бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики бесплатно рефераты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики



                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                            

                                      АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ











                                          ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЁТ



                            Дидактическая игра как средство развития


            познавательного интереса учащихся  на  уроках математики    










                                                                          Выполнила: учитель математики

                                                                                               средней школы № 53

                                                                                                   г. Астрахани

                                                                       КАЛИКИНА ЛИДИЯ ФИЛИМОНОВНА








                                                        Астрахань, 2005






            Введение………………………………………………………………………. 3

           ГЛАВА 1. Психолого- педагогическое обоснование проблемы…………….3

1.1.    Познавательный интерес как важный компонент

            внутренней   мотивации школьника к   учению……………………………  3

1.2.          Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка……… 5

1.3.          Типология учебных игр. Дидактическая игра как

            средство развития познавательного интереса учащихся……………………8

          ГЛАВА 2.  Практическое применение дидактической игры как средства

           развития познавательного интереса учащихся на уроках математики…….16

                         2.1.   Технология обучения математике с применением   

.        дидактических игр……………………………………………..16

2.2.          Организация экспериментального исследования……………20

2.3.          Анализ  результатов. Выводы…………………………………23


         ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

         ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25

         ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………

1.     Анкетирование в 5-ом классе.

2.     Анкетирование в 6 -ом классе.

3.     КВН для 5-х классов и кодированные примеры.

4.     Урок - путешествие в страну дроби ( 5 класс).

5.     Игра «математик - бизнесмен» ( 5 класс).

6.     Математический утренник «Путешествие на фрегате капитана Единицы». (5 - 6 класс).

7.     Своя игра (7 класс). Смотр знаний по математике.

8.     Урок - КВН (8 класс). Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

9.     Общественный смотр знаний по геометрии в 8-ом классе.

10. Урок - игра в 10 классе «Восхождение на пик производной»

















                                                                                                 

         ВВЕДЕНИЕ                                                        

                                                                    

                                                                       « Предмет математики настолько серьёзен,

                                                                        что надо не упускать случая сделать его

                                                                         занимательным».    

                                                                                                       Б.Паскаль.



       Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово  «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.

 Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ  наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна  научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они  постепенно складываются в ходе самого мышления» ( С.Л.Рубинштейн)

 Цель моей работы – показать, как средствами игры помочь развить у

учеников познавательный интерес, что на уроках математики нескучно,

соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

 

  Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

                                                   ПРОБЛЕМЫ


 1.1     Познавательный интерес как важный компонент внутренней      мотивации      школьника к учению.

     Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике

занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес-это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому  

 или иному учебному предмету.

     Каждый вид деятельности учащихся в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на

том или ином уровне.

     А.К.Маркова различает две большие группы мотивов учения:

познавательные ( широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) и социальные(широкие и узкие или позицион-

ные, мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает опре

делёнными характеристиками(содержательными и динамическими), сочетается и с другими побуждениями и потребностями в учебной 

деятельности учащихся.

  

Конкретными  мотивами учебной   деятельности школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познава –

тельный интерес,который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения.

             Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

  

   Уровень                                  Диагностические признаки


I                                  Интерес почти не обнаруживается(за исключением реакции на яркий и

Отсутствие                     занимательный материал), безразличное или отрицательное отношение

 интереса                                            к решению любых учебных задач


       II                                  Положительная реакция только на новый материал, касающийся конкрет

                                        ных фактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом, 

Реакции на               возникающие вопросы. Кратковременная и неустойчивая активность

новизну

    III                            Положительная реакция на новый теоретический материал, частые  вопро

                                       сы. Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный    

Любопытство            


     I V                      Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в её

 Ситуативный         решении. Попытки самостоятельно найти способ решения задачи и довести

учебный интерес    её до конца. Исчерпывание интереса после решения задачи

       V                             Интерес к общему способу решения целой системы задач в пределах изуча-

Устойчивый           емого материала. Охотное включение в процесс решения  учебных задач.

                               Длительная и устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых при                         

учебно-познава-   менений найденного способа решения

тельный интерес        

     VI                            Ориентация на общие способы решения систем независимо от внешних

Обобщённый                требований, выходит за рамки изучаемого материала.

учебно-познава -       Постоянное проявление интереса и творческого отношения к общему спо-

тельный интерес        собу решения задач, стремление получить дополнительные сведения,

                                          мотивированная избирательность интереса                                           

Второй,третий и четвёртый уровни познавательного интереса характерны

для младших школьников, у которых  он неустойчивый, непосредствен-

ный, вращается вокруг узкоконкретного содержания его жизни. Пятый

уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес

 

становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для

старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные

для того или иного предмета, необходимого им в будущей профессии.

  Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими

знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с

математическим содержанием. Занимательная задача- это та, которая

вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием

необычайности сюжет задачи, необычности формы её подачи. Решение

таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик,

развивает их любознательность. Занимательность характеризуется

новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием  прежним представлениям.     Задача, казалось бы очень простая:

                                                       Играя, учить  и учиться, играя…

 А так ли уж проста?

  1.2.            Игра и её роль в психическом развитии ребёнка

  Что же такое игра?  В толковом словаре русского языка приводятся

 Значения слова «играть» (игра определяется  как «действие по глаголу

 играть»: «развлекаться, забавляться…Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение,

 удовольствие одним только участием в нём».

     В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П.И. Пидкасистый и

 Ж.С. Хайдаров давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он дейст

вительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на

очевидный всем результат». У Г.К. Селевко определение игры таково:

«Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на вос-

создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

    В 30-е годы, проводя  исследования  обозначения игры на разных языках(японском, латинском, семитском, германском и др.),  J.Huizinga

(Й. Хейзинг) отмечает, что в некоторых языках таких слов нет, а есть 6.

лишь разные слова для обозначения игр детей( греческий, китайский, санскрит), например, соревновательные  игры, игры- представления,

азартные игры и т.п. Научного единого общего для всех определения игры до сих пор нет и все исследователи(биологи, этнографы, психологи)

отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры,

определённой реальности и места игры, которое она занимает в ней.

   А что история? Рассмотрим известные подходы к игре в историческом аспекте. Одна из теорий - теория К. Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребёнка она составляет главное содержание его жизни». Свою теорию он развивает как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека,

Прирождённые реакции…являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Альтернативной позицией на теорию К. Грооса была теория игры

Ф. Бойтендайка. Он утверждал, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают независимо от

упражнений, которые не считал игрой.

    В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют, а Ф. Бойтендайк –

на вопрос, почему они играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др.считали,

что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.

    Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса(игра как

упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

    В теории игры К. Коффки игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребёнка. Мир ребёнка похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое  мистическими свойствами. Такое обращение с вещами характерно только для детства.

    Близок к такой позиции и  Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как

бы  посредником  между аутистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.

    Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда.

Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, ме-

няют свою  природу, и он  активно управляет ими.

   А.Адлер, исследуя игру, показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он  выделил 8 функций

драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребёнка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещённых побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить своё Я; отражение роста, развития, взросления ребёнка; разрешение в игре своих проблем.

    По мнению Э.Берна игра передаётся от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр зависят от культуры, социального класса семьи. Социальное значение игры состоит в том, что люди приходят к играм, чтобы отвязаться от скуки и не подвергать себя опасностям.

    Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом  изменилось отношение к

Игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных

предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой

цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим  и

отталкивающим по существу и по форме».

    Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Коптерев уделяет развитию органов чувств. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха,

Рук, ног; ни одно движение противной партии, даже ни одно её намерение, не должны ускользнуть от наблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки и сейчас должны быть введены контрмины и атаки». Следует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.

    В 30-е годы в советской психологии исследованиями игры занимались

М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад  внёс Л.С. Выготский. Он отмечает, что игра дошкольника –это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры

Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего

Обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». 

     В книге Д,Б. Эльконина»Психология игры» автор определяет игру так:

«Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются.

социальные отношения между людьми вне условий непосредственно

утилитарной деятельности».

В теории Л.С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая

фиктивные точки идентификации – центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми.

    Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит  и использование  игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка. Д.Б. Эльконин писал  о том, что у некоторой части

Страницы: 1, 2, 3