бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению бесплатно рефераты

Заключение

В целом можно сказать, что профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения представляется сложным, и многогранным, на него оказывают влияния возрастные, половые особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуального развития, личностная зрелость, самооценка и притязания. Молодые люди, стоящие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве своем, оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, необходимо формировать готовность к профессиональному самоопределению у юношей и девушек уже в процессе школьного обучения. Такая подготовка должна быть ориентирована на углубленное самопонимание, формирование адекватной самооценки, знакомством с рынком труда, возможностями и условиями построения карьеры, обучению принятия зрелых и ответственных решений и должна учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности субъекта профессионального выбора.

Проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта этой детерминации. После окончание школы 82% учащихся собираются поступать в другие учебные заведения. У большинства из них одинаковая программа: поступление в учебное заведение, учеба в нем, создание семьи, рождение одного-двух детей, материальное благополучие, хорошая работа. О будущей профессии школьникам говориться мало. Почти никто из них не представляет ее трудностей. Если она и упоминается , то только в самых лучших представлениях.

Итак, исследование показало что, с одной стороны, учащиеся юношеского возраста в большинстве своем не умеют планировать жизненную и профессиональную перспективу, их представления о профессии размыты, нередко цели не совпадают с возможностями, с другой стороны, их представления касаются общих контуров будущей профессии.

Таким образом, результаты изучения особенностей планирования профессионального и жизненного пути подтверждают неготовность к профессиональному самоопределению и планированию своего профессионального будущего, оно не является составной частью общего планирования жизни.

Библиографический список использованной литературы

1.                 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968

2.                  Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 26- 36 с.

3.                 Клецина И.С. Гендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 154- 169 с.

4.                 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996, 203 с.

5.                 Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.- 175 с..

6.                 Коростылева Л.А. Самореализация в личносй жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 144 – 153 с.

7.                 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций, - М.: 1992, 178 с.

8.                 Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с.

9.                 Психология индивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-е изд.- М.: «ЧеРо», 2002.-776с., - (Хрестоматия по психологии).

10.            Романова Е.С., С.Ю. Решетина. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология. Вып.- М.: №3, 2001, стр 19.

11.            Рыбалко Е.Ф., Тулупьева Т.В. Роль психологической защиты в самореализации личности в период ранней юности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.3 / Под ред. Л.А. Головей, Л.А Коростылевой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1999. – 178 -192 с.

12.            Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 800с.

13.            Сонин В.А., Бабкин А.П. Молодежь и система ценностей // Труды СГУ. Серия «Психология и социология образования». Вып. № 10, - М., 1999.- 111-117 с.

14.            Тренькаева Н.А. Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск , 2006. – 63- 66 с.

15.            Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Метод самодиагностики

Использование методов самодиагностики в целях профориентации не исключает объективных методов исследования – тестовых зданий, которые могут быть полезны на стадии подтверждения проекта, если клиент сомневается в своих возможностях. В качестве обязательного компонента процедуры самодиагностики выступает беседа с психологом, в которой психолог организует процесс самопознания и саморазвития с учетом индивидуальных особенностей клиента.

Этот подход может быть реализован при работе с подростками, молодежью, взрослыми людьми

Вариант метода самодиагностики

Исследование заключается в анализе общей эмоциональной оценки ситуации (какие эмоции она вызывает). В этом наиболее подходящим методологическим подходом можно считать самодиагностику. Это означает, что основной акцент смещается с позиции наблюдателя и эксперта на позицию самого субъекта, действующего в данной ситуации. Самодиагностика, таким образом, противостоит оценочному подходу в психологии и дает субъекту в руки инструмент саморазвития.

Также целесообразно выяснить эмоциональное отношение к работе. Это позволит прояснить психологу и клиенту, с какими эмоциональными состояниями и переживаниями связаны ситуации выбора профессиональной области молодого человека.

Необходимо получить согласие на совместную работу с ним и использованием метода самодиагностики.

Анализ профессиональной ситуации следует проводить в соответствует с тремя основными блоками вопросов: «Что я хочу», «Что я могу». «Какой я».

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

1 стадия. На этой стадии работы субъекту предлагается выполнить ряд методик из трех блоков.

«Что я хочу». Здесь определяется область интересов, основные ценности личности.

«Что я могу». Здесь определяется уровень образования, наличия знаний и навыков, в сфере выбранной профессии.

«Какой я». Здесь определяется локус контроля, т.е. степень ответственности личности за события, которые с ней происходят, степень уверенности в себе. Но это не является самоцелью, а применяется постольку, поскольку помогает разобраться в собственной жизненной ситуации, связанной с профессиональным выбором.

Полученные по всем трем блокам результаты фиксируются самостоятельно. Нужно, чтобы все выводы и полученные результаты формировались и записывались субъектом от первого лица в заранее подготовленные формы (например, «я предпочитаю», «я умею», «я лучше справлюсь..» «мои возможности», «моя цель , мечты» и .т.п.). Все полученные результаты, в отличии от ситуации диагностики, являются собственностью субъекта.идущие по этому пути обсуждения результатов самодиагностики, обычно раньше не были мотивированы в своей профессиональной или учебной. деятельности. Поэтому главная задача психолога – поддержать мотивацию к выбору профессиональной карьеры.

1.                 В первую очередь нужно рассмотреть согласованность критериев выбора профессий из этого блока. Например, если выявлен социальный интерес, тог с какими ценностями он связан, с какими предпочитаемым типом межличностных отношений, с какими условиями работы?

2.                 Следующий шаг – рассмотре6ть связь с критериями из других блоков. Как связаны желания с профессиональными областями, которые Кл. выбрал, и см базовыми знаниями которые он имеет? Как связано с предпочитаемыми способами мышления, т.е. с проблемами, которые он предпочитает решать в процессе труда (блок «Что я могу»)?. Например, если на первом месте ценность «самоуважение» - как это связано с образом себя, выражается ли это с интернальным или экстернальном локусе контроля (блок «Какой я»)? На этом этапе важно выявить и попытаться устранить непримиримые противоречите в критериях выбора профессии

3.                 Нужно рассмотреть как можно изменить свою проф. Ситуацию за счет и с использованием критериев из других блоков. Так, для реализации своих ценностей и желаний Кл. могут потребоваться дополнительные знания, изучение смежных профессиональных областей. Для этого нужно рассмотреть свой образ себя, свою готовность к изменениям, уверенность в себе.

Второй вариант

Кл. начинает с обсуждения необходимости изменения или сохранения профессиональной области имеющихся у него знаний.

Кл этого тина фиксированы на своем прошлом опыте, они настроены продолжать свою. Деятельность, использовать свой потенциал.

По сравнению с 1 вар., здесь позиция Кл. более закрытая, и требуется не суждения, а наоборот, расширение возможностей выбора.

Первый шаг, проанализировать согласованность критериев внутри блока: насколько , имевшиеся знания соответствуют профессиональной области, в которой человек работал, подходят ли способы мышления этим профес. областям,

Второй шаг, - сравнить критерии этого блока с критериями блока «Что я могу»: какими ценностям соответствует выбранная профессиональная область, с каким типом интересов сочетается, соответствуют ли условия реализации знаний желаемым? Особенно важно обратить внимание не только на знакомые, но и на желаемые профессиональные области. Если обнаруживается несоответствие между требованиями у профессии, которые предъявляет Кл., и его оценка своих возможностей, то нужно определить причину этого внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Для этого на третьем шаге психолог должен вместе с клиентом обратиться к блоку «Какой я».

Третий шаг – обратить внимание Кл. на образ себя, возможности переоценки этого образа, изменения уровня притязаний, нахождение других путей самореализации на основе учета своих индивидуальных особенностей. Пояснение образа себя помогает определить средства для достижения намеченной цели.

Третий вариант

Кл. начинет с обсуждения своей уверенности в себе, расхождение собственного образа и образа себя глазами бдругих, своих личностных особенностей (блок «Какой я»).

Такие клиенты обчно более заинтресованы в пряснение «Я – концепции», разрешении внутренних конфликтов. Прияины сових профессиональных неудач – в несформированности внутренней позиции, отсутвия принятия ответственности на себя. Без принятия образа себя невозможна и проектия в будущее. Однако психолог должен придерживаться конченой цели профессионального консультирования – поддержки Кл. в выработке профессионального проекта, поэтому при обсуждении личностных проблем нужно анализировать вместе с клиентом проммкры из профессиональной сферы.

Первый шаг – рассмотреть, какой компонент «образа я» больше всего беспокоит клиента и как это проявляется в профессиональных ситуациях.Нпример, расскождение самооценки своих достижений и способностей с оценками глазами коллег и начальсьва – связано ли это с низкой интернальностью, низким самоконтролем, интравертированностью, неумением подать себя, выразить свои интересы? От того, к каому выводу придет клиент по этому вопросу, зависит его дальнейшая работа над собой. Главное здесь – проблема ответственности, интерпретация причин собственных поражений и успехов. Для этого на следуюущем этапе рассматривается соотношение самооценки с возможностями и желаниями клиента.

Второй шаг. – сравнить имеющийся образ себя со своими объективными возможностями – знакомой профессиональной областью, базовыми заниями. (блок «Что я могу).

Возможно, в несосответствии их и кроются причины неудовлетворенности клиента своей профессиоанльной ситуацией. Бывают случаи, когда большой опыт работы приходит в противоречие с невысоким уровнем квалификации. Возможно субъект не умеет отстаивать свои интересы в соем профессиональном окружении (блок «Что я хочу»).

Третий шаг – наметить пути изменения ситуации с учетом выявленных желаний, ценностей.Главное, в этом шаге – добиться, чтобы клиент понимал, что его выбор сознателен и иерархия критериев выбора соответсвует его внутренней иерархии жизненных целей и ценностей.

III стадия. На этой стадии происходит совместное обсуждение психолгом и клиентом различных профессий. Описание должны быть занесены в блокнот клиента, что бы он имел возможность в любой момент обратиться к ним для сравнения критериев.

Для проверки правильности сделанного выбора клиенту предлагается оценить свой выбор по трем параметрам:

·                   Возможность добиться успеха;

·                   Возможность адаптироваться в профессиональной среде;

·                   Возможность быть удовлетворенным.

В результате проведенной самодиагностики и анализа ситуации субъекту предлагается составить план ближайших действий. Он должен достаточно конктертным и реалистичным, с указанием сроков и средств.

Какой я

1.                 Надя К. Доброжелательная, обидчивая, но всегда прощаю.

2.                 Катя К. патриотка, жизнерадостная, открытая, спокойная, эгоистичная, ленивая, упрямая.

3.                 Тамара К. Энергичная, спортивная, логичная, ленивая, отзывчивая.

4.                 Феликс С. Веселый, активный , коммуникабельный, ревнивый, обидчивый.

5.                 Константин Р. Верный справедливый, вспыльчивый, доверчивый, сострадательный..

6.                 Михаил М. Сообразительный, влюбчивый, скрытный, добрый, ленивый, веселый.

7.                 Адриана П. Добрая, общительная, умная, скромная, разражительная.

8.                 Яна Д. Добрая, умная, симпатичная, хитрая, общительная, скромная, обидчивая.

9.                 Виктория Л. Умная, заботливая, ранимая, злая, плаксивая.

10.             Алексей Г. Веселый, хороший, плохой, мечтательный, спортивный.

11.             Дарина С. Красивая, хитрая, сообразительная, очень общительная, ленивая, эмоциональная.

12.             Ростислав К. Хороший, добрый, скрытный, очень ленивый.

13.            Наташа Л. Веселая, эгоистичная, ленивая, добиваюсь поставленной цели.

14.            Анна Г. Эгостичная, доброжелательная, миролюбивая, веселая.

15.            Алмаз С. Добрый, спокойный, мечтательный, умею выслушивать, симпатичный.

Что я хочу

1.                 жить , стремиться к лучшему, помогать людям. Делать добро, искать выход в сложной ситуации,любить, добиваться своего.

2.                 быть уверенной, целеустремленной, умной, рассудительной, решительной, красивой, с богатым внутренним миром.

3.                 Быть умной, работоспособной, доброй,, красивой, с большой душой.

4.                 Быть более умным.

5.                 любимым, добрым, сильным, трудолюбивым, храбрым,веимательным, доброжелательным, нужным кому-нибудь.

6.                 умным, скромным, счастиливым.

7.                 счастливой,

8.                 Быть такой, чтобы во мне не разочаровались мои родители, друзья, близкие мне люди.

9.                 Быть таким, чтобы нарвиться людям, чтобы мне было легко в жизни., учиться, радовать родителей, быть отзывчивым, развить лучшие качества своего храктера.

10.            Быть сильным, смелым, ловким. Не ленивым, умным.

11.            Быть такой, какя я есть.

12.            быть умным, богатым, счастливым.

13.            Быть более доброй, милосердной, всегда добиваться поставленной цели, как доктор Рошаль, понимающей, пунктуальной.

14.            быть умной, сильной, порядочной, понимающей, сострадательной, человеком к которому тянуться люди.

15.            нравиться , быть грамотным, полезным, любящим, привлекательным.

Что я могу

1.                 Ставить перед собой цели.

2.                 хорошо учиться.

3.                 хорошо учиться и работать.

4.                 не лениться.

5.                 заниматься спортом, отомстить, полюбить, возненавидеть, разочаровать, простить, забыть, поверить, помочь в беде.

6.                 учиться, любить, врать.

7.                 учиться, любить, дружить.

8.                 учиться, любить, дружить, работать, общаться,

9.                 хорошо учиться.

10.             любить.

11.            хорошо учиться, но ленюсь.

12.            всегда держать себя в руках, врать, любить, дружить.

13.            сделать то, что написано в 1 пункте, и еще много всего…

14.            сичинить роман в уме, развеселить кучу маленьких детей, приготовить вкусную еду, сдать экзамен на «5», выслушать человека и понять его.

15.            учиться, помочь, терпеть.


Страницы: 1, 2, 3