Эмоции и управление ими
Положения
Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные
изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти
одновременно.
В
более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга
собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а
гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах,
проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на
эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев,
страх (X. Дельгадо).
Психоорганическая
теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и
Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием
электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная
теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния
определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного
мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в
соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория
базируется на следующих основных положениях:
1.
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях,
является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с
деятельностью ретикулярной формации.
2.
Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры
эмоциональных состояний, их силу, продолжительность, изменчивость и ряд
других.
У
человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем
органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические
факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были
предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных процессов.
Одной
из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,
когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в
жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе.
Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между
ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение,
несоответствие или диссонанс.
Субъективно
состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт,
и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния
когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания
и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному
результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался
с прежними ожиданиями.
В
современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для
того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных
ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива
соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам
придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем
органическим изменениям.
Доминирующая
когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к
тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и
сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки
непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К
тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их
динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л.
Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в
эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций,
предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласно
этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов
и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт
человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него
интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной
теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а
также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для
изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В
одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений
когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически
нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им
говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние
эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего
«лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно
было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те
эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали
ожидаемым по данной им инструкции.
Отечественный
физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою
совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он
предложил для этого следующую формулу.
Э=Р(П,(Ин,-Ис,...)),
где
Э - эмоция, ее сила и качество, П - величина и специфика актуальной потребности,
(Ин, - Д.) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной
потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта, Ин ~
информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения
существующей потребности, Ис - информация о средствах, которыми располагает
человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В.Симоновым
(его концепция имеет специальное название - информационная), сила и качество
возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и
оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
3. Методики определения эмоциональной сферы
личности. Управление эмоциями.
Эмоции,
какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радует
человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется
ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер,
индивидуальность.
С.Л.
Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три
сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные,
нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую
(аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные
мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности
относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия,
преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями
отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам
подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они
проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в
отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями
человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и
ценностям.
Эмоции
человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние,
процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно
подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от
того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно
определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о
том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди
как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим
параметрам, эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих
у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или
отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера
развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их
содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности,
используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для
изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают
представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их
личностных качествах.
Экспериментальным
путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не
только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение - пристрастная,
субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного
стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным
в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в
основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий,
распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство
из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопрос
о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных
потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться
на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний
вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или
непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или
вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции,
как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя
его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании,
влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Второй
существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоции, заключается в том,
что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как
личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств,
типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают
отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом
чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное
начало.
Одним
из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью
человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и
неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и
устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с
духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не
только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку
обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в
нашей стране, когда создавался данный учебник, такова, что бездуховность
реальных человеческих отношений по причине многолетних отклонений в
нравственности, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном
поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.
Эмоции
человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в
художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается
в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и
сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции
входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их
органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление,
отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также
можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную
форму. Юмор - это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к
кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем,
что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего
настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще
всего пренебрежительного.
Такое
отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет
собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как
правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего
проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку
над объектом.
Кроме
перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это
эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе
зла над добром.
Много
интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в
человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б. Спиноза. С
некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что
они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот
что в свое время писал Спиноза.
«Природа
людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание,
а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем большей ненавистью, чем
больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...».
«Если
кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще
более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает
ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому...»
«Эта
ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие,
которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а
также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его
воображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Если
кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно
уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы
никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»
«Если
кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в
одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Если
кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к
этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»
«Ненависть
увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена
любовью...»
«Ненависть,
совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет
вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»
Последнее
особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, - это
любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал
Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во
взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является
вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его
своеобразием и неповторимостью.
Человек,
который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических
или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем
данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот
человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по
себе этот «дубликат» ни был.
Развиваются
ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на
этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они
связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые
являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о
том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему
психологические явления, развивается.
На
самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых
противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно
связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных
явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления
органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно
эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных
характеристик человека.
Но
уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все
связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек,
кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и,
следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть
подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на
другое, более полезное дело.
Совершенствование
высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое
развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении,
связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых
объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня
сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны
человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную
регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга,
ответственности и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1983.
2.
Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. - М.:
Высшая школа, 1989.
3.
Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
4.
Муздыбаев Е. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983.
5.
Немов Р.С. Психология. - М.-.Владос, 1999.
6.
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
7.
Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983.
8.
Симонов П,В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
9.
Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.
Страницы: 1, 2
|
|