бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экологическая тропа бесплатно рефераты

Экологическая тропа

План.

1.  Введение………………………………………………………2

2.  История создания экологической тропы………………….…3

3.  Цели и задачи  учебных экологических троп……………….8

4.     Типы учебных троп……………………………………………9

5.     Организация экологической тропы:

      А)   Требования к выбору маршрута……………………….13

      Б)    Оборудование экологической тропы………………….15

      В)    Подготовка экскурсоводов………………….…………16

6. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников………………………………………………………19

7.Заключение……………………………………………………23

8.  Литература………………………………………………..…25

Введение.


Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятель­ности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учеб­ного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях при­родная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направля­ющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также поле­вого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посе­тителей:

1) педагогов и студентов;

2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

3) родителей, отдыхающих, организованных в экскур­сионные группы и др.

Обычно учебная экологическая тропа посещается орга­низованно под руководством экскурсовода. Однако при на­личии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.

Протяженность учебной тропы обусловливается време­нем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомитель­ные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на эк­скурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объекта­ми (до 1,5ч)



История создания экологической тропы.


Впервые понятие природная или экологическая тропа   появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее из­вестные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихо­океанская на западном побережье США. Такие же тро­пы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и явля­ются их составной частью.

Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп при­роды, накопленный в ГДР.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеход­ная тропа. Ее называют Голицынской, так как строи­тельство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицы­на. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объекта­ми исключительной красоты и своёобразия

Широкое распространение учебных и учебно-позна­вательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохран­ное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта —  специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К на­стоящему времени практически вся территория Эсто­нии, .включая национальный парк, ландшафтные заказ­ники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широ­ко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь по­сетители могут ознакомиться с валунными полями лед­никового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым релье­фом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.

Примерно в это же время стали создавать учеб­ные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрос­лых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных живот­ных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа «Солнечная». Все соору­жения тропы выполнены из неделовой древесины, обра­ботанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.

Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)

На территории агробиологической станции Вильнюс­ского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организа­ции просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расши­рением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тро­пы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологи­ческих, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естест­венной, так и преобразованной.

Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссий­ское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организо­вано два республиканских семинара на базе действую­щих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),

Результаты этих мероприятий не замедлили сказать­ся. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в со­дружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пио­неров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, ор­ганизовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на од­ной «странице» плакат по охране природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка

Первичная организация ВООП Комсомольского го­сударственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установ­лено 30 красочных стендов и аншлагов.

Большая часть троп в настоящее время сформировалась как турист­ские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации око­ло 20 учебных троп.

В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудова­ли и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководст­вом лаборатории—экологического образования.



Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для уча­щихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассни­ки проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.

Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.

Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Ло­синый остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой про­тяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), эко­логической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстети­ческим качествам тропы создают на Украине.  Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).

Создание учебных троп для на­шей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообра­зие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересован­ных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.




Цели и задачи  учебных экологических троп.   


    Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к  природе

' Особенно широко.тропы.природы позволяют развернуть экологическое .образование и воспитание среди молодежи.Хорошо известно, что далеко не всегда ро­дителям удается привить детям любовь к природе, же­лание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каж­дого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, рани­мость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, вклю­чая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние зна­ния, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непо­нимания подростком, а затем и, взрослым состава нару­шения, в своём поведении в окружающей природе.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюде­ния природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещае­мостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в систе­мы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отды­хающих, показав им не менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трас­сы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

               Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказни­кам. При этом обычно рядом с тропами выделяют за­щитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточ­но отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы террито­рию, свободную от хозяйственного использования.

Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки, .зоны отдыха, зе­леные зоны городов и даже леса промышленного исполь­зования и нелесные площади: тундра, степь, полупус­тыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охра­няемым.                          . .

За последние пять лет в нашей стране часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих школьников. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт.

Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где прово­дится экологический лрактикум и организуется _ приро­доохранная деятельность учащихся, то ее использова­ние настолько многогранно, что она становится своеоб­разным учебным кабинетом в природе.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физи­ческий труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рожда­ется важнейшее свойство личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разум­ного, сознательного отношения к природе

Страницы: 1, 2, 3