Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий
Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий
Эффективное управление учебной деятельностью с помощью
компьютерных информационных технологий
И.Н. Голицына
Введение
В
настоящее время, когда образовательные учреждения всего мира получили доступ к
информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало
использование компьютерной техники в обучении, все более пристальное внимание
педагогов и исследователей уделяется эффективности использования новых
информационных и компьютерных технологий в учебном процессе (см., напр. [IEEE
International Conference]).
Механизмом
обучения с помощью компьютерных технологий является управление учебной
деятельностью. Усилия создателей компьютерных обучающих систем направлены на
создание автоматизированных систем, осуществляющих эффективное управление
процессом обучения.
Соловов
А. В. [Соловов А.В., 1995] следующим образом формулирует проблематику
компьютерного обучения: "Глобальной, общей проблемой электронного обучения
является создание и эффективное использование информационно - образовательной
среды на основе информационных компьютерных технологий. В дидактическом плане
существуют три наиболее важных частных проблемы разработки и использования такой
среды:
Организация
самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся.
Организация
индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося
преподавателями.
Организация
групповой учебной работы обучающихся (дискуссий, совместной работы над
проектами и т.п.).
Управление
в любых системах, в том числе и педагогических, предусматривает сбор и
переработку информации обратной связи с целью выработки корректирующих
воздействий. Средством обратной связи в обучении является контроль учебной
деятельности обучаемого, при контроле задания должны отвечать целям обучения и
ответы на задания должны позволять однозначно определить уровень
сформированности у обучаемых требуемых знаний, умений и навыков. Одной из форм
контроля в настоящее время является проверка знаний обучаемых на основе систем
компьютерного тестирования и телекоммуникационных технологий. Компьютерное
тестирование позволяет [Галеев И.Х., 1998]: расширить возможности проведения
индивидуально адаптированных процедур контроля и корректировки знаний
конкретных тем, повысить объективности контроля знаний обучаемых., повысить
уровень стандартизации требований к объему и качеству знаний и умений,
обеспечить возможности проведения предварительного самоконтроля обучаемыми.
Одним
из центральных понятий компьютерных технологий обучения является модель
обучаемого, с помощью которого описывается множество точно представленных
фактов об обучаемом, которые описывают различные стороны его состояния: знания,
личностные характеристики, профессиональные качества и т.д. Моделирование
обучаемого является развивающимся направлением искусственного интеллекта в
обучении. В настоящей работе мы остановимся на таком аспекте модели обучаемого,
как готовность к обучению с помощью информационных компьютерных технологий.
Влияние
на эффективность компьютерного обучения уровня усвоения знаний студентов в
предметной области дисциплины и мотивации к учению
Проведенные
нами исследования по использованию компьютерных систем учебного назначения
показали [Голицына И.Н., 2002], что использование обучающих систем различного
назначения на занятиях по учебным дисциплинам должно производиться с учетом
конкретных целей профессиональной подготовки учащихся, при этом эффективность
их использования зависит от мотивации учения студентов и уровня усвоения знаний
[Беспалько П., 1995] в предметной области учебной дисциплины. Повышение уровня
мотивации учения [Гребенюк О.С., 1995] является необходимым условием повышения
уровня усвоения знаний, формирования готовности и способности у студентов к выполнению
заданий творческого характера, повышения эффективности обучения с помощью
компьютерных обучающих систем.
В
таблице 1 приведены типы обучающих систем, использование которых целесообразно
для достижения различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения
студентов, необходимые для их эффективного использования.
Таблица
1. Типы обучающих систем, использование которых целесообразно для достижения
различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения студентов,
необходимые для их эффективного использования.
|