Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни
Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни
Содержание:
Введение
Глава I.Теоретические аспекты проблемы
развития речи детей-сирот
второго года
жизни в игровой дидактической деятельности
1.1.Психологические
особенности детей-сирот 2-го года жизни
1.2.Дидактическая
игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста
1.3.Специфика
использования дидактических игр в процессе развития речи детей второго года
жизни
Глава 2.
Экспериментально-методические особенности развития речи
детей-сирот
второго года жизни в процессе игровой дидактической деятельности
2.1.Реализация и
анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года
жизни
2.2.Проектирование
системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного
словаря детей 2-го года жизни
Заключение
Список
литературы
Приложения
Введение.
Тема
данного педагогического проекта «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот
второго года жизни». Выбор этой темы обусловлен её особенной
актуальностью в современных условиях. Дело в том, что сегодня в России 573 тыс.
детей-сирот. Сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов
для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно
выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Комиссия по делам
женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет
число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. [6, c.4]
Чтобы ребенок
развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому
способствовали — необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со
сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что
государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как
показывает практика, дети-сироты раннего возраста, обычно имеют задержку
психомоторного и речевого развития. [6, c. 38]
Ранний возраст
является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно
речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне
сложно в условиях Дома ребенка. Проблемой развития речи в раннем возрасте
занимались М.И.Лисина, А.В.Запорожец, В.И.Лубовский, А.Г.Рузская, Л.В.Лидак,
Н.М.Аксарина, Е.И.Радина и другие. Всем хорошо известно, что психическое
развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению
констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд
проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в
которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного
развития малюток как основы их дальнейшего личностного становления. Основную
проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема
paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной
из актуальных в теории и практике ранней педагогики и психологии,
играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
В раннем возрасте
ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде
развития. Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить
жизнь ребенка в доме ребенка. Одним из таких средств является игровая
деятельность.
Игра и действие с
предметами—ведущие виды деятельности детей 2-го года жизни. Характер и
содержание деятельности являются объективными показателями умственного развития
ребенка. Но, кроме того, малюткам нравятся дидактические игры, которые способны
увлечь малышей, познакомить с новыми предметами, дают возможность общения со
взрослыми. В дидактической игре ребенок познает мир, знакомится со свойствами
предметов, при этом он много «экспериментирует», проявляет инициативу,
творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление
ребенка, развиваются такие важные качества, как активность, стремление
самостоятельно решить игровые задачи.
Во время
дидактических игр у детей складываются положительные взаимоотношения и со
взрослыми. Они тянутся к тем взрослым, которые с ними занимаются, играют. У
ребенка возникают эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети быстро
перенимают характер отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и
сами начинают проявлять к нему такое же отношение. Уже на 2-м году жизни дети
чутко прислушиваются к оценке их деятельности воспитателем и ориентируются на
нее. [11, c. 7]
Цель педагогического проекта:
спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей
второго года жизни.
Объект
исследования: процесс развития речи.
Предмет
исследования: дидактическая игра как средство развития речи у детей второго года
жизни.
Задачи:
1.
Провести
систематизацию и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
2.
Выявить
возрастные и характерологические особенности детей-сирот раннего возраста.
3.
Изучить
специфику проведения дидактических игр с детьми второго года жизни.
4.
Провести
диагностику уровня развития речи детей второго года жизни.
Гипотеза: возможно систематизация теоретического
материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно
реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей
второго года жизни.
Исследование
проводилось на базе дома ребенка № 3 г.Н.Тагила, в группе детей второго года
жизни.
Методологическая основа
исследования:
для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и
практических методов исследования: анализ философской, психологической,
педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
изучение социального и педагогического опыта; опытно-экспериментальные методы
исследования: психолого-педагогическое проектирование.
Глава I.Теоретические аспекты проблемы
развития речи детей-сирот второго года жизни в игровой дидактической
деятельности.
1.1.Психологические
особенности детей-сирот 2-го года жизни.
Представление
о личности невозможно без представления о роли социального фактора развития.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющий огромный потенциальные возможности.
Как он их реализует, какой личностью он станет, зависит от общества и его
культуры, системы воспитания и обучения, особенностей общения с близкими
взрослыми и собственной активности (деятельности) ребенка.
В доме ребенка
дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения,
которая является для них основой формирования социального поведения. Оказавшись
в доме ребенка, ребенок часто попадает в материально обедненную среду. Такая
среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, особенно
для ребенка в раннем возрасте. В данных условиях специалисты (педагоги,
психологи, врачи) говорят о депривации. [6,
c. 32]
Термин «депривация»
означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения человеком своих
жизненно важных потребностей. Чаще всего это происходит в результате отделения
человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные
последствия. Наиболее существенна психологическая сторона этих последствий:
ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или социума, лишен
ли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически
похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот
наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.
Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных
нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной
эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и
личности.[6, c. 24]
Сенсорная
депривация. Как показывают
многочисленные психологические исследования, необходимым условием для
нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является
достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе
поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира
происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Исследуя
данную проблему, Н.М. Щелованов и его сотрудники установили, что те участки
мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и
начинают атрофироваться. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции,
которая наблюдается в лечебном учреждении, то происходит резкое отставание и
замедление всех сторон его развития, своевременно не развиваются двигательные возможности,
запоздало возникает речь, отмечается торможение умственного развития. [6, c. 25]
Известный
отечественный психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что именно
потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка.
Необходимость
создавать в доме ребенка сенсорно насыщенную среду, признаваемая в наше время
всеми, на деле реализуется примитивно, неполно и однобоко. Так, часто из самых
лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки, в домах
ребенка стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно,
лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т.п. Но это способно устранить
сенсорный голод лишь но время.
Двигательная
депривация. С двигательной
депривацией мы сталкиваемся каждый раз, когда возникает резкое ограничение
движения. Например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы
последствия двигательной депривации для детей. Если ребенок находится в
условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и
возникает компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны
в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п. Эти движения
довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной
сферы. Поэтому, у детей, воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается
состояние глубокой моторной отсталости, из которого можно вывести только с
помощью индивидуальной, интенсивной психолого-педагогической работы со стороны
взрослого. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят. [6, c. 26]
Материнская
депривация. Два момента
составляют непременное условие возникновения у ребенка базового доверия к миру:
теплота материнской заботы и ее постоянство. Необходимость проявления
эмоциональной теплоты, как ни странно, признается далеко не всеми. Часто даже
любящие матери полагают, что детей надо держать в строгости, чтобы они не
избаловались, росли самостоятельными. Последствия такого воспитания часто
печальны: когда детям исполняется 7-8 лет, они часто оказываются клиентами психологических
и медицинских консультаций с жалобами на эмоциональные расстройства. А все дело
в том, что на первом году жизни ребенок нуждается не в принципиальности матери
и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении
материнского тепла, любви, ласки.
Отсутствие
материнской заботы может вести к тяжелым психосоматическим расстройствам.
Поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди, голос матери, возможность
сосания для грудного ребенка столь же важны, как и грудное молоко, определенная
температура воздуха и т.п.
Возвращаясь к
теме данного проектирования, необходимо подчеркнуть, что дети, воспитывающиеся
в доме ребенка имеют ярковыраженную сенсорную, социальную и материнскую
депривацию.
Характер и
особенности течения первых двух периодов позволяют классифицировать адаптацию
по степени тяжести.
Анализируя
формы проявления социально-психологической дезадаптации у детей раннего возраста,
помещающихся в дома ребенка, Э. М. Александровская выделяет следующие наиболее
характерные для них психозащитные реакции:
1)активный
протест (враждебность, плач, привлечение внимания, высокое нервно-психическое
напряжение, агрессивность, гнев)
2)пассивный
протест (пассивное поведение, избегание контактов, уход в себя, слабый или
тихий плач, депрессивное настроение, плохой аппетит и сон)
3)тревожность
и неуверенность в себе (малыш пассивен, но предпочитает приближаться к
взрослым; преобладает тревожность и настороженность; при снижении
эмоционального климата у ребенка появляются тики, энурез). [6, c. 30]
Все
вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что депривация и госпитализм,
отсутствие любви близкого взрослого и психозащитные реакции ребенка – калечат
его психику, что обычно проявляется в задержке темпа психофизического развития
и социальной запущенности.
Второй год имеет особое
значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и
способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной
системы выделяют второй год как особый период раннего детства.
В этом возрасте
увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении
режима дня.
Психическое
развитие ребенка можно разделить на 4 периода:
1-й—от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3
мес.,
2-й — от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6
мес.,
3-й — от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9
мес.,
4-й — от 1 г. 10
мес. до 2 лет. [ 6, c.
52]
Можно выделить
линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это
понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие
игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков
самостоятельности. Естественно, что такое разделение условно, так как каждая
линия развития формируется в связи со всеми остальными. Например, развитие
игры и действий с предметами прочно связано с развитием движений ребенка, а
после 1 г. 6 мес.— и с пониманием речи. Эти линии развития особенно важны в
данном возрасте, так как они являются наиболее сильными, меньше подвергаются
влиянию неблагоприятных факторов (плохой анамнез, заболеваемость, недостаток
педагогических воздействий и др.). Развитие активной речи — линия новая,
наиболее чувствительная к влиянию неблагоприятных факторов, о действии которых
говорит задержка в развитии активной речи детей.
Что же характерно
для сенсорного развития ребенка 2-го года жизни? Ребенок встречается с
разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Особенно много новых
впечатлений дети получают в природе, поэтому важно, чтобы воспитанники дома
ребенка гуляли не только на своем участке, но и выходили за его пределы,
например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу — их окружают яркие
цветы, деревья, животные, птицы. [ 6, c. 53]
Играя с
различными дидактическими игрушками, малыши учатся сравнивать, различать
качества предметов, их форму, величину, цвет. Выделение формы предмета как его
основного опознавательного признака имеет большое значение для развития
восприятии ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать
форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по
образцу предметы такой же формы.
Довольно рано
дети начинают выделять в предметах величину, которая также является для ребенка
сильным, бросающимся в глаза признаком. С этим признаком малыша знакомят прежде
всего при проведении режимных процессов (сравнивая одежду, посуду, овощи,
фрукты); Уже в 1 г. 3 мес. дети, играя с дидактическими игрушками
(вкладышами), различают-. две контрастные величины; в 1 г. 9 мес. подбирают
три-четыре контрастных по величине предмета (а затем и предметы, близкие по
величине). [ 18, c. 26]
К 2 годам дети
подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Здесь
очень важно, чтобы дети поняли задание, поэтому его нужно сделать
мотивированным, например: подобрать варежки, носочки, ботиночки одного цвета,
выбирая их среди пар, имеющих другой, контрастный цвет (к красному носочку
подобрать красный, отличая его от синих и желтых).
Для детей 2-го
года характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания —
животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша
— мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако
нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в
этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно
многим.[18, c. 27]
Прежде всего его
внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки,
машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего
переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок,
ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Дети не
случайно бегут на горку, стоящую у окна,— они любят смотреть на проезжающий
транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только
видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так как его
мышление формируется в деятельности.
Второй год
жизни — это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая
чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень
интенсивно. На 2-м году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого,
понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим
строем языка, начинает пользоваться речью. [18, c. 28]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|