проходит красной нитью через всё творчество Карла Ясперса, представителя экзистенциальной философии. Подчёркивая необходимость общения в жизни человека, Ясперс говорит, что человеческий «разум требует беспредельной коммуникации, он сам – тотальная воля к коммуникации». «Поскольку во времени мы не можем объективно обладать истиной как единой и вечной и поскольку наличное бытие возможно только наряду с другим наличным бытием, - считает философ, - экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени». Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины. Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет идею так называемой философской веры, которую можно назвать также верой в коммуникацию. Обосновывает он эту идею двумя положениями: истина есть то, что нас соединяет, и – в коммуникации заключены истоки истины.

Вопросы человеческого общения рассматривали и представители философского течения персонализма. Основная идея этого течения – признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью (158, с.361). Для основоположника персонализма Э. Мунье личность «общительна по своей природе». Отсутствие или нарушение процесса коммуникации философ считает губительным для человека. Он пишет: «Все формы безумия являются поражением в отношениях с другими». Говоря о смысле своего существования, Мунье подчёркивает: «Я существую лишь в той мере, в какой существую для другого…» (57, с.47).

В целом, с позиций идеалистической философии общение сводится к сугубо нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям.

В материалистической философии напротив, общение рассматривается как общественное по сути своей явление, изменяющееся вместе с развитием общества и именно из него черпающее своё содержание и свои функции.

На наш взгляд, целесообразным является целостный подход к рассмотрению проблем общения, выявление его социокультурной детерминации, исследование структуры, функций, многообразия форм его существования. С подобных позиций рассматривает философский аспект понятия «общение» М.С. Каган. Он затрагивает такую глобальную проблему как взаимоотношение различных культур.

Рассматривая проблему взаимоотношений культур, М. С. Каган берёт за основу позицию Карла Ясперса. Перенося идею «экзистенциальной коммуникации» с уровня межличностного на уровень отношений совокупных субъектов и культур, К. Ясперс приходит к выводу, что проблема взаимопонимания, диалога различных культур, народов и религий – жизненная необходимость. Во взаимоотношении культур одна культура может относиться к другой и как к некоему объекту, и как к подобному себе равноценному субъекту. В общении культур, по мнению философа, не имеет значения - вступает ли некая культура в диалог с современной ей культурой или с культурой прошедшей эпохи. Произведения культуры бессмертны и позволяют вступать с ними в контакт, независимо от временных рамок их создания (57, с.216).

Таким образом, работами М. С. Кагана и др. было положено начало вывода понятия человеческого общения из чисто философских рамок на предметную область, связанную с решением культурологических проблем общества. Для более полного освещения этого вопроса наряду с философскими аспектами мы анализируем в нашей работе психолого-педагогические подходы к решению данной проблемы.

Общение определяется как сложный процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Процесс общения исследовался психологами, педагогами с различных позиций. Так, Е. И. Пассов определяет основные характеристики процесса общения.

Целью общения автор видит решение задач, связанных с взаимоотношениями, т. е. изменение их. Изменённые взаимоотношения становятся результатом общения. Единицей процесса общения Е. И. Пассов определяет акт общения (коммуникативный акт), в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т. п., то есть он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.

М. С. Каган выделяет четыре функции общения (57, с.283-309): обслуживание предметной деятельности ( производственной, научной, революционной и т. д.), общение ради общения (с целью достижения духовной общности людей), приобщение другого к своим ценностям, приобщение к ценностям другого ( две последние функции зеркально симметричны, если целью первой может быть воспитание кого-либо, то целью второй – самовоспитание инициатора общения ).

Наряду с характеристиками процесса общения рассматриваются различные содержательные стороны этого процесса. Распространённым является подход, согласно которому в общении выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона реализуется процессом обмена информацией. Интерактивная сторона процесса общения предполагает взаимодействие людей, организацию совместных действий. Перцептивная сторона – это восприятие друг друга партнёрами и установление на этой основе взаимопонимания.

Что касается коммуникативной стороны процесса общения, по содержанию информации выделяют три большие группы:

- когнитивная информация, которая связана с фактическим значением несущих её языковых структур;

- индексальная информация, сообщающая о психологическом складе коммуникатора – его личности, свойствах, склонностях и эмоциональном состоянии и помогающая обрисовать его отношение к себе и к другим и определить роль, которую он сам себе отводит как участник интеракции;

- регулятивная информация о ходе интеракции, служит целям начала, продолжения и окончания самой интеракции.

В структуре коммуникативного процесса (17, с. 89) выделяют следующие элементы: коммуникатор – субъект, передающий информацию; коммуникант – субъект, принимающий информацию и интерпретирующий её; коммуникативное поле – ситуация в целом, о которой может быть передана информация; собственно информация о коммуникативном поле; каналы коммуникации – средства передачи информации.

Некоторые исследователи рассматривают коммуникативный процесс как последовательность коммуникативных актов, каждый из которых выполняет определённую функцию в коммуникативном обмене и лингвистически оформляется в виде высказывания (17, с.92). Функция запроса информации осуществляется вопросительным высказыванием. Передача информации осуществляется повествовательным высказыванием, причём в зависимости от отношения коммуникатора к передаваемой информации (например, считает он её полностью достоверной или нет, высказывание может быть в форме утверждения, убеждения, предположения). Коммуникативное действие может выполнять функцию побуждения к действию, регуляции потока информации, выражения намерения и т. д. Поскольку передача информации осуществляется между, по крайней мере, двумя субъектами, то коммуникативное действие одного коммуникатора всегда предполагает ответное действие: вопрос предполагает ответ, запрос о согласии – выражение согласия или несогласия и т. д. Коммуникативный процесс протекает в виде сопряжённых коммуникативных действий обоих коммуникаторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10