Эффективные педагогические условия проведения внеклассной работы в школе
Эффективные педагогические условия проведения внеклассной работы в школе
Введение
Урок,
даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не
допускают отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким- либо
вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в
которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками.
В
обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком
технического творчества, клубом по интересам, факультативам, связанным с
инвариантными направлениями технологии. Эта деятельность является продолжением
целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей
школьника, формированию его как личности.
Будучи
органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличии от
неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным
интересам школьника.
Такой
подход даёт возможность всесторонне учитывать их запросы, исходя из уровня
развития школьников.
Если
обратиться к источнику под редакцией В.Я. Никитина «Словарь педагогических
терминов» то, Внеклассная работа - организация педагогом разных видов
деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия
для социализации личности ребёнка.
Способности
- индивидуально-психологические
способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определённого рода деятельности: не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, обнаруживается в быстроте, глубине и прочности овладения способами и
приёмами деятельности. Диагностика некоторых способностей проводятся с помощью
тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и
гениальности.
Творческая
личность- личность,
которая не боится конфликтов с собой и окружающей деятельностью. Её самая
главная характеристика - смелость.
Но
в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова есть такое
определение:
Внеклассная
работа - составная
часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации
свободного времени учащихся. Направления, формы и методы. Внеклассная работа
практически совпадает с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение
отдаётся образовательному направлению, организацию предметных кружков, научных
обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического
творчества, спорта и др.
Считаю,
свою тему актуальной, так как во внеклассной деятельности учителя
технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и
воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию
школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя
трудового обучения необходимо уделять первостепенно внимание как главной
составляющей гуманистической воспитательной системы.
Проблема
состоит в том, что
мало уделяется внимания на интересные и насыщенные внеклассные занятия на
уроках технологии при изучении раздела «кулинария» в 6 классах.
Цель:
Определить наиболее
эффективные педагогические условия проведения внеклассной работы в школе,
позволяющие выявить творческие способности у учащихся 6 классов, в области
технологии при изучении раздела «кулинария» с использованием подручного
материала.
Чтобы
решить проблему нужно провести исследовательскую работу и определить предмет,
объект и область исследования:
Областью
исследования является
методика преподавания технологии.
Объектом
исследования будет
являться выявление творческих способностей у учащихся 6 классов на уроках
технологии при изучении раздела «кулинария».
Предмет
исследования- внеклассная
работа на уроках технологии как фактор развития творческих способностей у
учащихся 6 классов.
Из
выше изложенного нами была сформулирована гипотеза: если бы по учебному
плану в разделе «Кулинария» в 6-ых классах больше уделялось времени на
внеклассную работу, то развитие творческих способностей у школьников было более
эффективным.
Чтобы
доказать гипотезу нужно решить следующие задачи:
1.
Исследовать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2.
Разработать для доказательства гипотезы внеклассные мероприятия.
3.
Внедрить внеклассное мероприятие в учебный процесс для развития творческих
способностей.
Для
проведения исследовательской работы мы прогнозируем следующие методы:
-
беседа;
-
тестирование;
-
оценивание;
- рассказ;
Беседа как исследовательский метод
позволяет глубже познать психологические особенности личности человека,
характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём
анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно
продуманные вопросы.
Тестирование
- это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений
и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие
определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда
специальных заданий.
Оценивание
- это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых
явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и
перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое.
Главная
задача обучения состоит в том, чтобы не просто сообщить учащимся определённый
объём готовых знаний, а научить их приходить к нужным выводам самим в процессе
активного творческого поиска. И сама потребность в творческой деятельности не
возникает вдруг. И надо постоянно формировать, опираясь на личные качества
каждого учащегося. При изучении технологии в школе важно создать условия для
возможно более полного развития творческих способностей учащихся.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих
способностей у учащихся
1.1 Сущность внеклассной работы, её цели и задачи
Внеклассная
работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во
внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности
ребёнка. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов
деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на
ребёнка.
Во-первых,
разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся
рассмотреть на уроке.
Во-вторых,
включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка,
его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок преобретает
необходимые практические умения и навыки.
В-третьих,
разнообразная внеклассная работа способствует у детей интереса к различным
видам деятельности, желания активно учавствовать в продуктивной, одобряемой
обществом деятельности.
В-четвёртых,
в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои
индивидуальные особенности, но и учаться жить в коллективе, т. е. сотрудничать
друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого
человека.
Таким
образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной
работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на
уроке.
Цели
и задачи внеклассной работы:
1)
Формирование у ребёнка положительной «Я- концепции», которая характеризуется
следущими факторами:
а)
уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б)
убеждённостью в успешном овладении или тем или иным видом деятельности;
в)
чувством собственной значимости;
2)
Формированием у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для
скорейшей социальной адаптации, ребёнок должен, положительно относится не
только к себе, но и к другим людям.
3)
Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой
деятельности через непосредственное знакомство с разлияными видами деятельности,
формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребёнка,
необходимых умений и навыков.
4)
Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения
детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через
овладения нравственными понятиями.
5)
Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы
отражается приемственность в учебной и внеучебной деятельности, т. к.
внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счёте
направлена на повышение эффективности учебного процесса.
1.2 Формы и функции внеклассной работы
Формы
внеклассной работы – это не условия, в которых реализуется её содержание. Форм
внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создаёт сложности в
их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по
объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по
направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное,
умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Особенностью
некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются
популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шевская
работа, или из телевидения – КВН, что ?где? когда ?, угадай мелодию, поле
чудес, огонёк и т. д..
Однако
не продуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме внеклассной работы
может снижать качество воспитательной работы. Например игра «любовь с первого
взгляда». Построена на сексуальном интересе к партнёру и может способствовать
преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в
конкурсах красоты «Мисс…..», где внешность выступает в качестве престижной
упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у
некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной
«Я-концепции».
Выбирая
форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позицией
её цели, задачи, функции.
Функции
внеклассной работы. Цель
и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного
педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая
функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных
знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определённым навыкам
поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Огромное значение во
внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии
психических процессов школьника. Развивающая функция воспитательной работы
заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через
включения их в соответствующую деятельность.
1.3 Специфика содержания внеклассной работы. Её методы и
средства
Специфика
содержания внеклассной работы характеризуется:
-
во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для
эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам
ребёнка, его переживаниям а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
-
во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение имеет
практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направленно на
совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе
совершенствуются учебные навыки (занимательная азбука, весёлая математика и
т.д.) отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации,
организации различных внеклассных дел (вечер сказок, викторина «мой любимый
город») коммуникативные умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные
сюжетно-ролевые подходы, игры).
Познавательная
деятельность детей во
внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного
интереса положительной мотивации в обучении совершенствования учебных навыков.
Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.
Досуговая
(развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей,
создания положительных эмоций, теплой дружеской атмосферы в коллективе, снятия
нервного напряжения.
Оздоровительно-спортивная
деятельность детей
во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, т.к. в младшем
школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается потребность в движении, а с
другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит
характер изменений в работе организма в подростковом возрасте.
Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в
спортивных подвижных играх, спартакиадах, походах.
Трудовая
деятельность - отражает
содержание различных видов труда; бытовую, ручную, общественную, полезную,
обслуживающего. Для педагога предстоят определённые трудности в организации
трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того
воспитательного результата, который даёт разнообразная систематическая трудовая
деятельность школьников.
Творческая
деятельность - предполагает
развитие склонностей, интереса детей, раскрытие их творческого потенциала.
Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы
песни, чтецов, рисунков, театр, дизайн- клуб.
Содержание
внеклассной работы не во всех школах одинаковое, на него оказывает влияние
следующие факторы:
1)
традиции и
особенности школы;
2)особенности
возраста, класса, индивидуальности детей;
3)особенности
самого учителя, интересы, склонности, установки.
1.4 Требования к внеклассной работе. Организация внеклассной
работы
Исходя
из особенностей внеклассной работ, назовём определяющие требования к ней:
1)
При организации
проведения внеклассной работы обязательна постановка цели.
2)
Перед началом
необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформировать задачи
таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели- усвоению
ребёнком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
3)
Во внеклассной
работе необходим оптимический подход, опора на лучшее в каждом ребёнке.
4)
Педагог организатор должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной
работе велика роль контакта педагога с учеником, установление которого
невозможно без определённых личностных качеств педагога.
5)
При организации внеклассной работы педагог должен быть в постоянном творческом
поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе
ситуации.
Организация
внеклассной работы. Для
того чтобы данные требования могли быть реализованы в практической
деятельности, предлагаем определённую последовательность организации
внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при
массовой работе.
1)
Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение
особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного
воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций
воспитательных задач.
2)
Моделирование предыдущей внеклассной работы заключается в том, что педагог
создаёт в своём воображении образ определённой формы. При этом следует
использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной
работы.
3)
Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной
воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
4)
Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением,
выявление удачных и проблемных моментов. Их причин и последствий. Очень важен
элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап
очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и
планирования дальнейшей внеклассной работы.
Из
выше сказанного можно выделить следующее: развитие творческих способностей при
изучении раздела « Кулинария» в 6 классе можно успешно осуществить через
внеклассную работу учитывая программные требования продолжительности проведения
внеклассных мероприятий учителя технологии чаще всего выбирают проведения
методом проекта, начиная с более несложного задания для усложнения и выполнения
это задание с каждым последующим мероприятием. При этом учитывая индивидуальные
способности учащихся, их желания выполнения задания, подбирая эффективные формы
обучения. Такие как, индивидуальные, групповые, массовые. Я считаю, что только
интересные внеклассные мероприятия способствуют развитию творческих
способностей.
Глава 2. Внеклассная работа на уроках технологии при изучении
раздела «Кулинария»
2.1 Разработка внеклассного мероприятия с использованием подручного
материала (солёное тесто)
Тема:
Солёное тесто
Класс:
6
Цель:
Образовательная
- способствовать формированию знаний у учащихся о солёном тесте.
Развивающая
- расширить кругозор знаний у учащихся.
Воспитательная
- способствовать развитию таких качеств личности, как аккуратность,
нравственность, точность при выполнении работы.
Методическое
оснащение мероприятия:
Материально-техническая
база:
-
кабинет трудового обучения
Дидактическое
обеспечение:
- материалы
и инструменты
Страницы: 1, 2
|