Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся
Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся
Введение
Важным условием
повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение
учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности
учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в
педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности,
включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и
методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Среди проблем, которые
оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения,
особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно,
контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От того, как
осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная
дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких
важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Проблема оценки и
оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической
теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества
измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение
результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Если
теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект,
отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных
сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей
образования.
На основе
оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако
во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не
зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная
роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике
становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать
эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в
анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.
Констатировав
определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать
дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций,
консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам
подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки.
Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой
позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как
правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его
учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его
выучить учебный материал.
К сожалению, в
традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения
(имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого
ученик должен был усвоить данный материал.
Поэтому очень
важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно
оценить уровень их знаний.
Цель: определить наиболее
эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи: - определить сущность, роль и
значение контроля;
-
раскрыть виды контроля;
-
выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие
эффективность учебного процесса;
-
разработать ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.
Объект: особенности организации
тематического контроля знаний.
Предмет: роль и значение тематического
контроля, пути и способы его организации.
Гипотеза: чем интереснее и
занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля,
тем эффективнее процесс обучения.
1.
Контроль и оценка успешного обучения
1.1 Контроль как звено учебного
процесса. Объект и функции
контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса
учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль
связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа
ученика и работа
учителя невозможны.
Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные
структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение
и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление)
и измеряется (измерение) тот
материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация,
она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется
ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой
информации с точки зрения задач контроля.
Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла,
значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для
продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют
ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются
от них.
Результаты
оценивания могут быть выражены в баллах — отметках.
Наглядно структурные компоненты контроля можно
представить схематически
(схема 1).
Схема 1
Структурные компоненты контроля
в учебном процессе
Объектом (или содержанием) контроля
может стать все, что относится к учебно-воспитательному процессу.
Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и
задач контроля. В частности, контролируется деятельность учителя и ученика в процессе
обучения. Учитель, проверяя ученика,
выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных
процессов (памяти, логического мышления, воображения). В процессе обучения у
учащихся формируются общеучебные,
специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости,
способности ученика применять знания на практике, творческий подход к
выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение
"совмещать", "сливать" одни навыки с другими.
В
деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его
методы и приёмы обучения учащихся, стиль и приёмы общения.
Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе
позволяет
установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной
деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического
мастерства учителя.
Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет
разные функции, из которых главная — функция обратной связи. Только
лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как реагирует
"обучающаяся система" (класс, группа, ученик) на воздействие
"обучающей" (учитель, ученик-консультант, технические и
электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути овладения
знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в
том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый,
то информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.
Все
остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической
и проверочно-оценочной. Педагогическая
функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая,
развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактическая,
ориентирующая.
Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень
знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим
занятиям, исправляет ошибки и неточности в
его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной
темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает
обращаться к справочникам и энциклопедиям.
Развивающая подфункция
контроля в учебном процессе заключается в том, что учитель через него имеет
возможность постоянно знать уровень умственного развития ученика, успехи или
отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов памяти,
развития мыслительной
деятельности, речи, воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно
проводить работу по совершенствованию
умственного развития и, во-вторых, через это знание лучше учитывать
индивидуальные особенности-развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости
каждого.
Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, а
не знать — стыдно; ожидается контрольная работа и т.п.), начинает
терпеливо овладевать знаниями; когда трудно
— напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения,
в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность,
ответственность, совесть, честь. Школьники
избавляются от таких ложных мотивов, как отметка "любой
ценой", в классе формируется негативное отношение к нечестным приемам
получения высокой отметки – к списыванию, "шпаргалкам", подсказкам, групповому саботажу, третированию отличников. В
процессе контроля складываются межличностные отношения учащихся, формируется
сотрудничество между учениками и учителем.
Сущность диагностической
подфункции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и
пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений
учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты
диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику
обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания
методов и средств обучения.
Ориентирующая подфункция
вытекает из диагностической подфункции. Выяснив сильные и слабые стороны
знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике
собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования
учебного процесса.
Профилактическая подфункция.
Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем
забывается. Это особенно заметно, если знания ученика не были востребованными.
Более интенсивно идет
процесс забывания в первое время после усвоения новой информации. Предупредить
забывание можно путем эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание,
неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической
функции.
Проверочно-оценочная функция контроля
также включает ряд подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы
учителя, к организации
методической работы в школе.
Контроль
в подфункции государственной аттестации результатов учебно-воспитательной работы. Прежде всего,
отметим, что внутришкольный контроль учебно-воспитательной работы есть в то же
время средство аттестации. Администрация школы, а также органы
образования разных уровней всегда
интересуются состоянием успеваемости учащихся своей школы, школ района и т.д.
Кроме того, их интересует, в какой мере удачен учебный план школ различных
типов, доступны ли учебные программы и учебники по разным предметам и для всех
классов и т.д.
Контроль
как средство государственной аттестации выступает в процессе итогового и
заключительного учета. Так, на основании контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших классов
в старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают
соответствующий документ об образовании; им присваивается также квалификация в
ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях; в техникумах и вузах
назначается стипендия (обычная или повышенная). Контрольные и часто —
конкурсные экзамены практикуются при
приеме абитуриентов в вузы и техникумы: проверяется готовность
поступающего для успешного продолжения образования по избранной специальности.
На основании государственной аттестации учащиеся
и студенты получают награды и особые дипломы: золотую и серебряную
медали, свидетельства об успехах по отдельным учебным предметам, диплом с отличием, квалификацию более высокой категории
(более высокий разряд), которые дают их владельцам льготные права при поступлении
на работу или учебу.
Контроль в подфункции государственной аттестации
необходим также для выявления, изучения и обобщения передового и новаторского
педагогического опыта, для его использования в массовой практике учителей.
Таковы основные функции контроля учебно-воспитательной
работы. В
наглядном виде они представлены на схеме 2.[13, с. 486- 490].
Схема2
Основные функции контроля успешности обучения
и развития учащихся
В
начальной школе контроль и оценка имеет следующие функции.
Социальная функция проявляется в требованиях,
предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного
возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие,
включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности
школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер
личности.
В ходе контроля
проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков
установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на
степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно,
плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя
становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей,
родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном
обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования
направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах,
внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего
поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат
сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя
осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала:
полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в
нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для
выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости,
сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для
школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить
проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать,
какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из
учебной программы.
Со стороны
ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности;
что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие
стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо
сформировать.[11, с.109]
Воспитательная
функция
выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и
готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки
учащихся и тревожности.
Правильно
организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными
работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки,
ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.[2, с.54]
Эмоциональная функция проявляется в том,
что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный
фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно,
оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать
поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих",
усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.[6,
с. 87]
Реализация этой
важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что
эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции
школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать
его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты мот быть
изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов
педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе.
Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик
спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит
пути их устранения.
Информационная
функция
является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее
особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и
наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего
этот процесс, так и со стороны ведомого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|