Эмоциональное состояние памяти
Эмоциональное состояние памяти
Содержание
Введение
Глава 1 Эмоции и эмоциональные состояния..........................................................
1.1 Теоретические воззрения.....................................................................................
1.2 Позитивные и негативные эмоции ............................................................
1.3 Физиология
эмоций...............................................................................................
1.3.1
Нейроанатомия
эмоци.........................................................
1.3.2
Нейрохимия
эмоций...........................................................................
1.3.3
Биологическое значение
эмоций...........................................................
1.3.4
Последние
исследования.......................................................................
1.3.5
Эффективность
плацебо...................................................................
Глава 2 Память.................................................................................................................
2.1
Индивидуальные различия
памяти........................................................................
2.2
Виды и формы памяти
..........................................................................................
2.3 Механизмы
памяти.............................................................................................
2.4 Некоторые распространенные нарушения
памяти.......................................
2.5 Некоторые универсальные принципы в механизме
памяти................................
2.6 Некоторые эффекты и законы
памяти................................................................
2.7 Физиология
памяти..................................................................................
2.8
Последние исследования
.................................................................................
Глава 3
Взаимодействие эмоций и памяти...............................................................
3.1 Научение,
воспроизведение мнемического материала и эмоции.
Исследовательская
деятельность....................................................................................
3.2 Эмоциональная
память..............................................................................................
3.3 Механизм
вытеснения...........................................................................................
3.4 Эмоции
и информация, хранящаяся в
памяти..................................................
3.5
Ассоциативный
эксперимент..............................................................................................
3.6
Роль воспоминаний в переживание
печали......................................................
3.7
Зависимость запомининия от впечатлений и
эмоций...................................
3.8
Школа
памяти..........................................................................................................
Рекомендации...................................................................................................................
Исследование...................................................................................................................
Заключение.........................................................................................................................
Список использованной литературы........................................................................
Резюме..............................................................................................................
Приложения
Введение
На
уровне здравого смысла очевидно, что между эмоциями и памятью существует
связь.Общеизвестно, что все мы очень четко и подробно запоминаем эмоционально
насыщенные события. Люди престарелого возраста помнят, как они узнали новости
об окончании Второй мировой войны и вероломном убийстве Джона Кеннеди. Большое
количество людей в Соединенном Королевстве и многие люди во всем мире всегда
будут помнить, при каких обстоятельствах они узнали о смерти принцессы Дианы.
Кроме отличного воспроизведения в памяти главного события, запоминаются также
другие второстепенные подробности.
В
этой работе будет показано, что люди запоминают особые или необычные события, и
что эмоция, связанная с событием, запоминалась с большей вероятностью и могла
облегчать воспроизведение в памяти реально существующего события, а также, что
эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и что влияние положительных и
.отрицательных эмоций различно. Будут превидены исследования , которые прольют
свет в чем же состоит это влияние — способствуют ли положительные эмоции
сохранению воспоминаний, или же отрицательные эмоции стирают их? А может быть,
имеют место оба процесса?
Будет представлены в качестве ознакомления теоретические
воззрения на вопрос об эмоциях таких учёных как Джемс и Ланге , П.Милнер , П.Фресс, А. Н. Леонтьев, Д. О. Хеббу , П. В. Симонов, Л. Фестингер, С. Шехтер, Плутчик, Фрейд, Спенсер , Вундт и Даффи, а также представлена когнитивная
схема эмоций. Также будет рассмотрен вопрос о разделении эмоции на положительные
и отрицательные, на позитивные и негативные.
В разделе физиологии эмоций мы покажем , что какой бы ни была эмоция,
переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает
физиологические изменения в его организме, а также ознакомим с нейроанатомией
эмоций и концепцией, связывающей эмоции с функциями определенных структур
мозга, принадлежащую американскому невропатологу Дж.Пейпецу, и её
усовершенствованную модель --лимбическую систему П.Мак-Лина.
Возникновение любой эмоции также имеет в своей основе активацию различных групп
биологически активных веществ и их сложное взаимодействие. Современные данные
указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от
биохимического состава внутренней среды мозга , о чем будет рассказано в
разделе нейрохимия эмоций. На этом подведем итог , обобщив биологическое значение
эмоций и приведем некоторые последние исследования в этой области.
Далее
рассмотрим определение, основные черты и характеристики, основные виды и
механизмы процессов, происходящие в памяти, а также существующие классификации
видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической
активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения
информации и сути предмета и способа запоминания.
Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем
интеллектуальная память о конкретных событиях, о чём подробнее будет сказано в
этой работе. Мы расскажем о процессах, через которые проходит любой человек
чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствие ее воспроизвести, таких как
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Рассмотрим несколько
теорий, почему происходит забывание, а также некоторые закономености в
механизме памяти, которые обобщил и вывел немецкий ученый Г.Эббингауз.
И в заключении этой главы ознакомим с физиологией памяти и последними
исследованиями в этой области . Расскажем, что физиологическая основа памяти
лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в
коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Современные методы исследований показывают, что в
процессы запоминания вовлечены не только отдельные группы нервных клеток, но и
различные зоны головного мозга.
В следующей главе будут превидены исследования, благодаря
которым становится ясно,что припоминание зависит в известной степени от
эмоциональных процессов , положительных воспоминаний больше, чем отрицательных;
отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный, и, наконец,
запоминание зависит от силы эмоции: более сильные эмоции, независимо от их
знака, способствуют запоминанию большего числа фактов , а также -- эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих
позитивную эмоциональную окраску, а печаль и гнев затрудняют запоминание этих
понятий, кроме того, эмоция гнева способствует запоминанию негативно
окрашенных понятий и множество других выводов , имеющих практическую ценность.
Далее рассмотрим вопрос о
наличии эмоциональной памяти и дискуссии по этому поводу.
Кратко
ознакомим с понятием “вытеснение”, которое было введено Фрейдом и что под
вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания:
содержания, которое никогда не осознавалось и содержания, которое осознавалось,
но затем оказалось вытесненным в бессознательное.
Покажем насколько эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из
окружающего мира, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект
располагает недостаточным количеством информации, а положительные когда
информация оказывается в избытке .
Также ознакомим с некоторыми законами памяти , такими как эффект Зейгарника,
эффект края и эффект реминисценции.
И в заключении
приведем методики и рекомендации для более эффективной работы памяти, учитывая
эмоциональное состояние, а также ознакомим с нашим исследованием и выводами , к
которым оно привело.
Глава 1 Эмоции и
эмоциональные состояния
Любовь,
самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все
эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним
равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что-то,
нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, интересоваться или
гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до
поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать,
чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью
напрямую зависит наша жизнеспособность.
Понятие “человеческая эмоция”
настолько сложное,что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его
сути. Эмоция—это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует ,
организует и направляет восприятие , мышление и действия.
Другое определение: эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме
непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к
ним отношение.
Базовая, дискретная эмоция — это сложный феномен, включающий в себя
нерофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты.
Индивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого
возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов.
Так, у человека особенности переживания и выражения эмоции гнева являются
врожденными, панкультурными и универсальными.
Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две
причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Так,
например, эмоция гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх — реакцию
самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоция —
чрезвычайно сложный феномен, который предполагает сотрудничество психического и
телесного, задействующее все уровни личности.
1.1 Теоретические воззрения
[4 с.3 –27 ] [ 5 с.7-19 ] [ 10 с.31-51 ]
Что же
такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас
постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями момента, а в
какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Очевидно, что
нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. После Кэттела
и Шейера , после исследований Спилбергера , многие ученые рассматривают эмоции
как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту.Например
существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных
именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как состояния, с
одной стороны, и тревожности как черты личности — с другой. “Состояние” и
“черта” различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоции.
Физические
изменения при эмоциях так резко бросаются в глаз, что на роль их в эмоциях
уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно
представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую
реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание "от
испуга", сердцебиение.
Джемс и Ланге
выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в
теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной
возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца,
дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при
эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание
эмоций.
Обыкновенно
говорят: мы потеряли близкого человека,-- огорчены, плачем; мы повстречали
медведя,-- испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость,-- наносим
удары. А согласно теории Джемса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы
опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в
ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно
за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе
какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные
ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так,
если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в
руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е.
человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное как
пустой звук.
П.Милнер
считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от
так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они
обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин
их различения является разная степень связи субъективных переживаний с
возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с
возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом
основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же
страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они
обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются
общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто
возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод,
жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и
эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение
определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих
рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения
внутренней среды.
Вместе с тем существует
и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует
единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только
сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой
является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти
сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация
становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их
появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции
— это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например,
радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль
над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение,
бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает
представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно
которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с
наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой
деятельности.
Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по
классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три
вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты
— это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания,
сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами,
затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например,
социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является
то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В
отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более
длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они
выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной
ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать
ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе
представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных
процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают,
как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о
некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к
человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые
эмоциональные отношения.
Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед
чем-нибудь. Человеку
может быть “вообще” тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же
удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной
чувствительности — чувство
непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не
изолированного, а находящегося в определенных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было осознанным
содержанием чувства. [ 12 с.177-180]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|