Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на урока...
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на урока...
Курсовая
работа на тему:
«Дидактическая
игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
на уроках математики»
2004
Содержание:
Введение................................................................................. 2
Глава 1. Дидактическая игра как средство
воспитания..... 5
1.1. Роль игры в воспитании личности................................ 5
1.2. Дидактическая игра, как средство
активизации познавательной деятельности младших школьников.................................. 10
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры..... 15
Глава 2. Использование дидактических игр в
учебном процессе. 25
2.1. Цели применения дидактических игр......................... 25
2.2. Применение дидактических игр на примере
обучения математике в начальной школе.................................................................. 26
Заключение........................................................................... 38
Список литературы:............................................................. 39
С древнейших времен педагоги
ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы
и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами
сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более
или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое
ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой –
указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний,
умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на
себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те,
которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности
целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в
экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.
Дети
не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно
не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней
непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она
включается в целостный педагогический процесс.
Ценность
игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая
воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает
воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель
формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные
привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры- таким образом
при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра
является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до
науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные
их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство
ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание
детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе
с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и
сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через
игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных
условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать
что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир
детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат
дидактические игры.
Дидактическая
игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует,
развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично
демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних
начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт
личности.
Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и
пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф.
Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.
Организаторами
методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г. Марц, Н.П.
Булатов и др.
Игра
и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов,
собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.)
являясь тем самым их общей воспитательной целью.
Цель
работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической
игры в обучении детей математике.
Объектом
исследования данной работы являются младшие школьники восьми лет.
Предмет
исследования заключается в обучении детей математике с помощью игры.
Задачи
исследования:
1.
Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в воспитании
личности.
2.Рассмотреть
основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.
3.
Исследовать основные воспитательные условия эффективности игры как средства
воспитания всесторонне развитой личности.
4.
Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их
применения .
5.
Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры.
Дидактическая
игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого
процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том
случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти
правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила
и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти
непосредственно в процессе работы
Дети
любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому
могут служить народные игры правила которых детям известны: «Краски», «Где мы
были мы не скажем, а что делали- покажем», «Наоборот» и др[1].
В
каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре
«Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и
сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему
и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,-
говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько
здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в
такие игры. Проблема процесса обучения заключается в том, чтобы ребята
самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они
сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только
участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Продвигаясь
дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры дополняя их все
большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую
направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия
нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре.
Тонкость
заключается еще в том, что взрослый (будь то педагог или родитель) не должен
перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его управление
игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном
направлении, а сам почти незаметен, в его атмосфере, помимо формирования
самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и
воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое
они испытали в процессе игры- это, составляя сущность педагогического
сотрудничества, должны помочь в разрешении проблем процесса обучения.
Дидактические
игры - одно из средств всестороннего развития личности.
Дидактическая
игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот
следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:
Умственное
воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей
правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам
окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных
профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об
окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей
с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с
содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.),
затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами
производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома,
выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.
С
помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать
полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие
дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать
имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в
предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать,
классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы,
обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой
сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления
разумных отношений в коллективе.
Дидактические
игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется
правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно
выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы
научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.
В
процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной
связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
В
ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Нравственное
воспитание. У дошкольников формируются нравственные
представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как
продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со
сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Особая
роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка принадлежит содержанию
и правилам игры.
В
работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр
является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.
Это хорошо известные практикуемые игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы»,
«День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Самоназвание
игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали
культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались
положительные игровые взаимоотношения. Наблюдая за поведением детей в играх, мы
можем открыть ребенка через его поступки.
Трудовое
воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей
уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание
самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины
помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям
этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов,
железной дороги и др.
Некоторые
навыки труда школьники приобретают при изготовлении материала для дидактических
игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним
относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно
применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это
является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного
отношения к продуктам труда.
Эстетическое
воспитание. Дидактический материал должен соответствовать
гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы
яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения
коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание
детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр
хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое
воспитание. Игра создает положительный эмоциональный
подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного
напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры
развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в
процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также
благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки
ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в
школе.
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя
бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении
с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь
сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные
приметы использования игры в учебной и воспитательной работе.
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников.
В
отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе;
посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто
и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних
целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на
определенном этапе проявляется цель. Игровые действия становятся
целесообразными: приступая к строительству “туннеля” в “горах” или к лечению
“больного” ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в
результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят
цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за
рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится
и не решается.
Однако
если для воспитанника цель – в самой игре, то для воспитателя, организующего
игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний,
формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между
прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной
стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство
целенаправленного формирования личности.
В
наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.
Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность
игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как
деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность
будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых
действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической
задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра
помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку,
уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач,
стимулирует инициативу и творчество.
Все
игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в
зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу
содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым
облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды,
соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат
исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия – считают,
исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.
В
другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую
деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так,
в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную
содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания
по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют
роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете,
узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.
Ясно,
что во втором случае дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в
первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение
дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в
разлтчных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие
игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для
отдыха от напряженной интеллектуальной работы.
В
начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может
осуществлятся с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться
к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки
обозначают эти буквы и т.п.[2]
При
изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся
моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II
классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений
предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры
на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а
главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и
использования в новых ситуациях. Например, на занятиях русским языком для этого
используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему.
На уроках родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как
составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение
мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов,
омонимов, слово исключений и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|