бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическая тропа, как средство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ бесплатно рефераты

Экологическая тропа, как средство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ















Экологическая тропа как средство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ



Содержание


Введение

1. Литературный обзор

2. Методика реализации авторской концепции. Формы и методы реализации данного вида учебной деятельности

3. Основное содержание авторской концепции

4. Оценка педагогической результативности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Введение


Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.

Цель данной курсовой работы — создание экологической тропы как средства для устойчивого развития. Экологического образования в ДОУ

Задачи:

1.Изучить опыт создания экологических троп

2.Выявить методы создания экологических троп

3.Сформулировать авторскую концепцию экологической тропы

4.Провести критерии оценки педагогической результативности

Предмет исследования — экологическое образование. Объект — образовательный процесс в ДОУ.

Данная курсовая работа представлена на 27 листах, состоит из 4 глав: литературного обзора, методов, авторской концепции и результатов исследования, со списком литературы.

 

1. Литературный обзор


В создании сложившейся ситуации прямо или косвенно участвовало множество специалистов различных организаций и ведомств, благодаря научно-технической, организационной и педагогической деятельности которых сделаны выдающиеся шаги в развитии нормативной, учебно-методической, дидактической, материальной обеспеченности экологической учебно-исследовательской работы и практикумов, а также экологического образования как неотъемлемой части современного образовательного пространства.

Ведущей идеей экологического образования в профессиональной школе является жизненная необходимость всеобщей экологизации подготавливаемых специалистов и всего населения.

Основными принципами реализации этой идеи являются:

гуманизация и экологизация профессионального образования на всех стадиях многоуровневого профессионального образования;

экологизация и дифференциация содержания экологического образования;

непрерывность развития личности специалиста и овладение им экологическими знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями в процессе овладения профессией или группой профессий;

региональность подсистемы профессионального образования в системе непрерывного образования, обновление образовательных стандартов и введение стандарта экологического образования;

многоуровневость экологического образования;

интенсивность и гибкость педагогических систем обучения, профессиональных технологий, обеспечивающих высокое качество общеобразовательной и профессиональной подготовки, реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности;

кооперация органов управления, учебных заведений, работодателей, производств, социальных и культурных институтов;

переход от технократического подхода в развитии системы экологического образования к социально-педагогическому.

Цель экологического образования в эколого-педагогической литературе определяется неоднозначно, во-первых, как формирование экологической культуры личности и общества (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев и др.), во-вторых, как формирование экологического сознания (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Б.Т. Лихачев и др.). Г.А Ягодин под целью экологического образования понимает «воспитание человека, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ жития и жизни следующих поколений людей...»

Школьное экологическое образование — реальность нашего времени. Сделать его системным, непрерывным, целенаправленным — задача преподавателя, в первую очередь эколога школы.

Экологическое образование в школах г. Дубны осуществляется путём реализации в учебно-воспитательном процессе смешанной модели, как более гибкой, хорошо адаптированной, дающей больше возможности и для творческого подхода в работе.

В перспективе именно она поможет реализовать главную цель экологического образования — создание условий для развития поколения, способного воплотить в жизнь идеи устойчивого развития. Необходим системно-комплексный подход в организации экологического образования в школе, когда по возможности весь коллектив учителей принимает участие в формировании у учащихся эколого-природоохранных знаний и убеждений. И не только педагоги дополнительного образования, весь социум работает над этим.

Главной целью экологического образования в профессиональной школе является подготовка экологически образованных, компетентных, квалифицированных рабочих и специалистов, владеющих экологическим мировоззрением, экологической культурой, способных осуществлять профессиональную деятельность и обеспечивать личную жизнедеятельность и общества в экологически чистых условиях, удовлетворять все потребности экологической, социальной и профессиональной сфер труда, личности и общества в экологических образовательных услугах.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

·                    формирование и развитие личности в целостном процессе общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки на основе гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального образования, компьютерной грамотности и внедрения интенсивных образовательных систем;

·                    обеспечение приоритетности экологического профессионального образования в обществе;

·                    создание постоянно действующей системы разработки и обновления стандарта экологического профессионального образования и установление контроля за его соблюдением;

·                    обеспечение непрерывности и доступности для всех слоев населения региона получения экологического образования с учетом профессионального профиля, потребностей личности, общества и экономики;

·                    проектирование и создание дифференцированных образовательных услуг по экологическому образованию на основе федеральных, региональных, муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, гибко и оперативно реагирующих на постоянно изменяющиеся требования к подготовке специалистов в связи с потребностями рынка труда;

·                    создание эффективных научно обоснованных систем экологической профессиональной подготовки;

·                    разработка нового содержания экологического образования для подготовки по собственно экологическим и опосредованно-экологическим профессиям;

·                    разработка критериального аппарата в целях оценки экологического образования в начальной и средней профессиональной школе;

·                    пересмотр регионального перечня профессий рабочих и служащих с позиций их экологической и природопользовательской деятельности;

·                    разработка механизма взаимодействия экологического образования в общеобразовательной, начальной, средней и высшей профессиональной школе;

·                    создание принципиально новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих, инженерно-педагогических кадров, ориентированной на экономическую, социальную и экологическую мотивацию персонала;

·                    создание эффективной региональной системы управления экологическим профессиональным образованием, обеспечивающей всеобщую экологизацию и профессионализацию населения.

Целью экологического образования в ДОУ является формирование экологически образованной личности студента на основе овладения им системой знаний в области взаимодействия человека и природы, умений и навыков природоохранной деятельности.

На основе анализа литературы (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В Миронов, B.C. Лернер, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев и др.) можно выделить следующую структуру экологического образования школьников: экологические знания, нормы, правила; экологически ценностные ориентации; опыт творческой деятельности; умения и навыки природоохранной деятельности.


2. Методика реализации авторской концепции. Формы и методы реализации данного вида учебной деятельности


Не менее важно овладение общепрофессиональными и частно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, нормами и ценностями, связанными со спецификой деятельности в конкретной производственной и природной среде. В связи с этим общая система экологического образования должна носить дифференцированный характер.

Новое содержание экологического образования характеризуется многопрофильностью, многоуровневостью, гибкостью, вариативностью, универсальностью, преемственностью и прогностичностью.

Содержание экологического образования определяется общеобразовательными программами. Обязательный минимум экологического содержания образовательной программы по конкретной профессии, специальности устанавливается соответствующим государственным стандартом.

Содержание экологического образования направлено на овладение личностью экологическими, техническими, технологическими, социальными, экономическими знаниями, умениями и навыками, информационными технологиями, экологической и технической грамотностью, основами рыночной экономики, коммерческой деятельности, на формирование культурных, нравственных ориентиров.

Стратегической линией проектирования содержания профессионального образования является интеграция общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в соответствии с профессиональным профилем подготовки, целями и задачами обучения, формирования и развития личности.

Ориентация содержания образования на региональную специфику требует иерархически построенной целевой программы развития, направленной на возрождение общей и национальной культуры, перспектив развития личности, проявления способностей по реализации лучших человеческих качеств, приносящих успех и удовлетворение в профессиональной деятельности.

В качестве концептуальных принципов экологической деятельности выделяют следующие:

Принцип системности — трактуется в двух аспектах: во-первых, это взаимосвязь и взаимообусловленность целей, задач, содержания, методов, форм и приемов мониторинговой деятельности, образующих единую целостность — методическую систему экомониторинга, во-вторых, это системность всех объектов окружающей среды, являющихся предметом изучения.

Принцип научности, являясь общедидактическим принципом образования, в контексте мониторинговой деятельности предполагает изучение фундаментальных основ научного знания, методов научного познания окружающего мира, научного исследования явлений природы.

Принцип новизны позволяет осмыслить идею нового знания, добытого в процессе исследования; при этом новое знание определяется как новое — не столько для фундаментальной науки, сколько — для самих участников исследовательской мониторинговой деятельности (школьников, студентов, преподавателей, учителей и др.).

Принцип социальной значимости (востребованности) результата исследования определяет пространство развития гражданской позиции личности по отношению к вопросам окружающей среды, глобальным проблемам человечества, к идее устойчивого развития.

Принцип этапности и уровневости исследований предполагает организацию мониторинговой деятельности, учитывающую постепенный переход исследователя от простых методов, объектов и явлений природы к более сложным и др., а также разумный выбор уровня исследования (глубина изучения, степень новизны и др.).

Принцип непрерывности слежения подчеркивает главное свойство мониторинговой деятельности — его непрерывный характер, позволяющий устранить потери информации об исследуемом объекте или явлении во времени.

Кроме указанных принципов для системы экологической деятельности школьников в полной мере применимы общедидактические принципы: преемственности, доступности, историзма, проблемности, краеведческий принцип и др.

Для достижения цели используются следующие методы:

1. Включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования:

- Изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов;

- Регулярное проведение специалистами-лесниками, учителями экологии, биологии устных рассказов, бесед - о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным объектам территории тропы. Привлечение школьников к проведению экскурсий по тропе;

- выпуск и распространение среди экскурсантов тропы печатных материалов (путеводители, наборы фотографий, пособия по экологической этике).[1]


3. Основное содержание авторской концепции

Ученый В. Вернадский ввел в науку понятие «ноосферы»— сферы разума, рациональной человеческой деятельности в условиях окружающей среды. Человек, являясь частью биосферы, несет ответственность за ее судьбу. Это требует нового сознания.

Экологию можно рассматривать как применение разума к решению проблем окружающей среды, которые, скорее всего, появились вследствие наших недальновидных действий. Экологию определяют также как биологию окружающей среды.

В связи с возникшей проблемой большое внимание уделяется экологическому образованию, целью которого является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

В целях выживания цивилизации необходимо переосмысление самой сути взаимоотношений общества и природы с учетом новых подходов и, прежде всего, идей устойчивого развития, в основе которых лежит коэволюционная стратегия. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Экологическое образование — часть целостного процесса воспитания, обучения и развития личности, происходящего на основе получения системы знаний в области взаимодействия человека и природы, влияния производственной деятельности на природную среду, умений и навыков природоохранной деятельности.

В период XX в., когда сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы. Позже в рамках общего среднего образования Российской Академией образования принята концепция общего среднего и высшего экологического образования, в основу, которой положены принципы:

гуманизации;

научности;

междисциплинарности (комплексности);

систематичности и непрерывности;

универсальности (для всех специальностей);

природосообразности;

двойного вхождения содержательных компонентов в систему экологического образования;

опережающей подготовки.[2]

Последний принцип означает, что выпускник сталкивается со значительным числом практических проблем, которые преподавание не могло учесть в силу их новизны. Поэтому и возникает проблема опережающей подготовки, то есть прогнозирования возможных направлений науки и подготовки студентов к овладению новыми знаниями. В решении данной проблемы важным является развитие творческих качеств личности, способности анализировать и применять новые идеи в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

Страницы: 1, 2