бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экспериментальная педагогика бесплатно рефераты

Следуя тезису Скиннера, что современное общество долж­но опираться на «рациональное мышление», сторонники тех­нократических тенденций ориентируются на воспитание чело­века, идеал которого соответствовал бы требованиям индустри­ального общества. Процесс воспитания, развивающийся в со­ответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, Ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе­мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули­ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинирован­ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу­ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек­тронно-вычислительной технике.

    V. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических кон­цепций, выберите те, которые отличают:

а) прагматизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) неотомизм;

д) бихевиоризм.


1.       Цель воспитания - христианская нравственность.      

2.       Воспитание развивается по схеме: «стимул-реакция - подкрепление».       

3.       Сближение воспитания с жизнью.

4.       Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества.

5.       В основе воспитания лежат интересы ребенка.      

6.       Полная гуманизация системы воспитания.      

7.       Свобода самовыражения личности.      

8.       Человек есть то, что он сам из себя делает.      

9.       Коллектив вредит формированию личности.      

10.   Воспитание веры в Бога.      

11.   Наука бессильна определить цели воспитания.      

12.   Полная свобода поступков личности.       

13.   Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей.      

14.   Развитие человеческого «Я».

15.   Формирование «оперантного поведения».

16.   Недоверие к педагогической теории.

17.   Воспитание не помогает человеку.

18.   Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.

19.   Достижение цели воспитания путем практической дея­тельности.

20.   Воспитание души.

21.   Развитие активности и самостоятельности.

22.   Задача воспитания - воспитание рационально мысля­щего человека.

23.   Сциентизм.

24.   Сохранение самобытности.



Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характери­зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад­ная педагогика придерживается курса умеренности, практич­ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз­витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат­форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги­ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до­казать необходимость прагматического воспитания и предло­жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе­ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред­видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно­гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще­ства без революционных преобразований. «Школа может со­здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы

осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепен­но изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологи­ческой установке Дьюи о природной, генетической уникаль­ности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка - исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появля­ется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие прак­тического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего раз­вития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, на­правленной на достижение своих жизненных целей. Эта уста­новка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивиду­альных качеств поведения личности. Хорошая цель - та, кото­рая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с ттребованиями извне и заключает в себе предпосылки для кон­струирования тех поведенческих установок, которые соответ­ствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей вос­питания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повсе­дневные проблемы, а главное - указывает, как лучше приспо­собиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, - вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой по­знания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать зна­ния, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Вос­питание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полез­ные дела» (М. Уорнок). «Главная цель образования, - пишет известный американский педагог Р.Финли, - готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выво­ду, что генеральную цель воспитания прагматическая педагоги­ка видит в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин­теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско­го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле­ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (сongnitive-developmental value educution) личности. Находясь в значи­тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя­ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ­ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждени­ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста­ми, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р.Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис­тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существова­ния. «Воспитание - это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в вос­питании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, при­надлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование - это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть про­цесс формирования его самого», - пишет один из представи­телей экзистенциалистской концепции воспитания - К. Коулд.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях вос­питания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий че­ловека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать мораль­ный выбор, обосновать его - одна из центральных задач науч­ной методологии воспитания.

В 50-60-х годах в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды не­мецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его уче­ния служит концепция нравственного воспитания. Основу для Нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов ус­матривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых доброде­телей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодар­ность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна форми­роваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обсто­ятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.  Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению педагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно вос­питать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нрав­ственными, убедить их, что существуют ценности, превышаю­щие материальное благополучие. Задачи воспитания определя­ются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь - вечный, неизменный и наиболее устой­чивый социальный институт.

Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным вос­питанием, с формированием у молодого поколения таких мо­ральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, опреде­лять линию поведения, свою жизненную позицию.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управляемого индивида». Управляемый индивид - это хороший гражданин, «процветающий и поддерживающий систему, при­нимающий права и обязанности демократического общества патриот своей общины, штата, государства, мира». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственно­сти и дисциплине в процессе труда. Учебные заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы, воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач, чтобы «каждый смог в будущем соответствовать занима­емому в обществе месту». Воспитание в технократическом обще­стве уподобляется социальному механизму, с помощью которо­го в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.



Инновационная педагогика


Это пока неофициальное название. Но специалисты все­го мира единодушны в критике традиционной педагогики. Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей тео­рии и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практичес­ких проблем. По мнению инноваторов, классическая педаго­гическая теория безнадежно устарела, строить на ней вос­питание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания. Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи­ческие основы.

Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы меж­ду идеалистической и социалистической педагогиками. Пер­вую - дискредитировали и погубили, вторую - до конца не осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой си­лой вспыхнули споры - к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию?

Если возвращаться в русло мирового развития педагоги­ческой мысли, то следует возродить методологическую ос­нову классической педагогики - принцип природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его «идеалистическим» и заменила маловразумительным тре­бованием учета возрастных особенностей школьников. Из-за обилия идеологических догм советская педагогика никог­да не была наукой. Достаточно вспомнить ее исходный ме­тодологический принцип о врожденном равенстве людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так - свидетельствует хотя бы наш горький отечествен­ный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по раз­ным причинам, в основном из-за неспособности и нежела­ния учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но природу изменить нельзя.

Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пой­дет педагогическая теория, а за ней и школа, будет зави­сеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно-воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и практику воспитания молодой России.

Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обуче­ния и т.д.). Гуманизм - совокупность идей и ценностей, ут­верждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала.

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Почему же, несмотря на всю очевидность, привлекательность и продуктивность идей гуманистической педагогики, они как и не овладели пока массовой практикой, не стали фундаментом построения педагогических систем? Ответ очевиден: тоталитарные государства не заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше государство, распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы Гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится, пошел.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного про­цесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развития психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность уста­новления нормальных человеческих отношений между педаго­гом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс означает создать такие усло­вия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равно­душным участником воспитательных дел или сторонним на­блюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Практика гуманистической школы уже выработала конкрет­ные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:

1.       Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

2.       Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

3.       Создание благоприятных условий для развития наклон­ностей и способностей каждого воспитанника.

4.       Формирование гомогенных классов и параллелей.

5.       Комфортность учебно-воспитательной деятельности.

6.       Психологическая безопасность, защита учащихся.

7.       Вера в учащегося, его силы и возможности.

8.       Принятие учащегося таким, каким он есть.

9.       Обеспечение успешности обучения и воспитания.

10.   Изменение целевой установки школы.

11.   Обоснованность уровня развития каждого ученика.

12.   Исключение заочного обучения (экстерната), как тако­го, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».

13.   Переориентация внутренних личностных установок учи­теля.

14.   Усиление гуманитарного образования.

Гуманистическую педагогику трудно оценивать статисти­чески. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и без­условное одобрение положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисцип­лина и негативное отношение к школе.

Учитель гуманизма


Его имя - Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со сто­роны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образо­вав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, пре­вратившийся в крупнейший исследовательский центр, су­ществует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.

Свои педагогические взгляды изложил в книге «Freedom to Learn for the 80’s», где утверждает, что основой измене­ний в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую разви­тию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. «facilitate»).

Учителя - создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспитателя-облегчителя. От него требуется только одно - опреде­ленно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интере­суются, им занимаются. Важнейшими чувствами фацилитатора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безуслов­ное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фацилитатора. Только в этих условиях личность может при­нять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисципли­ну, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтерна­тивные решения.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

1.       Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их ус­воения.

2.       Основные элементы - уроки и экзамены. Урок - до­минирующая форма, а экзамен определяет уровень приори­тетных знаний.

3.       Учитель является руководителем, обучаемый - подчи­ненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

4.       Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как дик­татор, но всегда в центре.

5.       Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.

6.       Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково­дить, держа его периодически или постоянно в чувстве стра­ха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного силь­нее. Этот страх возрастает по мере продвижения по сту­пенькам образования, потому что обучаемый теряет всегда больше.

7.       Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учите­лей. Учитель также не имеет права голоса.

8.       В школе место не для личности, а для интеллекта.


Вместо традиционной модели образования К. Роджерс (1983) предложил новую - РСА (Person Centered Approach - концентрация на личности). Модель содержит девять основ­ных положений:

1.       Главное условие: фацилитатор имеет достаточно ува­жения к себе и воспитанникам, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие вы­полняется, то становятся возможными другие аспекты мо­дели РСА.

2.       Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.

3.       Учитель руководствуется собственным опытом.

4.       Обучаемый выстраивает и развивает свою собствен­ную программу самостоятельно или совместно с другими Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора

5.       В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со временем обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообу­чение становится доминирующим.

6.       Все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7.       Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8.       Обучаемый сам оценивает уровень обученности и вос­питанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.

9.       В таких благоприятных условиях учебно-воспитатель­ный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому про­движению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обуче­ние - собственной инициативой, а личность (с ее чувства­ми, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирова­на на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протя­жении его обучения. Он будет:

·            принимать участие в выборе того, что он сам хочет и бу­дет изучать;

·            находить выход для своего творчества;

·            более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах;

·            развивать доверие к себе и одобрение своих действий;

·            открывать, что учиться интересно;

·            ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;

·            любить и уважать учителей так, как они любят его;

·            находить в школе место для своих увлечений;

·            развивать свои знания о способах и источниках накоп­ления знаний;    

·            открывать, что некоторые вещи очень трудны для изуче­ния и будут требовать усилий, концентрации и самодисцип­лины;

·            открывать, что такое обучение дает большое удовлет­ворение;

·            выполнять задания совместно с другими, овладевая на­выками социального поведения.

Учителем-фацилитатором может быть не каждый. Канди­дат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджер­сом вопросы. Попробуем?

1.       Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внут­ренний мир растущей и развивающейся личности? Смо­жешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?

2.       Сможешь ли позволить себе полную искренность с мо­лодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экс­прессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в ин­тенсивных групповых отношениях с молодежью?

3.       Сможешь ли открыть заинтересованность каждой лич­ности и позволишь ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?

4.       Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей - заинтересованность со­бой и окружающим миром?

5.       Сможешь ли проявлять творчество в создании для мо­лодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих ее интерес?

6.       Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обу­чение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?

7.       Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегриро­ванной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватыва­ющей личность?

«Если кто-то каким-то чудом ответит «да» на большинст­во этих вопросов, - заключил К.Роджерс, - то он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию ши­роких возможностей молодых людей».


1 ДьюиДж. Школа и ребенок. — М.; Пг., 1923. — С. 8.

2 См.: Шварцман КЯ. Философия и воспитание. — М., 1989. — С. 73—74

1 Цит. по: Общие основы педагогики. — С. 355—356.

 

1 Цит. по: Общие основы педагогики. - С. 378.


Страницы: 1, 2, 3