Экспериментальная педагогика
Следуя
тезису Скиннера, что современное общество должно опираться на «рациональное
мышление», сторонники технократических тенденций ориентируются на воспитание
человека, идеал которого соответствовал бы требованиям индустриального
общества. Процесс воспитания, развивающийся в соответствии с рекомендациями
сторонников необихевиоризма, Ориентирован на то, чтобы в стенах учебных
заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с
помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную
деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества
«индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинированность,
предприимчивость. Важное место в организации и осуществлении
учебно-воспитательного процесса отводится электронно-вычислительной технике.
V. Из перечня характерных признаков, определяющих
сущность различных зарубежных педагогических концепций, выберите те, которые
отличают:
а) прагматизм;
б) неопозитивизм;
в) экзистенциализм;
г) неотомизм;
д) бихевиоризм.
1. Цель воспитания - христианская нравственность.
2. Воспитание развивается по схеме: «стимул-реакция
- подкрепление».
3. Сближение воспитания с жизнью.
4. Идеал воспитания соответствует требованиям
индустриального общества.
5. В основе воспитания лежат интересы ребенка.
6. Полная гуманизация системы воспитания.
7. Свобода самовыражения личности.
8. Человек есть то, что он сам из себя делает.
9. Коллектив вредит формированию личности.
10. Воспитание веры в Бога.
11. Наука бессильна определить цели воспитания.
12. Полная свобода поступков личности.
13. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих
идей.
14. Развитие человеческого «Я».
15. Формирование «оперантного поведения».
16. Недоверие к педагогической теории.
17. Воспитание не помогает человеку.
18. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.
19. Достижение цели воспитания путем практической деятельности.
20. Воспитание души.
21. Развитие активности и самостоятельности.
22. Задача воспитания - воспитание рационально мыслящего
человека.
23. Сциентизм.
24. Сохранение самобытности.
Цели воспитания в зарубежной
педагогике
В отличие от
отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и
глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности,
практичности, достижимости.
Какие же цели
выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Судя по обилию
теоретико-философских платформ, они не могут совпадать между собой. Каждая
педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.
Прагматическая
педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д.
Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить
созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д.
Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению,
не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К
будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя предвидеть, как сложится его
жизнь. Жизнь очень сложна и многогранна, в ней много противоречий. Воспитание
должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и
согласия.
Система воспитания
Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды,
изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать
в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы
осуществить. Влияя
на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого
общества».
Не противоречат ли
эти положения основной методологической установке Дьюи о природной,
генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые
могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка -
исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то
налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек
появляется на свет».
Соединив исходные
посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к
жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в
практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть
воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для
дальнейшего развития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно
не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».
В качестве одной из
важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности
человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Эта установка
соединяется в понимании Дьюи с развитием индивидуальных качеств поведения
личности. Хорошая цель - та, которая исходит от самих воспитуемых, но при этом
совпадает с ттребованиями извне и заключает в себе предпосылки для конструирования
тех поведенческих установок, которые соответствуют демократическому обществу.
Методологические
установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские
теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и
другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того,
в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на
возникающие повседневные проблемы, а главное - указывает, как лучше приспособиться
к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на
современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов.
«Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что
разумно в определенных условиях, - вот наша главная задача» (П. Херст).
«Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной
структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить
утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и
образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать
позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как
жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут
выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). «Главная
цель образования, - пишет известный американский педагог Р.Финли, - готовить
зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что
генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении
личности.
Новогуманистическая
педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в
формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную
трактовку целей оказали работы известного западногерманского педагога и
психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие
познавательно-ценностной ориентации (сongnitive-developmental value educution)
личности. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже,
Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие
сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать,
объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем
самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать
у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.
В перечень задач
воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка
молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не
все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский
философ Р.Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от
воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е.
умаляется роль истины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто
практическим интересам.
Педагогика
экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение
человека опытом существования. «Воспитание - это разнообразные виды
становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать...
Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить
себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению
педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и
образование - это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс
получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его
самого», - пишет один из представителей экзистенциалистской концепции
воспитания - К. Коулд.
Основное внимание в
экзистенциалистских концепциях воспитания уделяется отдельной личности,
анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий
человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор,
обосновать его - одна из центральных задач научной методологии воспитания.
В 50-60-х годах в
европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского
педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды немецкого
философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция
нравственного воспитания. Основу для Нравственного, подлинно человеческого
поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности, которые
остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы.
Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня
главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила
перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей,
которые во всех этических и политических системах составляют необходимое
основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда,
благодарность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро
той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу
простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит
доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах,
благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого
человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам.
Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование
богобоязненной личности. Согласно учению педагогов-неотомистов, необходимо
проявлять заботу об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа,
следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.
Только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребенке истинные
добродетели, сделать людей нравственными, убедить их, что существуют ценности,
превышающие материальное благополучие. Задачи воспитания определяются вечными
требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь - вечный,
неизменный и наиболее устойчивый социальный институт.
Чтобы человек мог
состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с
нравственным воспитанием, с формированием у молодого поколения таких моральных
качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно
делать моральный выбор, определять линию поведения, свою жизненную позицию.
Своеобразные пути
решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В
качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования
«управляемого индивида». Управляемый индивид - это хороший гражданин,
«процветающий и поддерживающий систему, принимающий права и обязанности
демократического общества патриот своей общины, штата, государства, мира».
Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство
ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое
значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда. Учебные
заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы,
воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач, чтобы «каждый
смог в будущем соответствовать занимаемому в обществе месту». Воспитание в
технократическом обществе уподобляется социальному механизму, с помощью которого
в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности
индустриального и постиндустриального общества.
Инновационная педагогика
Это пока неофициальное название.
Но специалисты всего мира единодушны в критике традиционной педагогики.
Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой
является изменение господствующей теории и реорганизация всей
учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.
Инновационная педагогика (так мы ее
условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от
греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая
теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По
мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела,
строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя.
Особенно отстала советская педагогика,
идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания.
Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему
реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологические
основы.
Жизнь нескольких поколений российских
школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы между
идеалистической и социалистической педагогиками. Первую - дискредитировали и
погубили, вторую - до конца не осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С
новой силой вспыхнули споры - к какому берегу пристать? На какой теории
воспитывать подрастающую Россию?
Если возвращаться в русло мирового
развития педагогической мысли, то следует возродить методологическую основу
классической педагогики - принцип природосообразности Я.А. Коменского.
Советская педагогика объявила его «идеалистическим» и заменила
маловразумительным требованием учета возрастных особенностей школьников. Из-за
обилия идеологических догм советская педагогика никогда не была наукой.
Достаточно вспомнить ее исходный методологический принцип о врожденном равенстве
людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так -
свидетельствует хотя бы наш горький отечественный опыт: из школ Российской
Федерации в 1997 г. по разным причинам, в основном из-за неспособности и
нежелания учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить
многое, но природу изменить нельзя.
Такова в общих чертах ситуация в
педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пойдет
педагогическая теория, а за ней и школа, будет зависеть от того, как мы
осмыслим глубинные основы учебно-воспитательного процесса, на какой методологии
выстроим новую науку и практику воспитания молодой России.
Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей
ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства
личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни,
труда, обучения и т.д.). Гуманизм - совокупность идей и ценностей, утверждающих
универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в
частности. Как система ценностных ориентации и установок гуманизм получает
значение общественного идеала.
Гуманистическая
педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли
активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного
процесса, развивающегося по своим возможностям.
Почему же, несмотря
на всю очевидность, привлекательность и продуктивность идей гуманистической
педагогики, они как и не овладели пока массовой практикой, не стали фундаментом
построения педагогических систем? Ответ очевиден: тоталитарные государства не
заинтересованы в реализации гуманистических идей, они заказывают, подпитывают и
внедряют авторитарную педагогику. Провозгласив человека высшей ценностью, наше
государство, распахнуло дверь для проникновения гуманистических идей. Не очень
гуманная пока отечественная педагогика хотя и медленно, но все же поворачивается
в сторону этого инновационного процесса, вовлекая в него практику. Темпы
Гуманизации школьного воспитания пока невысоки, но процесс, как говорится,
пошел.
С позиций гуманизма
конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог
стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной,
самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса
определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации
личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к
свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая
педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение
приоритетов на развития психических, физических, интеллектуальных, нравственных
и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования
определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании
свободной, самостоятельно думающей и действующей личности,
гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных
учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий
для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса
следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим
давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных
человеческих отношений между педагогом и обучаемыми, как переход к
личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной
свободе и деятельности обучаемых.
Гуманизировать
этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не
учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным
участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.
Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения
атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Практика
гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной
деятельности. Среди них:
1. Дифференциация
учебно-воспитательной деятельности.
2. Индивидуализация процессов
воспитания и обучения.
3. Создание благоприятных
условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
4. Формирование гомогенных
классов и параллелей.
5. Комфортность
учебно-воспитательной деятельности.
6. Психологическая
безопасность, защита учащихся.
7. Вера в учащегося, его силы и
возможности.
8. Принятие учащегося таким,
каким он есть.
9. Обеспечение успешности
обучения и воспитания.
10. Изменение целевой установки школы.
11. Обоснованность уровня развития
каждого ученика.
12. Исключение заочного обучения
(экстерната), как такого, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».
13. Переориентация внутренних личностных
установок учителя.
14. Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую
педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено, что
аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение положительно коррелируют с
развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисциплина и
негативное отношение к школе.
Учитель
гуманизма
Его имя - Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В
школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это
только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому
труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи
своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает
добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что
вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок
гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший
исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в
1987 г.
Свои педагогические взгляды изложил в книге «Freedom to Learn for the 80’s», где
утверждает, что основой изменений в поведении человека является его
способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт.
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет
«облегчением» (англ. «facilitate»).
Учителя - создателя атмосферы облегчения
сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу,
не зависят от знаний и интеллекта воспитателя-облегчителя. От него требуется
только одно - определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются,
им занимаются. Важнейшими чувствами фацилитатора, как определил их К. Роджерс,
есть эмпатия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность
фацилитатора. Только в этих условиях личность может принять решение об
изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не
сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам
принимал решение, сам он должен принимать и альтернативные решения.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие
положения традиционной педагогики:
1.
Учитель обладает знаниями,
учащийся ожидает их усвоения.
2.
Основные элементы - уроки
и экзамены. Урок - доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных
знаний.
3.
Учитель является
руководителем, обучаемый - подчиненным. Оба подчинены школьному руководству.
Контроль всегда направлен вниз.
4.
Учитель как авторитет
является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение
как диктатор, но всегда в центре.
5.
Появляется минимальное
взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет
хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и
компетентность учителя.
6.
Учитель верит, что
обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в
чувстве страха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше,
но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки
действуют намного сильнее. Этот страх возрастает по мере продвижения по ступенькам
образования, потому что обучаемый теряет всегда больше.
7.
Обучаемые не определяют ни
целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей.
Учитель также не имеет права голоса.
8.
В школе место не для
личности, а для интеллекта.
Вместо традиционной модели образования К. Роджерс (1983)
предложил новую - РСА (Person Centered Approach - концентрация на личности). Модель содержит девять
основных положений:
1.
Главное условие:
фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и воспитанникам, чтобы понять -
они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие выполняется,
то становятся возможными другие аспекты модели РСА.
2.
Фацилитатор разделяет с
другими ответственность за обучение и воспитание.
3.
Учитель руководствуется
собственным опытом.
4.
Обучаемый выстраивает и
развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими Он
выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности
за последствия своего выбора
5.
В классе постепенно
создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со
временем обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообучение становится
доминирующим.
6.
Все направлено на
поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. Содержание обучения,
хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли
обучаемый заметный шаг вперед.
7.
Самодисциплина заменяет
внешнюю дисциплину.
8.
Обучаемый сам оценивает
уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов
группы и педагога.
9.
В таких благоприятных
условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому
продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения
является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее
чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на
саморазвитие.
В гуманистически ориентированной школе
налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его
обучения. Он будет:
·
принимать
участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать;
·
находить
выход для своего творчества;
·
более экспрессивен
в своих чувствах, мыслях, делах;
·
развивать
доверие к себе и одобрение своих действий;
·
открывать,
что учиться интересно;
·
ожидать,
когда же наконец наступит время идти в школу;
·
любить и
уважать учителей так, как они любят его;
·
находить в
школе место для своих увлечений;
·
развивать
свои знания о способах и источниках накопления знаний;
·
открывать,
что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий,
концентрации и самодисциплины;
·
открывать,
что такое обучение дает большое удовлетворение;
·
выполнять
задания совместно с другими, овладевая навыками социального поведения.
Учителем-фацилитатором может быть не
каждый. Кандидат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он
должен ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы. Попробуем?
1.
Сможешь ли
ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся
личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить
этот мир?
2.
Сможешь ли
позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск
открытых, экспрессивных взаимных отношений, в которых обе стороны могут
чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях
с молодежью?
3.
Сможешь ли
открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ей развивать ее
независимо от того, чем это закончится?
4.
Сможешь ли
помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей -
заинтересованность собой и окружающим миром?
5.
Сможешь ли
проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания
людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих ее интерес?
6.
Сможешь ли
воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие
творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять
неординарные мысли своих воспитанников?
7.
Сможешь ли
помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами,
проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей
личность?
«Если кто-то каким-то чудом ответит «да» на большинство
этих вопросов, - заключил К.Роджерс, - то он сможет облегчить жизнь своим
школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей».
1 ДьюиДж. Школа и ребенок. — М.; Пг., 1923. — С. 8.
2 См.: Шварцман КЯ. Философия и
воспитание. — М., 1989. — С. 73—74
1 Цит. по: Общие основы педагогики. — С.
355—356.
1 Цит. по: Общие основы педагогики. - С. 378.
Страницы: 1, 2, 3
|