Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников
p> 6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе
объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование
реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми. Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает
необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,
разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,
обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное
слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п. Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми
разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели
наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно
сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере
надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в
сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,
выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети
эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь
ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для
выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы
в поле и др. Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать
явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,
зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При
систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих
чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со
старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и
издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в
пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со
старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для
этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить
ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше
использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения
целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на
лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,
выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины
будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,
какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.
Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками
т. п. Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения
теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится
на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует
дополнительное наблюдение. На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой
особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись. Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр
изобразительного искусства, предметом которого является изображение
первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто
изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время
года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,
национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих
на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,
убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.
В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени. Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.
Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и
выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский
писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких
живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части
подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно
прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по
себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему
содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое
золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают
золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”. Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами
её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,
различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-
поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),
космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города
(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции
мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы
(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху
(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи. Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,
портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и
воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт
во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком
объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,
климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое
ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:
колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого
мгновения, каждого состояния природы. Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,
разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией
живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого. Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия
художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта
положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на
наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,
будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания
художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,
впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже
восприятие произведений искусства. Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту
оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.
связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.
Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с
живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального
чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,
наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о
наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом
первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки
можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить
глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и
целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,
пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не
одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым
к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,
наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться
восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это
важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,
миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного
развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное
переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне. Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить
пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие
природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая
осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но
знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино
и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей
с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния
погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке. “Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,
надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои
ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный
отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда
поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.
Курочкина). Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего
дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с
живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт
отношения к природе и её изображению в художественных картинах. Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”): - Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть
и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,
которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и
композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,
чувствовать её звуки, запахи, формы; - Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,
осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её
изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию
художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,
воображение и ассоциативное мышление; - Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность
испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством
художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию
замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства
выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений
(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,
суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;
особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных
и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на
том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для
построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника
наложения цветового пятна для создания более выразительного образа). Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к
установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного
искусства, музыки, поэзии, литературы. Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже
как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о
пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в
промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая
осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,
ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).
Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,
архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.
Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,
с процессом создания произведения, получат представление о значении
произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить
внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных
эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети
могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно
способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём
изобразительном творчестве. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые
направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к
природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены
практические эксперименты. Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной
работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо
опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,
которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности. Для проведения практических исследований (экспериментов) были
использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280. Эксперимент № 1 (констатирующий). Цель. Определить особенности эстетического отношения старших
дошкольников к природе и к своему рисунку. Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте; 2.Определение своеобразия эстетического отношения
детей к своему рисунку. Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по
выбору). В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего
возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района). Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя
детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает
удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом
себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в
отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях). I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались
вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно
назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать
“красивое”? ”. Полученные данные эксперимента № 1. Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”: 1. Труд людей, орудия труда 3
рисунка 2. Семья, семейные отношения 4
рисунка 3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков 4. Герои сказок и мультфильмов 2
рисунка 5. Цветовые пятна и цветосочетания 1
рисунок Определили в своих рисунках как “некрасивое”: 1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались
чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его
“Некрасивое”. Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал
свой рисунок?”. Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице
много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,
дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками. И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и
явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,
к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,
оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,
тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др. Названия детских рисунков о природе были разнообразными: “Солнце отражается в воде” (Ира К.), “Спелые ягоды” (Алёна Б.), “Лето” (Паша М.), “Яблоки на дереве” (Полина С.), “Красиво” (Данил О.), “В природе” (Алёна С.), “Природа” (Вика Т.) и т. д. II. Следующей задачей эксперимента являлось определение
эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами:
“Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты
назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др. Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для
ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой
композиции(26,8%), детализации(27,0%). Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что
аккуратный”(62,8%). На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь
красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”. Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о
красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях
и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети
объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с
колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в
13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной
(смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита
содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы. Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во
многом определяется использованием различных средств выразительности, таких
как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в
которой подробно описываются средства выразительности и их использование
детьми старшего дошкольного возраста. Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что
красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма
предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления
природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд
и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что
осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям. Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте
вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической
выразительности рисунков. Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что
дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое
явление, делая её предметом своего творчества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|