Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки
МИНИСТЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«БЕЛГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ
МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Специальность
050601 – музыкальное образование
КАФЕДРА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
«Духовно-нравственное
воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках
музыки»
Выполнила: студентка 2 курса з/о
Коробейникова Наталья Юрьевна
Белгород 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете
исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных
методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития
школьников
Глава 2. Духовно-нравственное
воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в
современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений
на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной
деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный
фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности
влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы
Приложение (духовные произведения в
мировой музыкальной классике)
Введение
Духовно-нравственное воспитание –
организация психолого-педагогических условий духовного развития личности,
обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при
построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания
позитивно нового[1].
Понятие «нравственность» включает
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным
воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению
человека, формированию у него:
- нравственных чувств
(совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика
(терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции
(способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви,
готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения
(готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности,
послушания, доброй воли).
Сегодняшняя жизнь ставит
новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой
социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание
знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.
Фундаментальные сдвиги в
системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические
катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей
шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это
сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В
этом кроются причины духовной деградации.
Мир вступил в третье
тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней
сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества
других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и
духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление
которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.
Очевидна потребность в
совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников,
в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные
концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях
отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного
воспитания
Одна из важнейших задач художественного
образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в
частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств,
нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на
уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, –
научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение
к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»[2].Однако,
как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо
«перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно
разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая
содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы,
и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
«Искусство желает быть услышанным,
оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая
«встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя
и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит
тот самый огонь, что горел и светил автору…»[4]:. Поэтому нравственное воспитание
на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому
человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести,
выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных
ценностей.
Мир бережно сохраняет
вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни.
Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный
субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален
в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который
предполагает поиск «диалогической истины»[5].
Искусство должно
выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик
пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик
должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями,
заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и
страдание.
В России
духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному
становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее
проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это
давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия
мира, своего места в нём.
Особая роль в духовно -
нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети
соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они
получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное
воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать
знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес
детей к познанию.
Проблема духовно -
нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и
противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического
содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье
детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих
программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по
решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их
научно обоснованной апробации.
Кому же, как ни нам,
людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир
Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это,
прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без
этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального
права.
Все программы по музыке
(Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в
общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом,
классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной
жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не
лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее
поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы,
вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного
музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.
Как видно, система
духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе
отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно -
нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности
поликультурных традиций.
Показать учащимся красоту
музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к
музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача
учителя музыки.
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете
исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в
воспитании личности
В прошлом столетии
общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры
молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном,
нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему
решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов
общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.
Мысли о необходимости
более раннего - начинающегося еще до школы - воздействия на формирование
личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще триста
лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие
дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль
выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает
меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».
Основным средством
духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению
Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на
моральные качества человека.
Как и Платон, Аристотель
проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на
этические (действующие на моральные свойства человека), практические
(вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное
состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит
пользоваться.
Музыке, как средству
эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми
остальными объектами чувственного восприятия.
“Ведь даже одна мелодия
без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между
тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не
заключают”[6].
На русской почве идеи
целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале 18 века.
Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов
считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном
формировании личности.
У педагогов было
стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они
подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его
труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание
игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.
В России интерес к
вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной
выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В
дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской
интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и
нравственными вопросами.
Мысль о значении
музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель,
педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства
невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными
гражданами»[7].
В высказываниях
Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме
музыкального воспитания:
« Кто откликается на одну
плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу
не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для
украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду,
кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для
занятий от скуки - тот не человек»[8]. А как полюбить все это?
Белинский отвечает определенно:
« В детях с самых ранних
лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов
человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его
на себе - тем лучше»[9].
Отдавая должное формирующему
влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали
существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что
необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.
Одним из первых в России
предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования
Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и
публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных
статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом
выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления.
Одоевским же были
высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни
воздействующей на формирование ребенка:
«Занимайтесь ребенком,
или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и
всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были
замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно
находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое
впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в
которые ребенок поставлен»[10].
Замечательное
высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к музыкальному развитию
детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал
музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в
общественном организме»[11].
Огромное значение
придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической
науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо
будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: «
Запоет школа - запоет вся страна»[12].
Среди наиболее видных и
последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца 19
века можно назвать:
Е. Альбрехта, К. Вербера,
В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи
Гнесиных. В их работах подчеркивается общественное значение музыкального,
духовно-нравственного воспитания, говориться о необходимости обязательного
повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить
и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально - педагогических
учреждений В. Корганов, как и другие авторы, видит в распространении
музыкального образования в обществе.
Начало 20 века приносит
интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются
первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.
ШАЦКАЯ Валентина
Николаевна- советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического
воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического
воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла
понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.
В. Шацкая одной из первых
в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства
в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетическом развитии
детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных,
культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она рассматривала
музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По
мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными,
а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет
её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие
художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического
руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с
учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.
В. Шацкая была одним из
инициаторов создания в стране детского музыкального радиовещания. Проводила
научные исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии.
Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в
детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни»,
«Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 г. В. Шацкая сотрудничала в художественно-педагогической комиссии Государственного Учебного
Совета (ГУС), где при ее непосредственном участии создавались школьные
программы по музыке.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|