Эффективность деятельности методиста в профессиональном училище
Эффективность деятельности методиста в профессиональном училище
Реферат
Тема:
»Эффективность
деятельности работы методиста в профессиональном училище»
Выполнил:
Иваненко Г.Т
2010 год.
Содержание
:
1.
Эффективность
деятельности работы методиста в профессиональном училище.
2.
Организационные
формы методической работы.
3.
Индивидуальные
формы методической работы.
4.
Методический
кабинет.
5.
Основные
принципы деятельности методической работы
6.
Организационно
- содержательные условия практической деятельности методической работы.
7.
Заключение.
8.
Список
использованной литературы.
1.
Эффективность
деятельности работы методиста в профессиональном училище
Общим
критерием оценки всех подсистем является мера соответствия происходящего в них
процессов искомому конечному результату, в нашем конкретном случае - качеству
профессиональной подготовки выпускников.Это стандарты, которые позволяют судить
об эффективности этой деятельности
Содержание
критериев – величина не постоянная, а изменяющиеся и развивающаяся, находящаяся
в прямой зависимости от задач, которые решает в конкретной момент методист.
Основными критериями, определяющие эффективность методической работы является
уровень организации учебно-воспитательного процесса в образовательном
учреждении, качество подготовки квалифицированных рабочих.Оценка качества
методической работы зависит от удовлетворения потребностей руководителей,
педагогов и методистов. Обеспечить высокую эффективность деятельности
методической работы - это значит достичь заранее предусмотренного, оптимального
результата при минимальных затратах общественного труда и времени. Основные
требования системы оценки методической работы:
-объективность
(независимость от воли проверяющего );
-
значимость каждого критерия в оценке труда ;
-
научность (достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в
качестве основных);
(достаточное
и четкое научное обоснование критериев в качестве основных)
-практическая
направленность (связь с практикой );
-
доступность (возможность исправления критериев в практической деятельности ) ;
-
полнота всесторонние отражение всех сторон деятельности мелодической работы)
-связь
оценки критериев деятельности методиста с целями обучении я ;
-
диагностичность (возможность по перечисленным критериям поставить однозначный
диагноз о том или ином уровне эффективности методической работы)
2.
Организационные формы методической работы
Методическая
работа в образовательном учреждении начального профессионального образования осуществляется
в коллективной и индивидуальной формах.
Коллективные формы методической работы.
Педагогический
совет.
Педагогический
совет являться высшим коллегиальным органов образовательного учреждения профессионального
образования, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы
учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности.
Основной
задачей педагогического совета являться организация работы педагогического
коллектива образовательного учреждения по повышению качества профессионального
образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Педагогический
Совет определяет основные направления учебно - производственной деятельности
образовательного учреждения, формы, методы и средства профессионального
обучения и воспитания.
Педагогический
совет рассматривает: анализ и результаты учебно-воспитательной работы,
учебно-производственной и методической деятельности педагогического коллектива
по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности.
Программы развития образовательного учреждения в соответствии с требованиями
государственного стандарта. Перспективное и текущее планирование деятельности
профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных условий и индивидуальных
особенностей педагогического коллектива.
Мероприятия
по подготовке к началу и завершению учебного года, анализ изучения спроса на
образовательные услуги. Анализ результатов внедрения образовательных стандартов
в практику работы учебного заведения. Результаты мониторинга образовательных
стандартов в практику работы учебного заведения. Анализ качества результатов
профессионального обучения, знаний, умений навыков учащихся. Предложения по
улучшению и совершенствованию учебной и производственной деятельности. Результаты
внутриучилищного контроля. Инспекторских проверок, аттестации, аккредитации и
лицензирования. Основные направления деятельности методической работы учебного
заведения в новых социальных условиях. Состояние комплексного методического
обеспечения профессионального обучения; учебно - программную документацию и
методическую литературу, разработанную инженерно-педагогическим коллективом
учебного заведения.
Материалы
педагогического опыта инженерно-педагогических работников по совершенствованию профессионального
обучения в условиях перехода на новое содержание профессионального образования;
результаты учебно-воспитательного процесса на основе применения новых
педагогических и информационных технологий, современных форм и методов обучения
и воспитания.
Методический
совет
Методический
совет - организационно - управленческий компонент методической работы образовательного
учреждения. Весь состав могут входить руководители. Методисты. Руководители
других структурных элементов модели методической службы.
Функции:
-анализ
потребностей педагогов ;
-
проектирование концепции и программы функционирования и развития методической
службы образовательного учреждения
-организация
и обеспечение дельности всех структурных подразделений методической работы в
целом;
-
координация деятельности всех структурных подразделений методической работы, а
также администрации
-установление
связей с другими с районными и региональными методическими центрами и.др.;
-
анализ эффективности деятельности методической работы, соответствии ее работы
общей концепции и программе. Также коррекция ее деятельности ;
-
обобщение и оформление результатов деятельности методической работы;
Методические
комиссии.
Методические
комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей и мастеров производственного
обучения определенного предмета (профессии) или родственных предметов.
При
наличии в образовательном учреждении не менее трех преподавателей или мастеров
производственного обучения соответственно одного предмета (профессии), цикла
или несколько родственных дисциплин создаются предметные цикловые и
межпредметные комиссии.
В
случае недостаточного количества инженерно - педагогических работников для
создания в профессиональном училище создаются методические объединения, в
состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения
соответствующих предметов (профессий из нескольких учебных заведений района. При
необходимости могут создаваться межпредметные творческие коллективы. Состав
методической комиссии, их преподаватели утверждаются директором и оформляются
приказом. Руководители профессионального учебного заведения являются членами
методической комиссии. Содержание, формы и методы работы методической комиссии
выбираются самостоятельно их членами в зависимости от конкретных условий профессионального
учебного заведения и индивидуальных способностей инженерно - педагогических
работников.
Функции:
-повышение
профессионального мастерства педработников по вопросам повышения качества
профессионального обучения в соответствии с требованиями государственного
стандарта ;
-
разработка и совершенствование содержания профессионального образования
(разработка рабочей учебно-программной документации ; опытных программ для
профильного изучения предметов ; внесение предложений по изменению группировки профессией
и соответствующего учебно-программной документации с учетом потребностей
предприятий и организаций ;
-
изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и
информационных технологий ;
-
компасное методическое обеспечение предметов и профессий (составление паспортов
комплексного методического обеспечения предметов и профессий; разработка
недостающих средств обучения (учебно-методические пособия; частные методики,
конспекты лекций, дидактические материалы, методические рекомендации и т.д.);
-
разработка контроля качества результатов профессионального образования
-
выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического
опыта ;
-
оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении
уроков и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий. Открытых
уроков и их обсуждения 4
-участие
в проведении конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям, семинаров -
практикумов, школ опыта, конкурсов профессионального мастерства.
Проблемные группы.
В
рамках модели методической работы могут найти свое должное место проблемные
группы - это своего рода творческие лаборатории, созданные для решения той или
иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или для пед. коллектива в
целом.
Функции:
-анализ
индивидуальных педагогических затруднений, приведших к постановке проблемы;
-
исследование состояния проблемы ;
-
исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта
участников группы, а также способов решения представленных в педагогической или
методической литературе.
Проблемные
группы индивидуальны для разных учебных заведений, поскольку у каждого
педагогического коллектива имеются свои проблемы. Из года в год проблемная
группа может меняться в зависимости от изменения потребностей педагогов или от
ситуации в учебном заведении.
Наиболее
эффективной формой организации деятельности таких групп могут стать семинары,
конференции, «открытые уроки», и др.
Педагогические мастерские.
Педагогические
мастерские - это своеобразные авторские классы, в которых педагогические
работники мастер своего дела передаю свой практический опыт другим членам коллектива.
Педагогические мастерские являются школами взаимного роста. В постоянном
контакте с богатством практики педагогов-участников растут и уровень самого
автора опыта, оттачивается его профессионализм.
Функции:
-распространение
педагогического опыта;
-
трансляция педагогического мастерства;
-
подготовка педагогических работников к осуществлению педагогической
деятельности в новых социально-педагогических условиях;
-
подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Экспериментальные лаборатории.
В
условиях проведения опытно - экспериментальных работы в образовательном
учреждении создаются экспериментальные лаборатории, которые являются частью
структуры методической работы,
Функции:
-проектирование
концепции развития образовательного учреждения; разработка программы развития,
учебного плана, адекватного концепции развития учебного заведения, моделей
выпускников разных ступеней обучения; разработка модели учебного заведения
нового типа и т.д.
-разработка
программы опытно - экспериментальной деятельности образовательного учреждения;
-
обеспечение опытно - экспериментальной деятельности нормативными и научно -
методическими средствами;
-
диагностика на основе разработанных критериев хода опытно-0 экспериментальной роботы
;
-
описание и оформление результатов опытно - экспериментальной работы.
3.Индивидуальные формы методической работы
Самообразование.
Повышение
квалификации руководящих и инженерно - педагогических работников
образовательного учреждения основывается на тесной взаимосвязи курсовой
подготовки, методической работы и самообразования.
Самообразование
являться составной частью непрерывного образования руководителей и инженерно - педагогических
работников образовательного учреждения.
Можно
выделить следующие общие направления самообразования:
-повышение
педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в
области педагогики, психологии, методики организации процесса обучения и
воспитания учащихся;
-
совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по специальности
и предмету путем овладения новейшими научно- техническими знаниями и
достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии и организации
труда, управления и производства;
-
расширение общекультурного кругозора и уровня общей образованности соответствии
с личными запросами и интересами, способствующие гармоничному развитию
личности.
Основные
методы самообразования:
-самостоятельное
изучение научно - педагогической литературы и методических рекомендаций;
-
участие во всех формах методической работы образовательного учреждения ;
-
изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе
образовательного учреждения ; взаимопосещение уроков, участие в разборе
открытых уроков;
-
анализ своей работы и ее результатов ; участие в экспериментальной работе,
проводимой в образовательном упреждении ;
-
разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и
профессий. Подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекций
ит.д.
4. Методический кабинет
Методический
кабинет входит в систему методической работы образовательного учреждения
профессионального образования.
Методический
кабинет являться:
Центром
методической работы в образовательном учреждении;
Центром
методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
Место,
где обеспечены условия для подготовки инженерно-педагогических работников к
занятиям;
Центром
научно-технической и педагогической информации.
Основными
задачами методического кабинета являться:
-
оказание помощи руководителям, преподавателям, мастерам производственного
обучения и другим работникам образовательного учреждения по всем вопросам совершенствования
и организации учебно-воспитательного процесса, выбору и применения форм.
Методов обучения и воспитания учащихся.
-изучение,
оформление, пропаганда и распространение педагогического опыта;
-
накопление и систематизация учебной документации и методической литературы, материалов
передового опыта, нормативных и других документов.
В соответствие
с основными направлениями деятельности в содержании работы педагогического
кабинета профессионального училища входят:
-организация
мероприятий по повышению квалификации инженерно-педагогических работников;
- подготовка,
организация и проведение семинаров по обмену педагогического опыта;
-
организация постоянно действующих школ передового педагогического опыта и
семинаров – практикумов по вопросам повышения качества профессионального
образования ;
-
организация лекций для инженерно - педагогических работников на педагогические
и научно- технические темы ;
-
организация курсов педагогического и технического минимума. Педагогического
наставничества для начинающих преподавателей и мастеров производственного
обучения ;
-
организация педагогических чтений, читательских конференций по материалам
педагогической периодики и новинкам педагогической литературы
-организация
индивидуальных и групповых консультаций по вопросам методики и воспитания
учащихся, самостоятельной методической работы и педагогического самообразования;
-
организация постоянных и разовых методических выставок, а также выставок,
отражающих передовой опыт;
-
обеспечение инженерно-педагогических работников учебно-программной документацией,
педагогической и методической литературой, другими материалами для
индивидуальной подготовки к занятиям ;
-
оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в
подготовке докладов и выступлений на научно - педагогических конференциях и
педагогических чтений.
Основное
содержание работы методического кабинета в новых социально - педагогических
условиях.
Исходя
из основных задач, стоящих перед профессиональным училищем по повышению
качества профессионального образования целесообразно выделить основные блоки
деятельности методического работы по реализации требований государственного
стандарта:
1.
Разработка
и совершенствование содержания профессионального образования.
2.
Научно-методическое
обеспечение образовательных стандартов.
3.
Совершенствование
форм и методов профессионального обучения.
4.
Повышение
квалификации. Развитие педагогического творчества.
5 .Основные принципы деятельности методической работы
Систематизирующим
фактором развития методической службы являются принципы ее деятельности, а
именно:
1.
Принцип сравнительного педагогического анализа. Позволяющей определить место
авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе, увидеть свое
продвижение, выверить свою позицию в сравнении с другими педагогическим
работниками.
2.
Принцип системного анализа, т.е. вычленение множествен взаимодействующих
элементов тех компонентов, которые необходимы педагогу для подтверждения своей
гипотезы или позиции.
3.
Принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающей
в создании условий для реализации собственной гипотезы или идеи конкретного
педагогического работника.
Методическая
работа должна выступить как система. Управляющая ростом профессионального
мастерства педагогического работника через реализацию следующих факторов:
-
факторы управления развитием педагогического мастерства извне (непосредственно
со стороны руководства и методического службы профессионального учебного
заведения );
-
факторы, управляющие ростом профессионального мастерства изнутри, т.е. со
стороны самого инженера-педагога.
Преобладание
в практике учебных заведений первых факторов (внешнего управления, влияния, воздействие)
снижает собственную активность инженерно - педагогических работников. Их
желание и умение работать над совершенствованием своего профессионального и
методического мастерства.
6.Организационно - содержательные условия практической деятельности
методической работы
-наличие
банка информации, доступного для педагогов;
-создание
системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалификационную оценку
деятельности ее отдельных этапов ;
-
наличие консультативной помощи ;
-
существование некоторого координационного центра. Обеспечивающего как
взаимодействие педагогов, так и взаимосвязь научного исследования с
педагогической практикой учебного заведения.
Реализация
основных направлений деятельности методического работы возлагается на
методического работника, который являться технологом педагогического труда.
Заключение
Основу
научно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним
из важнейших компонентов учебно - воспитательного процесса. Основные общие
дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного
процесса заключается в следующем:
-
повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который
без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- помогают
удовлетворить в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся,
интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения
учебного материала ;
-
Являются источником информации, освобождая преподавателя, мастера от большого
объема чисто технической работы и тем самым способствует повышению его
творческого уровня;
-
являются средством управления познавательной деятельностью учащихся со стороны
преподавателя, мастера.
Список использованной литературы:
1.Сергеева Т.А. , Уварова Н.М. Как создать методическую
службу нового типа. Методические рекомендации для методиста - технолога
педагогического труда. М., 1995г.
2.Олифиренко Т.И. Содержание и организация методической
работы в профессиональном учебном заведении., М., 2004 г.
3.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии., М.,
1989 г.
4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы. М., Новая школа , 1993 г.
|