Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Российский Государственный Социальный Университет
Курсовая работа
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научный руководитель:
старший преподаватель
Е.А.Максудова
« »
2006г.
Исполнитель:
студент 2 курса
Е.Н.Галкина
« »
2006 г.
Москва 2006
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………3
2. Воспитание эмоций и чувств у
дошкольника:
1)Эмоции и
воспитательный процесс……………………………………5
2)Развитие эмоций
в деятельности………………………………………8
3)Значение эмоций……………………………………………………….13
3. Развитие мотивационной сферы
детей дошкольного возраста:
1)Условия
формирования социальных мотивов поведения ребенка……………………………………………………………………18
2)Влияние эмоций
на возникновение у ребенка социальных мотивов…………………………………………………………………...23
4. Роль семьи в воспитании
эмоциональной отзывчивости ребенка………………………………………………………….27
5. Значение игры для преодоления
эмоциональных трудностей дошкольника…………………………………………………...31
6. Заключение……………………………………………………..37
7. Список литературы…………………………………………….39
Введение.
Дошкольное воспитание как первое
звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего
общества, осуществляя заботу об охране и укрепления здоровья детей, создавая
условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.
Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности
играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в усвоении
общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении
материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие
взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную,
трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного
развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно
высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и
нравственной позиции.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование,
состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и
характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос
о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что
конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка.
Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют
определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных
мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более
высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и др. Эмоции
в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова
(как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой
деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное
значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности,
отзывчивости, человечности и др.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как
регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных
и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не
только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах,
но и об особенностях становления личности дошкольника.
Однако со стороны родителей и педагогов прохождению этапов
эмоционального развития, как правило, не уделяется большого внимания.
Объект исследования: социально-психологическое развитие детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования: эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования: показать формирование необходимых механизмов эмоциональной
регуляции поведения в дошкольном возрасте.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его
основные задачи:
1. Изучение психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
2. изучение воспитания эмоций и
чувств у дошкольника;
3. изучение развития
мотивационной сферы детей дошкольного возраста;
4. изучение роли семьи в
воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;
5. изучение значения игры для
преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.
Воспитание эмоций и чувств
у дошкольника.
Эмоции и воспитательный процесс.
С первых лет
жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда,
учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и
идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы
знаний, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской
личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна
целенаправленность педагогического процесса.
В дошкольные
годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Серьезным
недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они
много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается
не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной
системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей,
подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это,
в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности
детей.
Умственное
воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но
и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.
Умственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста тесно связано с проблемой подготовки к школьному
обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности
ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.
Эффективность
самого обучения (в узком смысле этого слова) в большей мере зависит от того,
как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию,
какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои
успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не
только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко – на
его умственную активность и даже на творческие способности.
Поэтому,
рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, прежде
всего, имеется в виду его личностная готовность как единство его
интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.
Важное место
в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее
влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание
ребенка.
Участие детей
в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства.
Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей
младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания
разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций
детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка
образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам
сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня,
рассказывание) – все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный
социальный опыт и развивает его.
Проблема нравственного
воспитания детей дошкольного возраста – существенная и вместе с тем
трудная.
Ребенок
рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие
нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к
нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о
моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к
своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами
для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того,
что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают
одобрения.
Однако только
знания моральных требований еще не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя
нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед уделяют
внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике
взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного
формализма», когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них
рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих.
Чтобы
предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо,
чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его
поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное
эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо
помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым и
сам восстает против грубости других и т.д.
Для
обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности
необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с
умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п.
Центральным звеном всей этой системы является нравственно-трудовое
воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни
ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и
готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.
Нет сомнения в том, что
трудовое воспитание надо начинать уже в дошкольном детстве.
Важно, чтобы
любое практическое задание, предложенное дошкольнику, не было самоцелью, а
способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду
взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка
такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на
его эмоциональную сферу.
Развитие эмоций в деятельности.
Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни,
является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже
более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые
знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в
дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к
окружающей действительности.
Формирование
высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных
ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных
условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием
побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает
своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые
явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие,
как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Для того
чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и
проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они
стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно
объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны
найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его
деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в
содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она
позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения
определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Итак, эмоции
ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой
деятельности.
По мере
развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает
интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с
удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом
уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов,
явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся
сложнее и содержательнее.
Постепенно у
ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное
удовлетворение при выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые
ты не позволила есть», - с гордостью заявляет матери ребенок двух с половиной
лет.
Таким
образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что
просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует
или противоречит требованиям окружающих людей.
К началу
дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным
опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события,
легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у
него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике,
словах, движениях.
Особое
значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с
воспитателем.
Значительное,
но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное
состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей
положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают
эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки,
особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают
физическую и умственную активность.
Для понимания
детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения,
лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает
по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.
Музыкальные
занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой,
драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические
переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях
искусства.
Занятия и
дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его
свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников
различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным,
любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях,
радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной
частью мыслительной деятельности.
Наконец, и
это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей,
выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения
в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу
эмоциональных проявлений.
Нравственные
чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате
практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему
окружающие люди.
На четвертом
– пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это
связано с формированием простейших нравственных представлений относительно
того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при
удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных
требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом
во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно
распространяются на более широкий круг людей.
Зачатки
чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых
при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребенку в
семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий
и только позднее – до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая
последующее поведение.
Характер
развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия)
является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные
нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других – они
остаются только знанием, не побуждающим к действию.
Страницы: 1, 2, 3
|