Экологическое образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ им. С. Жаксыгулова
Экологическое образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ им. С. Жаксыгулова
Экологическое
образование и воспитание на уроках предметов естественно-научного цикла в СОШ
им. С. Жаксыгулова
Ухудшение
состояния окружающей среды, деградация природных систем жизнеобеспечения,
медленные ответные шаги общества привели к реальной опасности экологического
бедствия в мире, Казахстане, в отдельных регионах. Именно поэтому задача
экологического образования лежит в основе деятельности многих общественных
организаций и государственных учреждений. По идее, эту задачу решают и все ТМО
учителей школьного коллектива в той или иной мере. Представляя свое сообщение в
рамках предложенной темы, я остановлюсь только на том, как она реализуется
учителями-предметниками естественно-научного цикла, где в каждом разделе и
теме, в каждой возрастной группе вопросы охраны окружающей среды и ее
компонентов представлены, как составная и необходимая часть общего курса.
Поставленная во главу угла работа по экологическому обучению и воспитанию
позволила, наряду с традиционными формами на уроках, заинтересовать школьников
нашими курсами, сделать их не просто созерцателями, а через свое участие в
практических делах изучить природу и свое место в ней. Первое, с чего мы начали
достаточно давно - с определения структуры и перспектив этой работы. Была
разработана «Модель экологического обучения и воспитания в школе», которая
сегодня реализуется полностью. Мы посчитали, что имеющиеся ступени обучения
(начальные, средние, старшие классы) должны иметь свое «кредо», свое, с учетом
возраста, знаний, интересов, возможностей. Уже на раннем этапе становления этой
работы мы думали о интегрировании естественно-научных курсов с другими
общеобразовательными дисциплинами. Педагоги за счет резервного времени, через
внеклассные формы ввели в программы темы по охране природы, основам экологии.
Стартовые возможности школы, уровень квалификации педагогов позволили создать
адаптированные к нашим условиям и намеченным задачам учебные программы
спецкурсов, факультативных занятий и кружков. Корректировка учебных планов и
программ, появление авторских программ по биологии, краеведению, географии,
экологии, разработанных учителями школы, программ факультативных занятий и кружков
по основным направлениям деятельности разновозрастного школьного клуба « Экос»
– все это легло в основу образовательного уровня « Модели экологического всеобуча».
Воспитывающий уровень «Модели» реализуется через подготовленные программы по
основам экологического воспитания для школьников трех ступеней обучения по
принципу имеющихся программ по ГО и ПДД, из расчета от 7 до 12 час в год. Эти
программы носят прежде всего рекомендательный характер для оказания
методической помощи классным руководителям при планировании экологического
направления воспитательной деятельности в классах. Но, включающие в себя
основные разделы, учитывающие преемственность, системность экологического
обучения и воспитания в школе, они оказались востребованными. Так, для начальных
классов рекомендован блок вопросов по теме: « Познаем мир - познаем себя!» (7
час), для среднего звена (5-8 кл). - « От экологической теории - к экологии
личности», для IХ-ХI кл – « Человек-часть и вершина природы» - до 12 час
в год. Мы отметили, что реализация задач по экологическому воспитанию в
условиях кризиса духовности в обществе, утраты традиций в семьях, отсутствия
четких морально-этических представлений среди молодежи, даст положительный
результат в нравственном, патриотическом, трудовом и другим разделам
воспитательной деятельности классных руководителей. Все это отражено в «Основных
принципах планирования воспитательной работы в школе» по вопросам
экологического всеобуча, которые предполагают участие школьников в туриадах,
научно-практических конференциях, слетах, экспедициях различного уровня,
олимпиадах.
Следует
сказать, что экологический мониторинг окружающей среды может носить глобальный,
региональный и локальный уровень. Если первые два носят скорее теоретический и
в меньшей степени развивающий характер, то локальный биоэкологический или
сангигиенический мониторинги отражают реальное состояние среды, в которой живет
школьник. Разработка таких тем, как « Экологический паспорт школы и села», «Регрессия
почв поймы р. Деркул», «Экологическое состояние фруктового сада села Каменка» и
другие, наблюдения, оценка и прогноз состояния природных объектов и их
компонентов в связи с хозяйственной деятельностью формируют у школьников соответствующее
мировоззрение, активную жизненную позицию в природоохранной деятельности.
Экологическое сознание становится регулятором всей деятельности и поведения
учащегося, которые влияет на переоценку прежних представлений и взглядов.
Одним из
важных направлений в этом мы видим в организации осенних и весенних туриад, раскрывающих
очень широкий спектр воспитательной работы. К сожалению, тенденция такова, что
в школах в последние годы экскурсии, походы выходного дня стали проводиться
эпизодически; поэтому назрела необходимость выделения одного дня для туриады в
рамках «Дня школы», где участвуют все педагоги. Логическим завершением этой
части работы является участие команды туристов и экологов в районном
туристко-экологическом слете, где школьники регулярно занимают призовые места.
В этом году, как и в течение многих лет, учащиеся школы, постоянно занимающиеся
экологической работой, выезжали для участия в областном слете юных
натуралистов, где выступили с докладами в различных секциях и получили звание
лауреатов за актуальность представленных работ. С открытием в районе экологической
станции школьников начата работа по крупномасштабной экологической деятельности
педагогов и школьников с явно выраженным научно-исследовательскими содержанием.
ЭСШ планирует и приводит локальные экологические экспедиции по различным
направлениям исследовательской работы в рамках районной (региональной)
экспедиции «Аймак-Край», различные семинары, круглые столы по обмену опытом.
Участие школьников в районной научно-исследовательской экспедиции «Гора Большая
Ичка – памятник природы», показал высокую подготовленность учащихся школы в
вопросах экологического мониторинга природных и хозяйственных объектов. Я
должен подчеркнуть, что все это результат не только труда учителей
естественно-научного цикла, это результат всего педагогического коллектива,
реализующего концепцию экологического всеобуча.
Понимая,
что работа со школьниками носит многоплановый характер по устранению пробелов в
знаниях, по формированию устойчивого интереса к предмету, профессии, по
ориентации школьников на научно-поисковый характер труда для гармоничного
развития личности, в школе практикуются научно-практические конференции,
семинары, сообщения по теме перед аудиторией. Формы их проведения самые разные,
но цель одна – создание традиций, активизация исследовательской и
познавательной деятельности творчески работающих педагогов, формирование
устойчивого интереса к предметам естественно-научного и других циклов у
одаренных и потенциально-перспективных школьников. Обобщая работу ТМО в этом
направлении, в школе идет подготовка к организации экспериментальной площадки
по теме: «Социализация личности средствами экологической работы» –
разрабатывается методическое обеспечение, проводятся консультации и семинары с
учителями-предметниками и воспитателями. На сегодняшний день освещенность этого
вопроса в литературе крайне низка - отсутствуют научно-методические
рекомендации по организации подобного эксперимента. Однако, четкое видение
целей и задач эксперимента, его структурной составляющей, ожидаемых результатов
– все это позволило выбрать именно такое направление эксперимента в школе.
Мы
прекрасно понимаем, что постоянный интерес к предмету пробуждается только в
системной работе. Из курса педагогики все помнят, что цепочка: любознательность
- интерес- талант должна иметь побудительный характер; этой силой прежде всего
являются личность учителя, классное окружение, личная установка на достижение
высоких результатов. В условиях школы вообще, а сельской школы в частности,
стоит задача не столько в получении новых знаний по экологии, хотя это не исключается,
сколько в систематизации имеющихся. Ведь именно сельские школьники ближе природе,
реально и в повседневной жизни оценивают положительные элементы экологически
безопасной среды. По характеру решения эта задача методологическая. Различные
семинары учителей-предметников, классных руководителей по вопросам
природоохранной деятельности, проводимых на базе нашей школы, ЭСШ, ТМО, ИПК и
ППК в значительной степени способствуют обмену опытом в этом вопросе.
Школьная
«Модель экологического обучения и воспитания» создавалась и реализовывалась в
конце ХХ века, когда страна и отдельные регионы ориентировали свою экономику на
безудержное использование природных ресурсов, что ведет к уничтожению основ
жизнеобеспечения. Сегодня назрела необходимость создать устойчивые
экологические системы с долговременным природопользованием. Это требует, в свою
очередь, смены экологической парадигмы на рубеже ХХ и ХХI
веков: от концепции охраны природы, господствующей на протяжении последних
десятилетий, к концепции безопасности и риск-концепции, направленных на
разработку системы экологической безопасности и защиту населения на базе
приемлемого риска. Поэтому, наряду с основными, традиционными формами
экологического обучения и воспитания, введение спецкурсов по валеологии, ОБЖ,
ГО,ПДД, НВП, ШЭД и других реализуют и эту концепцию.
Люди уже
столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и
обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. На этом фоне
юношеский возраст выступает как период принятия ответственных решений,
определяющих профессию, место в жизни и в обществе, смысла жизни, становления
самосознания и устойчивого образа своей личности. Сегодня выпускать в жизнь
молодое поколение опасно без основ экологической культуры. Опасно не только для
окружающих, но и для самих молодых людей, особенно если их интересы ограничены,
не выходят за рамки жесткого бизнеса. Поэтому, экологическая наука сегодня –
это всеохватывающее глобальное явление, рассматривающее не только
узкопредметные вопросы, но и вопросы всех видов внутриобщественных конфликтов и
катастроф.
В ходе
работы школы по экологическому обучению и воспитанию, являющейся долгое время
опорной в районе сложился очень плотный календарь проводимых мероприятий,
поэтому возникает необходимость от дифференциации науки экология прейти к ее
интеграции с общеобразовательными дисциплинами. В современных условиях речь
идет не просто о экологическом ликбезе, а о экологическом образовании,
воспитании и развитии. Проникновение знаний по экологии в повседневную жизнь
становится важной вехой исторического и социального развития цивилизации. Еще
академик В.И. Вернадский указывал, что в будущем произойдет объединение научных
дисциплин вокруг важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Такой
проблемой ныне стала задача сохранения глобальных экологических свойств
окружающей среды.
В курсе
изучения основ туризма и экологии (общей и социальной) органически объединяются
понятия и знания, полученные школьниками из других учебных дисциплин. Скажу,
что идет демонстрация междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию через
призму экологического образования.
|
|