Экспериментальная психология
Есть
два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их
поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения
в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают,
что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена
которой — зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).
|
12.
психологическое измерение.
Измерением
называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества
объектов и символов (как частный случай — чисел). Символы (числа)
приписываются вещам по определенным правилам.
Шкала
наименований. Шкала
наименований получается путем присвоения «имен» объектам. При этом нужно
разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Иными
словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность—неэквивалентность.
В результате данной процедуры образуется совокупность классов
эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эквивалентны друг
другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным
объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой
наименований, может применять следующие инвариантные статистики:
относительные частоты, моду, корреляции случайных событий, критерий
x2.
Шкала
порядка. Порядковая шкала
образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — порядок
(отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в
психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике,
социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое,
дают порядковые шкалы.
Шкала
интервалов. Шкала интервалов
определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С
помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют,
насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта,
чем у другого.
Шкала
отношений. — наиболее часто
используемая в физике шкала. По крайней мере, идеалом измерительной
процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов,
когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Другие
шкалы. 1. Дихотомическая
классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это
верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее
всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное»
свойство. 2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет
естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей
соответствует аддитивная группа действительных чисел. 3. Абсолютная шкала
является развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает
естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шкалой разностей.
Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, — одно из
проявлений абсолютной шкалы.
|
13. эксперимент
как активный метод психологического исследования.
Эксперимент –
проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной
особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя
в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других
психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. Ps
явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном
объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации
экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет
целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.
Рубинштейн:
основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать
доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps
процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при
которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps
содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при
психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть
правильность одной единственной психологической интерпретации действия и
поступка, исключая возможность всех остальных.
|
14. виды
эксперимента.
По
формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального
исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий
эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и
наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.
Поисковый
(эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует
ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому
поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или
отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.
В
случае, если существует информация о качественной связи между двумя переменными,
выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит
подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной
количественной связи между независимой и зависимой переменными.
Алгоритм
исследования в целом выглядит так:
1.
Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.
2.
Проводится поисковый эксперимент.
3. В
случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и
проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза
подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
4.
Проводится подтверждающий эксперимент.
5.
Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.
В
психологической исследовательской практике для характеристики различных видов
экспериментального исследования используются также понятия «критический
эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент»,
«полевое исследование», или «естественный эксперимент».
|
20. понятие о
валидности эксперимента и ее виды.
Валидность –
свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных
результатов.
Выделяют:
1.внешнюю - соответствие конкретного исследования природной реальности и/или
другим подобным исследованиям. Определяет возможность переноса и / или обобщения
результатов на другие объекты и условия исследования. Зависит от репрезентативности
выборки и соответствия контролируемых в исследовании дополнительных переменных,
их вариативности в других условиях. Частной формой внешней валидности
является экологическая валидность, определяющая возможность распространить
выводы конкретного исследования на реальные условия, а не на иные
лабораторные условия; 2. Внутреннюю - соответствие конкретного исследования
идеальному; оценивает изменение зависимой переменной, определяется влиянием
независимой переменной, а не другими причинами. Внутренняя валидность
зависит от систематического изменения влияния независимой и других
переменных от неэквивалентности и изменения сравниваемых групп в ходе
эксперимента; 3. Критериальную - отражает соответствие диагноза и прогноза,
полученного на основе данных тестирования, деятельностным и жизненным
показателям; включает в себя текущую и прогностическую валидность; 4.
Конструктную - характеризует точность реализации теоретической гипотезы в
процедуре эксперимента. Является одним из проявлений внутренней валидности.
Определяет область явлений, исследуемых в эксперименте. В психологической
диагностике конструктная валидность характеризует степень измеряемого
свойства в результатах тестирования; 5. Операциональную - соответствие
операций экспериментатора теоретическому описанию переменных, контролируемых
в исследовании. Варьируемые экспериментатором условия должны соответствовать
независимой переменной. Операциональная валидность является одним из
проявлений внутренней валидности; 6. Содержательную (очевидную) -
соответствие целей и процедуры исследования обыденным представлениям
испытуемого о природе изучаемого явления. Имеет мотивационное значение для
испытуемых и является в некоторых исследованиях одной из составляющих внешней
валидности; 7. Экологическую - вид внешней валидности, характеризует
соответствие процедуры и условий лабораторного исследования «естественной»
реальности и другие.
|
16. научная гипотеза
— предположение, выдвигаемое как
временное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспериментами.
Касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей
действительности, наиболее вероятных с позиций теории, коей придерживаются
ученые-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему. Может
формулироваться на различных уровнях обобщения, но формулировка должна быть
конкретной, соотносясь с конкретными явлениями. Основное требование к
гипотезе — ее проверяемость. Возможна постановка нескольких равновозможных
гипотез одновременно — тогда они проверяются последовательно. Когда гипотеза
сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале. Здесь тоже
можно выделить несколько этапов. Так, нужно определить общую стратегию и
тактику исследования — те общие принципы, по коим оно будет строиться. Этот
этап можно назвать организационным; здесь применяются соответственные методы
организационные, и как основной — метод сравнительный. Гипотеза, проверяемая
экспериментально, формулируется как предполагаемая связь между переменными
независимыми и переменными зависимыми. Для ее проверки нужно ввести
переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависимой.
|
17. принцип
верификации и фальсификации
Верификация – при проверке научных понятий –
доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления,
включенные в объем и содержание данного понятий, действительно существуют и
соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики
опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется
посредством соответственной психодиагностической процедуры.
Поппер
принципом фальсификации назвал принцип потенциальной опровержимости
научной теории. Т.е. любая теория есть временное сооружение и может быть
разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое
знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе
эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать
соответствующую процедуру, не может быть научным.
В
логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а среди
следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные. Каждая
теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом.
К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем — мы можем только предполагать».
С
позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение
Поппер и его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных
гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная теория
статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.
|
18.
экспериментальная гипотеза. Виды ЭГ.
Гипотеза
— это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не
подтверждено и не опровергнуто.
В методологии науки
различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения,
которые подлежат экспериментальной проверке.
Готтсданкер
выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
—
контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному
предположению; возникает автоматически;
—
третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза
об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется
только в лабораторном эксперименте;
—
точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной
независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка
требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
—
экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине —
предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает
максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на
представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное
действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого)
уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется
только в многоуровневом эксперименте;
—
экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях —
точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения
зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой;
проверяется в многоуровневом эксперименте;
—
экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении
между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки
экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и
факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом
контрольной;
—
комбинированная
экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным
сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с
одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется только в
факторном эксперименте. Исследователи различают научные и статистические
гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение
проблемы.
—
статистическая гипотеза
— утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке
математической статистики.
Гипотеза
может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая
гипотеза открыта для последующей проверки.
|
22. фактора,
нарушающие валидность.
Кэмпбелл
называет главные причины нарушения внешней валидности:
1.
Эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к
экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например,
предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому
учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному
тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными.
2.
Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент.
Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в
эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме
экспериментальной выборки.
3.
Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия.
Их следствия — артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми,
участвующими по принуждению).
4.
Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и
обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые
воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов
от последующих воздействий.
Большинство
причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического
эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают
психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами
других естественных наук.
Кэмпбелл
выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность
эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами
выборки:
Страницы: 1, 2, 3
|
|