бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса бесплатно рефераты

Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса



 










КУРСОВАЯ РАБОТА


ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


по дисциплине «Педагогика»






2010


Содержание


Введение

Глава I.    Теоретические основы педагогического конфликта

1.1 Понятие «педагогический конфликт» и его особенности

1.2 Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Глава II.     Практическое применение методик создания и разрешения конфликта

Заключение

Список литературы



Введение


Педагогическое общение – сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях анализ аспектов педагогического общения становится все более актуальным.

Наибольшую остроту приобретает тема конфликтов между преподавателями и подростками, а также изучение правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения.

Несмотря на то, что межличностные конфликты не устранимы из общения, особенно педагогического, к сожалению, на данном этапе развития системы обучения и воспитания подростков, подготовки профессиональных педагогов в специализированных учреждениях не достаточно внимания уделяется тренингам стратегий анализа и выхода из конфликта, а также правил поведения в таких ситуациях для преподавателей.

Конфликты в педагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опыта взаимодействия с преподавателями, сверстниками в рамках образовательного учреждения, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречит основной цели обучения и воспитания в Российской Федерации.

Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. Е. Щуркова, В. М. Афонькова, В. И. Журавлев, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов, О. С. Гребенюк, А.Я. Анцупов, А.А. Лобанов, Е.В. Буртовая, В.Ю. Питюков, М.И. Станкин, М.М. Рыбакова, А.С. Чернышев, С.В. Баныкина и т.д.

Исходя из вышесказанного, мы поставили цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса.

Объект исследования – педагогический процесс.

Предмет исследования – педагогический конфликт в педагогическом процессе профессиональной школы.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, чтоконфликт в педагогическом процессе

Для решения задач исследования и проверки гипотезы использованы методы: изучение и анализ публикаций, статей и другой научной литературы, сравнительный метод.

Задачи исследования:

1.   Выявить особенности протекания педагогического конфликта в условиях педагогического процесса.

2.   Определить способы создания и разрешения педагогического процесса.

3.   Разработать методические рекомендации по созданию и разрешению педагогического конфликта.

Глава 1. Теоретические основы педагогического конфликта

1.1  Понятие «педагогический конфликт» и его особенности


Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга.

Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает педагог и применяет их в педагогических целях для организации учебнойдеятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности преподавателя и учащихся. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер [10].

В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Так А.А. Лобанов термин «конфликт» трактует, как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе [11, С.143].

В.Ю. Питюковконфликту дает следующее определение: конфликт — это и разрушение и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения [1, С.106].

Для того, чтобы говорить об общении в конфликтных ситуациях, необходимо понимание сущности конфликта и происходящих в нем процессов.

Важно отметить, что конфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность. Все хорошо знают, что существует день и ночь, война и мир, добро и зло, молодость и старость и т.д. В системе образования тоже можно выделить ряд противоречий. В образовательных учреждениях учащихся ориентируют на такие качества, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительность преподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства.

С оной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований («ты должен»), а с другой – заботиться о развитии свободной личности («ты имеешь право»)[11].

Педагогический контекст рассмотрения конфликта имеет особое значение для учебной практики. Конфликт между преподавателем и учащимися (или группой, коллективом), учащихся друг с другом так же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие[1].

Однако, наличие противоречия – это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к его возникновению между людьми. Противоречие не обязательно перерастет в конфликт.

Одним из признаков конфликта является личностный смысл того или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенные влияния на его чувства, поведение. До тех пор, пока не происходит столкновение личностных смыслов субъектов, конфликт между ними не возникает.

Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией[Приложение 1].

Конфликтная ситуация – это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих для них личностный смысл [11, С.145].

Конфликтная ситуация -это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них [1, С.107].

Отметим, что конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт, если не произойдет прямого столкновения интересов противоборствующих сторон. Но, если же оно произошло, то конфликтная ситуация будет принимать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений.

Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимания на чье-то недовольство, на то, что нарушаются чьи-то интересы, то инцидент не заметить нельзя. Инцидент является своеобразным внешним выражением и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу, проявляющийся не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений и жесткой лексики. Инцидент – это такое внешнее проявление накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угрозами, ругательствами, мимикой, а порой и ненормативной лексикой и рукоприкладством. Поэтому часто момент возникновения инцидента считают началом конфликта [11].

Теперь остается сделать последний шаг — снять противоречие, разрешить конфликт. Это позволит субъектам подняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение.

Описанная динамика относится к содержательным конфликтам, но наряду с ними достаточно часто встречаются конфликты пустые, имеющие иную природу. В их основе лежит неустойчивое психическое самочувствие человека, его особое состояние в какой-то момент. Игнорирование окружающими этого состояния и приводит к пустому конфликту, разрешение которого не требует сложной технологической инструментовки, поскольку устраняется демонстрацией уважения к человеку, предоставлением ему возможности проявить свою индивидуальность или просто побыть наедине с самим собой [1].

Конфликты в педагогической ситуации очень специфичны и отличаются от обычных не столько тем, что происходит «столкновение статусов», но сколько тем, что конфликтная ситуация для подростка должна стать воспитательной. В их разрешении педагог должен учитывать и возрастные особенности, мотивы и стремления конфликтующих сторон, а также многое другое.

Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между преподавателями, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями и задачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции, интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи "ролевого" характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальными особенностями.

В зависимости от названных взаимосвязей отечественные педагоги В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шияноввыделяют три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа включает профессиональные конфликты, которые возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи.

Такие конфликты являются следствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. Ко второй группеотносятся конфликты ожиданий, возникающие в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и учащимся, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей "ролевого" характера. Третья группа затрагивает конфликты личностной несовместимости, возникающие в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы[12].


1.2 Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта. Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоение технологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса, выделив в нем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальных стадиях.

Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение. От умения видеть конфликт на начальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота, возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способ разрешения противоречия.Педагог обнаруживает конфликт, фиксируя изменения отношения подростков (по вербальному или невербальному проявлению).

Зафиксировав изменение позиции, педагогу необходимо проанализировать состояние учащегося в этот момент, чтобы определить, пустой это конфликт или содержательный, и в зависимости от этого планировать свои дальнейшие действия.

В отдельных случаях нестандартное, неожиданное поведение подростка может быть спровоцировано обстоятельствами, столь же нестандартными и непредвиденными, поэтому они тоже должны быть учтены при анализе сложившейся ситуации и выборе формы педагогического воздействия.

Реально эти операции (обнаружение изменения отношения, анализ состояния субъектов, анализ обстоятельств) сливаются в один жизненный акт, дающий общее впечатление от происходящего, что в итоге позволяет судить о ситуации, классифицируя ее как конфликтную или бесконфликтную.

Несогласованность мнений в группе или между двумя субъектами приводит к разногласиям, при этом отдельные реплики или целые фразы принимаются буквально в штыки или игнорируются собеседником. В момент разногласий субъекты высказывают свои индивидуальные мнения, но не придают большого значения доводам. Главное здесь — показать свое отличие, заявить о себе, привлечь внимание. Если оппонент проявляет настойчивость, то разногласия трансформируются в противодействия, препятствующие реализации друг друга.

Не желая уступать друг другу, субъекты конфликта временно применяют выжидательную оборонительную тактику, наблюдая за тем, как отреагирует соперник на осуществленное противодействие. Стоя на своем, они показывают непоколебимость прежних индивидуальных позиций, что приводит к обострению ситуации и противоречия: это может быть названо этапом противостояния.

Дальнейшее развитие конфликта характеризуется конфронтацией взаимоотношений, приобретающей форму противоборства. Накал эмоций таков, что ни педагог, ни учащийся не стесняются в способах выражения неприязни; это нередко ведет к утрате собственного достоинства и подмене конфликта скандалом. Чтобы избежать такого положения, внимание педагога должно быть сконцентрировано на противоречии, а не на эмоциональной стороне конфликта.

Результатом противоборства, как поступательного движения в рамках обострения взаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперники равны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладает большими возможностями).

Схематично перечисленные формы развития конфликта можно представить в виде своеобразной "лесенки", каждая ступенька которой при движении снизу вверх обостряет отношения между субъектами, накаляет психологический климат, усложняя тем самым разрешение противоречия [Приложение 3].

Названные формы не исчерпывают всего многообразия проявлений конфликта, но позволяют проследить динамику их стремительного перехода и иллюстрируют необходимость ранней диагностики конфликта для его разрешения.

Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных учащихся и педагога, так и всейгруппы, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкомуобрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога, его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.        

После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

Позиционное различие взглядов на характер взаимоотношений становится сутью противоречия: педагог ориентирован на норму, обеспечивающую ему удобство в работе; ребенок ориентирован на отношение к себе как участнику разворачивающегося общения. Их стремления отстоять свои взгляды определяют действия, направленные друг против друга, а личный интерес привносит элемент азарта в эту борьбу.

Тщательный анализ взглядов, стремлений и интересов действительно помогает педагогу выявить противоречие, но не для того, чтобы знать о нем, а для того, чтобы произвести следующий этап анализа — оценить случившееся с точки зрения перспективы развития личности. Иначе говоря, спросить себя и ответить на свой вопрос: "Что даст разрешение данного конфликта для личностного роста ребенка?" — и в зависимости от этого определить, какие акценты следует расставить.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлением права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое. После его реализации противоречие исчерпывается, и последнее, что остается сделать — инструментовать обоюдную удовлетворенность от разрешения конфликта, то есть поблагодарить всех за помощь в решении проблемы [1].

Педагоги ( Щуркова Е.Н. [3] и Питюков В.Ю. [1]) выделилинесколько способов разрешения конфликта, индивидуальная интерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным [Приложение 2].

Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Неясностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Например, после очередного замечания в адрес учащегося с его стороны звучит раздраженная реплика, что к нему все придираются и ему это изрядно надоело. Проявлением нежности педагогу удается снять это состояние ребенка: "Не знаю, как другие, а у меня всегда так получается — кого сильнее всех люблю, тому больше всего от меня достается. Ты уж прости меня, пожалуйста..."

Страницы: 1, 2