бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников бесплатно рефераты

p> 6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.
Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.
В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.
Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города
(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы
(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху
(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.
Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.
Курочкина).

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений
(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года, суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).
Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.
Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами, с процессом создания произведения, получат представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены практические эксперименты.

Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения практических исследований (экспериментов) были использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

Эксперимент № 1 (констатирующий).

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать
“красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

1. Труд людей, орудия труда 3 рисунка

2. Семья, семейные отношения 4 рисунка

3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

4. Герои сказок и мультфильмов 2 рисунка

5. Цветовые пятна и цветосочетания 1 рисунок

Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок

(где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его
“Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами:
“Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.

Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%).

Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).

На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в
13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной
(смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в которой подробно описываются средства выразительности и их использование детьми старшего дошкольного возраста.

Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.

Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.

Страницы: 1, 2, 3, 4