бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоциональное состояние памяти бесплатно рефераты

Эмоциональное состояние памяти

Содержание

Введение

Глава 1   Эмоции и эмоциональные состояния..........................................................

1.1  Теоретические воззрения.....................................................................................

1.2  Позитивные и негативные эмоции ............................................................

1.3  Физиология эмоций...............................................................................................

1.3.1     Нейроанатомия эмоци.........................................................

1.3.2     Нейрохимия эмоций...........................................................................

1.3.3     Биологическое значение эмоций...........................................................

1.3.4     Последние исследования.......................................................................

1.3.5     Эффективность плацебо...................................................................

Глава 2   Память.................................................................................................................

2.1  Индивидуальные различия памяти........................................................................

2.2  Виды и формы памяти ..........................................................................................

2.3  Механизмы памяти.............................................................................................

2.4  Некоторые распространенные нарушения памяти.......................................

2.5  Некоторые универсальные принципы в механизме памяти................................

2.6  Некоторые эффекты и законы памяти................................................................

2.7  Физиология памяти..................................................................................

2.8  Последние исследования .................................................................................              

Глава 3   Взаимодействие эмоций и памяти...............................................................

3.1    Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции.

       Исследовательская деятельность....................................................................................

            3.2  Эмоциональная память..............................................................................................

            3.3  Механизм вытеснения...........................................................................................

            3.4  Эмоции и информация, хранящаяся в памяти..................................................

3.5  Ассоциативный эксперимент..............................................................................................

3.6    Роль воспоминаний в переживание печали......................................................

3.7    Зависимость запомининия от впечатлений и эмоций...................................

3.8    Школа памяти..........................................................................................................

Рекомендации...................................................................................................................

Исследование...................................................................................................................

Заключение.........................................................................................................................

Список использованной литературы........................................................................

Резюме..............................................................................................................

Приложения

Введение

На уровне здравого смысла очевидно, что между эмоциями и памятью существует связь.Общеизвестно, что все мы очень четко и подробно запоминаем эмоционально насыщенные события. Люди престарелого возраста помнят, как они узнали новости об окончании Второй мировой войны и вероломном убийстве Джона Кеннеди. Большое количество людей в Соединенном Королевстве и многие люди во всем мире всегда будут помнить, при каких обстоятельствах они узнали о смерти принцессы Дианы. Кроме отличного воспроизведения в памяти главного события, запоминаются также другие второстепенные подробности.

В этой работе будет показано, что люди запоминают особые или необычные события, и что эмоция, связанная с событием, запоминалась с большей вероятностью и могла облегчать воспроизведение в памяти реально существующего события, а также, что эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и что влияние положительных и .отрицательных эмоций различно. Будут превидены исследования , которые прольют свет  в чем же состоит это влияние — способствуют ли положительные эмоции сохранению воспоминаний, или же отрицательные эмоции стирают их? А может быть, имеют место оба процесса?

    Будет представлены в качестве ознакомления теоретические воззрения на вопрос об эмоциях таких учёных как  Джемс и Ланге ,  П.Милнер , П.Фресс,  А. Н. Леонтьев,  Д. О. Хеббу , П. В. Симонов,               Л. Фестингер, С. Шехтер, Плутчик, Фрейд, Спенсер , Вундт и  Даффи, а также представлена когнитивная схема эмоций. Также будет рассмотрен вопрос о разделении эмоции на по­ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные.

            В разделе физиологии эмоций мы покажем , что какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выра­женной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, а также ознакомим с нейроанатомией эмоций и  концепцией, связывающей эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежащую американскому невропатологу Дж.Пейпецу, и её усовершенствованную модель --лимбическую систему П.Мак-Лина. Возникновение любой эмоции также имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ и их сложное взаимодействие. Современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга , о чем будет рассказано в разделе  нейрохимия эмоций. На этом подведем итог , обобщив  биологическое значение эмоций и приведем некоторые последние исследования в этой области.

            Далее рассмотрим определение, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти, а также существующие классификации видов  памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и  сути предмета и способа запоминания.

Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях, о чём подробнее будет сказано в этой работе. Мы расскажем о  процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствие ее воспроизвести, таких как  запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Рассмотрим  несколько теорий, почему происходит забывание, а также некоторые закономености в механизме памяти, которые обобщил и вывел немецкий ученый Г.Эббингауз.

И в заключении этой главы ознакомим с физиологией памяти и последними исследованиями в этой области . Расскажем, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Современные методы исследований пока­зывают, что в процессы запоминания вовле­чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга.

В следующей главе будут превидены исследования, благодаря которым становится ясно,что припоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов , положительных воспоминаний больше, чем отрицательных; отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный, и, наконец,  запоминание зависит от силы эмоции: более сильные эмоции, независимо от их знака, способствуют запоминанию большего числа фактов , а также -- эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих  позитивную эмоциональную окраску, а печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий, кроме того, эмоция гнева способствует запоминанию негатив­но окрашенных понятий и множество других выводов , имеющих практическую ценность.

Далее рассмотрим вопрос о наличии эмоциональной памяти и  дискуссии по этому поводу.

Кратко ознакомим с понятием  “вытеснение”, которое было введено Фрейдом и что под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное.                 

       Покажем насколько  эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего  мира, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные  когда информация оказывается в избытке . Также ознакомим с некоторыми законами памяти , такими как эффект Зейгарника, эффект края и эффект реминисценции.

         И в заключении  приведем методики и рекомендации для более эффективной работы памяти, учитывая эмоциональное состояние, а также ознакомим с нашим исследованием и выводами , к которым оно привело.


Глава 1      Эмоции и эмоциональные состояния

Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувство­вать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчи­востью напрямую зависит наша жизнеспособность.

Понятие “человеческая эмоция” настолько сложное,что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути. Эмоция—это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует , организует и направляет восприятие , мышление и действия.   

Другое определение: эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Базовая, дискретная эмоция — это сложный феномен, включающий в себя нерофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Индивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возни­кает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у чело­века особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Так, например, эмоция гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх — реакцию самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоция — чрезвычайно сложный феномен, который предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности.


1.1    Теоретические воззрения

  [4 с.3 –27 ]   [ 5 с.7-19 ] [ 10 с.31-51 ]

Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровож­дают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями мо­мента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Оче­видно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. Пос­ле Кэттела и Шейера , после исследований Спилбергера , многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту.Например существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как со­стояния, с одной стороны, и тревожности как черты личности — с другой. “Состоя­ние” и “черта” различаются длительностью переживания и степенью выраженно­сти эмоции.

            Физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаз, что на роль их   в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно  представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую  реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание "от испуга", сердцебиение.

      Джемс и Ланге  выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие  ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения.  Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает  рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные       ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

      Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека,-- огорчены, плачем; мы  повстречали медведя,-- испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в   ярость,-- наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что       дрожим; приведены в ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления   не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и  эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из  нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле   и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой  телесной подкладки, есть ни что иное как пустой звук.

 П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами.  Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева.  Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения. Опредмеченность чувства озна­чает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть “вообще” тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чув­ство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отноше­ние не было осознанным содержанием чувства. [ 12 с.177-180]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10