Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.
«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает
заинтересованность ребенка. Умение
разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразные
признаки и состояние – задания эстетичного, умственного и морального воспитания
ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не
человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого
вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или
холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие
растения от слабых, хилых, которые нужно « лечить». Красота – это спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми
листьями, которое не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.
При систематическом взаимодействии с растениями ребенок
понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) – это
прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых
жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует»
ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе
со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зеленых
друзьях.
Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит
красоту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет
наблюдательным, любознательным.(3, 66)
Животные, так же как и растения, приносят большую радость.
Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно
привлекателен. В отличие от растений, животным присущее поведение. С одной стороны,
они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза
и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и
реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).
Замечая частичное внешнее сходство между человеком и животными, ребенок с
раннего возраста понимает, что последние – живые существа. С другой стороны,
животные неповторимы и своеобразны относительно как к внешнему виду, так и к
поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей – хвост,
рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Некоторые животные могут летать,
жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не
свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится
детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под
вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для
животного и для ребёнка.
Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми
существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого
отношения к животным и бережного отношения к природе. (10, 30)
В становлении экологического сознания особенное место
принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные
нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная
игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей,
активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами
познания окружающей природы.
Полнее всего заданию формирования экологического сознания
отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере
происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип
парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут
ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые
подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.
В разработке игр экологической направленности также нужно уметь
максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и
познавательный эффект этих игр достигается при условии максимального
приближения сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям
существования объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые
должны характеризовать ребенка не только в игре, но и поза ней. Безусловное
значение творческой игры заключается в том, что дети практически овладевают
образцами взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к
природе.
Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно
использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само
творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования
его интеллекта. Это – игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка,
его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности,
которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и
моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя
результаты. (15, 95)
Мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности,
связанной с миром природы. Но не следует забывать, что существует еще очень
много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические
знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической
культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу; изобразительная, музыкальная,
театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных
вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными
природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и
использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение
украинский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах,
поговорках, легендах, играх.
Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок
– активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру,
природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный
опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и
взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё
мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является:
эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная
самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной
окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение
средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.
Глава 2. Повышение
эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью
моделирования
В соответствии с целью, перед исследованием были
поставлены следующие задачи:
• проверить состояния рассматриваемой проблемы в
психолого-педагогической и научно-методической литературе;
• разработать комплекс мероприятий по повышению
уровня экологического образования старших дошкольников с помощью формирования
системы знаний о животных;
• провести апробацию разработанного комплекса
мероприятий.
Для более комплексного исследования проблемы
экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие
методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический
эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод
педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения
передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании
явились: анализ литературных источников, изучение современных программ
экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования
занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и
анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования,
позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать
задачи.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие
10 дошкольников старшей группы, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической эффективности занятий,
проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная
группа также из 10 дошкольников старшей группы.
2.1. Констатирующий
эксперимент
Целью констатирующего
эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших
дошкольников.
Задачи констатирующего
эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической
воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и
оборудование;
3) провести диагностику уровня экологической
воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного
возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в
основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на
основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить
детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные
знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической
воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных
особенностей по двум направлениям: формирование
экологических знаний и экологически
правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня
сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей
представителей мира животных (проводится
индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания
характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты:
первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран);
на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей
карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы,
барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа,
зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря,
совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья,
кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению. Педагог
предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их
на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из
оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых
и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки,
можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с
инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием,
педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и
три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии
с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет
представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой
обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно
отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки
при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со
средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда
допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает
последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при
распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со
средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется,
а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое
отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей
растительного мира (проводится индивидуально с
каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания
характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения:
герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и
бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель
воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог
называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и
развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными
растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на
примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны
в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь,
сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб,
сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка,
подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник,
ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды
растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых
растений.
• Без помощи взрослого называет условия,
необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки
в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы
предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия,
необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за
комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений:
деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых
растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно
ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за
комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно
обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое
отношение к растениям.
Задание 3. Определение характерных особенностей
неживой природы (проводиться индивидуально с
каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания
характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком,
с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог
предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет
объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое
баночек.
• Правильно называет отличительные
характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего
люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет
творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет
содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики
объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого
приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при
определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные
характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего
они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится
индивидуально или маленькими подгруппами).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|