бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования бесплатно рефераты

Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования

ГОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»

Социально-лингвистический факультет

Кафедра иностранных языков











ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теории и методике обучения иностранному языку

на тему:

Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования











Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку

1.1. Сущность и значение контроля

1.2. Контроль сформированности грамматического навыка

Глава 2. Использование электронного тестирования как основной формы контроля сформированности иноязычного грамматического навыка студентов

2.1 Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов

2.2 Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированности грамматических навыков

2.3 Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности грамматических навыков студентов 2 курса колледжа

Заключение

Библиографический список

Приложения

английский обучение студент


Введение


В настоящем времени мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности увязывается напрямую с кризисом образования, а новая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная. Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для организаций мирового сообщества (международная Комиссия ЮНЕСКО по образованию, Совет Европы, Евросоюз) (11, с. 3).

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка знаний - необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования самым тесным образом связаны с этими вопросами. Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов (В.С, Цетлин, И.В. Рахманова, Л.В. Щерба, Е.И. Пассов, А.В. Конышева, К. Морроу, Л. Ф. Бахман и другие) (5, с.7), так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения. Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс (4, с.4). Но при проведении контроля могут быть допущены ошибки: неправильное понимание его функций, переоценивание его роли в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев. Данная проблема существует и при организации контроля в иностранном языке. Нельзя не заметить, что иностранный язык стал реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранные языки не только в школе, но и в специализированных образовательных учреждениях, широко используют приобретенные навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами. (3, с.13)

Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что основной целью в обучении иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции – умения общаться на изучаемом языке. (1, с.13) Большую роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковым навыкам относят: лексические, грамматические и произносительные навыки. (4, с.62) Общеизвестно, что обучаемые не смогут свободно общаться на иностранном языке, если не будут обладать определенным уровнем языковых навыков. Проверять необходимо не просто знание слов или умение образовывать грамматические формы, а умение выполнять действия или операции с языковыми единицами, т.е. уметь либо употреблять их в ходе продуцирования высказывания, либо узнавать при восприятии небольших текстов. Являясь второстепенным объектом контроля, языковые навыки включают в себя не только языковой материал, но и действия, операции с этим материалом. Действительно, не зная грамматических форм, нельзя пользоваться речью, но и знание их само по себе без автоматизированного умения пользоваться этим материалом в процессе общения ничего не дает обучаемому. Таким образом, прослеживается зависимость умения говорения от грамматических навыков, на основе сформированности которых (знанием разнообразных грамматических структур, правил их использования) учащиеся могут грамотно выстраивать речь на иностранном языке. (5, с.35)

Проблема контроля обученности иностранному языку, в том числе грамматическим навыкам, до сих пор вызывает споры ученых и является не до конца исследованной, и эта проблема требует серьезной разработки. Некоторые трудности возникают при выборе форм контроля в работе с учащимися средних профессиональных образовательных учреждений. Специфика обучения студентов заключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у студента способности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Таким образом, формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными. Для этой цели разрабатываются специальные материалы, приемы контроля, нормы и критерии оценок. В связи с последними тенденциями большую популярность приобретают информационно-коммуникативные технологии, имеющие свои неоспоримые достоинства: использование презентаций, видео-уроки, электронное тестирование и другие программы, делающие процесс обучения интересней и наглядней. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным. Тему выпускной квалификационной работы можно определить следующим образом: «Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования».

Объектом работы является организация контроля сформированности иноязычного грамматического навыка

Предмет – электронное тестирование студентов как форма контроля сформированности у них иноязычного грамматического навыка

Цель работы: на основе теоретического изучения проблемы контроля сформированности грамматических навыков разработать компьютерное тестирование в программе АСТ и апробировать его в процессе обучения студентов 2 курса иностранному языку.

Для ее реализации поставлены следующие задачи:

1)     изучить теоретические основы организации контроля на уроках иностранного языка;

2)     изучить особенности формирования иноязычного грамматического навыка;

3)     выявить формы и приемы контроля грамматических навыков;

4)     рассмотреть тестирование как одну из форм контроля;

5)     раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного тестирования как формы контроля;

6)     разработать грамматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной Среды Тестирования (АСТ) для студентов второго курса Соликамского педагогического колледжа;

7)     апробировать разработанный грамматический тест в Конструкторе Тестов Адаптивной Среды Тестирования (АСТ) на студентах второго курса Соликамского педагогического колледжа.

Для выполнения задач были использованы следующие методы исследования:

·                                  изучение литературы;

·                                  анализ и синтез;

·                                  сравнение;

·                                  систематизация;

·                                  моделирование;

·                                  анкетирование;

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации контроля обученности учащихся, в частности контроля уровня сформированности грамматических навыков. Представлены классификации видов, форм, функций контроля нескольких авторов. Во второй главе рассматривается вопрос тестирования, в частности электронного, как одного из наиболее актуальных форм контроля обученности грамматическим навыкам. Рассматриваются такие понятия как тест, тестовые задания, требования, условия проведения. Теоретическая значимость состоит в том, что в работе определена содержательная сторона проблемы контроля. Представлены точки зрения нескольких авторов, их классификации опубликованные в научной, учебной и методической литературе, статьях различных авторов. Был проведен анализ форм контроля, программ, направленных на создание тестов в электронной оболочке. Все это говорит о достоверности информации и возможности дальнейшего использования. Практическая значимость заключается в разработке грамматического теста в программе АСТ-тест. Также представлены требования к программно-дидактическим тестовым заданиям и рекомендации по использованию программы АСТ-тест. После изучения данных рекомендации и требований учитель-практик может использовать электронное тестирование в своей работе.



Глава 1. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку


1.1 Сущность и значение контроля


Важнейшей особенностью человека является способность овладеть общественно историческим опытом, накопленным за всю историю существования предшествующих поколений. Каждое новое поколение застает достигнутый уровень производственных сил, объем знаний, умений, навыков. Вопросы контроля обученности учащихся получили значительно меньше освещения в отечественной методике по сравнению с другими проблемами, более того, в ряде пособий эта важная проблема не рассматривалась. Так, в методических пособиях И. В. Разманова, И. Д. Салистры (5, с.6) вообще нет специальных разделов или параграфов, посвященных особенностям контроля усвоения учениками иностранного языка: лишь отдельные рекомендации сообщались в процессе изложения приемов работы над языковым материалом. Основное внимание в этих и других пособиях уделялось контролю знаний и умений оперировать языковым материалом, что характерно для работы В. С. Цетлин, пособия Б. Ф. Корндорфа (5, с.6). Так, В. С. Цетлин различает три вида контроля: первичную проверку, последующую и итоговую, оговаривая при этом, что эти термины весьма условны и не совершены. Таким образом, до середины 60-х годов основным объектом проверки успешности овладения языком являлись знания и умения пользоваться языковым материалом, а критерием усвоения считалось корректность действий или операций с языковыми единицами. Усиление внимания к практическому владению иностранным языком учащимися в 60-е года со стороны методистов изменило подход к объектам контроля. А основными объектами контроля обученности учеников иностранному языку становится умение речевой деятельности. В качестве планируемого результата базового курса обучения иностранному языку, по мнению разработчиков стандарта, выступает элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении и письме, продвинутая коммуникативная компетенция в чтении, приобщение к культуре страны изучаемого языка. Коммуникативные умения являются идеальными объектами контроля. Они обнаруживаются в конкретной речевой деятельности учащихся – «деятельности общения», по меткому замечанию М. Л. Вайсбурд. (5, с.7) Канадские исследователи В. Каналь и С. Суэйн (5, с.13) включили в представленную ими модель коммуникативной компетенции три компонента: грамматическую компетенцию (знание правил грамматики), социолингвистическую компетенцию (знание правил употребления и правил дискурса) и стратегическую компетенцию (знание вербальных и невербальных стратегий общения). На сегодняшний день наиболее перспективной моделей коммуникативной компетенции является модель коммуникативной языковой способности, которую предложил Л. Ф. Бахман (10, с.14). Она состоит из языковой и стратегической компетенции и психофизиологических механизмов. Языковая компетенция включает организационную компетенцию, которую составляют грамматическая и тестовая компетенции, и прагматическая компетенция. Из вышесказанного следует, что отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролю на основе общедидактического подхода.

Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Также такая работа должна быть проведена самими учениками так, как в процессе развития у человека на основе сознания формируется самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления самим собой. Это происходит потому, что самосознание включает в себя и самооценку. Пассов Е. И. (4, с.104) выстраивает следующую цепочку логически закономерных оппозиций: сознание – самосознание; оценка – самооценка; контроль – самоконтроль. Также Е. И. Пассов высказывает предположение, что контроль в обучении является некой фазой, необходимой для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля. Между самоконтролем (обратной связи на себя) и контролем действий со стороны учителя существует тесная взаимосвязь: обе формы обратной связи совершенствуют и поддерживают друг друга.

Таким образом, в отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции. Функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия контролирующего, в том числе и при обучении иностранному языку. (11, с.43) В этой связи имеет смысл проанализировать функции контроля, выделяемые некоторыми методистами (4, с.16). На первый план выходит обучающая функция контроля, так как в ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Контроль решает и воспитательную функцию, так как он затрагивает эмоциональную сферу человека. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой. (11, с.5). Велика и развивающая функция контроля. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: мотивационно – стимулирующей, которая была выделена Старковым А. П., Миньяр-Белоручевым Р. К. (5, с.20). Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление. Проверочная функция является наиболее специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, т.е. достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний (4, с.15). Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции - способность произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения и планировать дальнейшую обучающую деятельность. (4, с.17). В некоторых методических работах выделяется обобщающая функция. Контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечению учебного года (13, с.16). Если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля. Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный результат. Анализ функций контроля показывает их зависимость от целей и задач контроля. Контроль своими средствами, в первую очередь контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения, поэтому назначение контроля в определенном этапе адекватно целям обучения иностранному языку.

Страницы: 1, 2, 3, 4