Дидактика
Дидактика
Дидактика как теория обучения .
История педагогики свидетельствует о том ,
что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении
использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное
использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал
свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский
педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт
придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.
В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть
педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности ,
принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.
Функции
дидактики :
1-
Теоретическая
2 – практическая .
Основные категории дидактики
:
Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а
также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства ,
результаты (продукты ) обучения.
(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и
образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых
результатов. )
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по
реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования
, воспитания , осознания и практического применения знаний .
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого
на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают
новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с
учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний
процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная
познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные
знания , необходимые способы деятельности , эмоционально-ценностное и
творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется
развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы
являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5)
результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения
знаний , умений , навыков , способов мышления.
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое
овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его
действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями )
применение усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой
степени совершенства.
Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему
стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.
Содержание – ( обучения , образования ) – система
научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления
, которыми ученики овладевают в процессе обучения .
Организация – упорядочение дидактического процесса по
определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей
реализации поставленной цели.
Форма - способ существования учебного процесса ,
оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения
связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его
осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач
обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса .
Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники ,
классное оборудование и т.д.
Результаты – то , к чему приходит обучение ,
следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели.
Предмет и задачи дидактики :
термин дидактика
происходит от греч. “didactikos” - обучающий .
В современном
понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания ,
которая изучает и исследует проблемы образования и обучения .
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения
.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе
которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется
воспитание и развитие учащихся.
Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных
и научных ценностей , накопленных человечеством.
Дидактика отвечает на вопросы :
-
чему учить
-
как учить
-
где учить
- в
каких организационных формах
Основные
понятия дидактики :
Учебный процесс
Принципы
обучения
Методы обучения
Содержание образования
Формы организации учебной работы и др.
Мысли об
обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (
Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )
Впервые в
истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний , как
педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ . На основе философских
размышлений , теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал
свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
|