бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника бесплатно рефераты

Глава 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

2.1 Методика становления уровня экологической воспитанности у младших школьников в процессе кружковой работы


Как же рассказать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает идти и идти? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Здесь хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

 Для начала сформулируем задачи экологического воспитания:

1.                 Понимание само ценности природы.

2.                 Осознание себя, как части природы.

3.                 Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4.                 Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5.                 Воспитание активной жизненной позиции.

6.                 Обучение азам безопасности.

7.                 Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8.                 Формирование морального сознания.

9.                 Подведение к пониманию неповторимости красоты окружающего мира.

 Одним из эффективных способов экологического воспитания младших школьников являются занятия по естествознанию и ознакомлению с окружающим миром. В качестве программного обеспечения данной работы была взята программа А.А. Плешакова «Зеленый дом». В разделе данной программы «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельными объектами и явлениями). Последующие разделы «Живая природа» и «Неживая природа» получают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматривались во взаимосвязи.

Раздел «Планета – наш дом, а мы хозяева в нём» явился обобщающим по отношению к предшествующим. Необходимо что бы каждый день пребывания детей в школе интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания, умения и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, в том числе и во время работы кружка.

 Например, изучая тему «Что такое природа» дается представление и проводится беседа об объектах природы и предметах, созданных руками человека («не природа»). Во время экскурсии проводится наблюдение: предлагается детям как можно больше найти объектов природы и «не природы». Ещё раз обращается их внимание на то, чем они отличаются.

Вносится соревновательный элемент: одна группа детей ищет природные объекты, другая – предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывается количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски.

 В становлении экологически воспитанной личности особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.

 Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Мои домашние животные», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов».

 Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой младшие школьники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Эффективным методом расширения знаний по экологии, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, преданий, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и волнуют душу: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не поднимай природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

 В процессе работе с детьми практикуется использование принципа научности. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы («животные Красной книги», «животные и растения различных природных зон»); таблицы, схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).

 Во время работы с натуральными природными объектами обращается внимание детей на то, нельзя наносить животному вреда, а после проведения наблюдения необходимо отпустить его на волю.

 Творческое общение с природой – действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому можно проводить занятия любования природой, занятия – путешествия, экскурсии в природу. На таких занятиях я не навязывается готовых знаний, а дается возможность детям самим делиться своими чувствами, и только потом акцентироваться на основном. Всё это происходит на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляются экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка. Все перечисленные формы и методы экологического воспитания были использованы при организации работы экологического кружка «Мой край родной», на базе Тарасинской СОШ, Боханского района, Иркутской области

2.2. Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной».


Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были самыми разнообразными. Детей интересовало все: «Откуда появляются тучи?», «Почему цветы закрываются на ночь?», «Почему летом идет град?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Где у рыбы уши?» и т.д. Вопросы были не обычными и интересными, это свидетельствовало о желании детей узнать, об окружающем мире.

Затем, на уроке изобразительного искусства мы предложили детям нарисовать рисунок на тему «Мой родной край». Фантазия учащихся очень богата, поэтому в их рисунках мы увидели речку, зеленый лес, разноцветную поляну и родную улицу, маленький домик и тонкую тропинку, свою школу, и многое другое.

Все рисунки учащихся в конце урока были вывешены на доску, у нас получилась одна большая картина, на которой изображался край очень близкий детским сердцам.

Также мы провели анкетирование родителей и учителей с целью выявить необходимость создания кружка, которое показало, что, как родители, так и педагоги понимают важность и актуальность экологических проблем, в связи с этим родители хотят, чтобы дети занимались в кружке, а учителя хотели бы организовать кружки, но причина в ограниченности во времени и не разработанности проблемы, а также в невысокой заработной плате. Так учителя объяснили отсутствие кружковой деятельности.

Получив данные об интересе детей и желании родителей, мы посчитали возможным разработать программу, содержание и методику кружка «Мой край родной» .

Программа кружка «Мой край родной»

 «Трогая цветок, мы трогаем звезды.

 В конечном счете, природу может

 спасти только любовь»

 Жан Дорст.

Пояснительная записка к программе кружка «Мой край родной представлена в Приложении 3. Деятельность кружка очерчена рамками существующей учебной программы начальной школы, направлена на расширение кругозора, формирование устойчивого личного интереса младших школьников к экологическим проблемам, формирование у детей ответственного интереса к окружающей среде, ее защите и улучшению.

 Организационные принципы:

в кружке участвуют учащиеся третьих классов;

количество участников до 20 человек;

периодичность занятий 1 раз в неделю.

Формы деятельности: по принципу «от простого к сложному» с акцентом на практическую деятельность и личный опыт детей.

Наблюдения: сезонные и другие:

- занятия в классе и уголке живой природы;

- прогулки на природе;

- творческие задания;

- сюжетные и ролевые игры;

- природоохранные мероприятия;

- сюжетные и ролевые игры;

- природоохранные мероприятия;

- знакомство с произведениями искусства о природе.

Содержание кружковой работы включает в себя:

- систему знаний о природе;

- понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

- формирование у детей положительного отношения к природе;

-желание соблюдать правила-запреты, желание беречь и охранять природу.

Программа и тематика кружка «Мой край родной»


Тема

Цели и задачи

Возможные формы деятельности

Формируемые знания и умения

Количество часов

1

1.1






2








2.1








2.2








2.3









3








3.1







3.2







3.3





4






4.1


4.2


Что нас окружает

Окно в природу






Путешествие от осени до зимы







Осенние хлопоты








Овощные фантазии








Сезонные явления









Удивительное рядом








Кто это? Что это?







Необычные, загадочные, ласковые, верные





Откуда родом комнатные растения




Зеленый друг





Путешествие по экологической тропе



Открываем мир


Цель: обучение детей на примере конкретных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.


Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн, формирование представления о целостности и единстве природы, бережного отношения к ней.

Задачи: учить детей определять цель работы, трудиться сообща, воспитывать дружеские отношения, формировать умение видеть, где нужна помощь.

Развивать у учащихся творчество, смекалку, терпение, усидчивость, учить совместной деятельности в группе, умение работать с разными материалами и инструментами.

Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе



Цель: формировать наблюдательность и навыки исследовательской деятельности, воспитывать чувство восхищения красотой природы.

Задачи: формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения в быту, бережное отношение к предметам.

Поддержать у учащихся интерес к миру животных, воспитывать чувство восхищения, удивления способностями животных.

Расширить представление детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.

Цель: формирование нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как живым существам.

Задачи: познакомить учащихся с Красной книгой нашей страны, привить любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, многообразием растений родного края

Экскурсия в окрестности села (лес, речка, поляна т.д.)












Экскурсия по школьному участку







Изготовление поделок из овощей и фруктов






Путешествие (заочное) в мир сезонов и их характерных признаков и явлений.













Игра, беседа о самых обычных, бытовых явлениях, но с необычным их решением



Беседа о замечательных, верных друзьях.





Игра – путешествие по миру.










Игра – путешествие







Утренник: «Читаем живую газету»


Умение оценивать факты взаимодействия человека и природы. Культурное поведение в природе.




Знание сезонных изменений в жизни растений и животных; взаимосвязи между животными и растениями. Установление причинно-следственных связей в природе, открытие необыкновенного в обычном и знакомом; прогнозирование изменений в природной среде, вызванные вмешательством человека.























Установление нарушений в природе, вызванные человеком; правильное пользование водой, электроэнергией; уход за комнатными растениями, распознание, различие их особенностей строения. Забота и внимание, проявляемые к четвероногим друзьям



















Умение оценивать роль растений в жизни человека и животных, желание постоянно проявлять заботу о растениях. Охранять и бережно относиться к природным богатствам

2














2









2









2

















2







2






2










2





Большую роль в экологическом воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия животных и растений, но не узнают их в природе. Мы считаем хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках нашей программы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9