бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет бесплатно рефераты

Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет

Курсовая работа

Дидактическая игра как средство воспитания

звуковой культуры речи детей 4-5 лет

Оглавление

Введение

1. Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

1.1 Подходы к изучению проблемы звуковой культуры речи: теория и современность

1.2 Особенности звуковой культуры речи детей 4-5лет

2. Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

2.1 Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

2.2 Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

2.3 Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи

Заключение

Список литературы

Приложение дидактические игры


Введение

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.

Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использования дидактические игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности. Проблема определила тему курсовой работы: Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Таким образом, объект – воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет.

Предмет – использование дидактической игры как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель: изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.                 Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

2.                 Дать характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 4-5 лет.

3.                 Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.

4.                 Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 4-5 лет.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.

В главе « Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» представлены различные точки зрения о проблеме звуковой культуры речи. Во второй « Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» анализируются работы ученых, психологов и логопедов, изучавших звуковую культуру речи детей дошкольного возраста А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлов, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Ржевкин, а также рассматриваются особенности звуковой культуры речи детей 4-5 лет, методы и приемы воспитания. В этой главе раскрывается сущность понятия «дидактическая игра», ее структура, рекомендации по организации игры.

В приложении представлены дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи детей 4-5 лет.

звук речь дидактическая игра

1. Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста


1.1 Подходы к изучению проблемы звуковой культуры речи: теория и современность

В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

В связи с этим будет не лишним обратиться к результатам исследования, проведенного А.И. Максаковым. Ученый выяснил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы.

Первая хорошо воспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно это дети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильным произношением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).

Вторая группа улавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но не сразу, в момент речи, а пир прослушивании записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже – искажение.

К третьей группе относятся дети, имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко улавливают своей и чужой речи как в момент их произношения, так и входе прослушивания магнитофонной записи. Они не правильно произносят несколько звуков из разных фонематических групп.

Четвертая группа – это дети, не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этом количество нарушенных звуков отличается вариативностью.

Дальнейшие исследования показали, что дети из первой и второй дифференцированных групп, в отличие от их сверстников из третьей и четвертой групп, демонстрируют более высокие результаты обучения не только по разделу « воспитание звуковой культуры речи», но и « обучение грамоте».

Например, А.И. Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи (при их отсутствии и замене), испытывают затруднения и в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. [3, 5]

Штерн классифицировал недостатки речи по трем категориям. К первой относятся те, которые присущи всем детям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития; ко второй категории относятся и неправильностями в развитии механизмов речи, и к третьей – приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.

По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорит следующее:

« Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано память. Отсюда проистекают, произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:

1)                сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребенка еще недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только глубоко общее усваивается;

2)                апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обусловливает неодинаковое отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в частности;

3)                моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуком;

4)                ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевого восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти.

Речевые рефлексы приобретаются ребенком в результате одновременной деятельности слуховых, зрительных, двигательных, кинестетических, кожных и вибрационных анализаторов. Такую уравновешенную систему внутренних процессов И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению грамоте определяется, в том числе возможностью осознания ребенком звукового строя языка. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формировать у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со второй – четвертой недели жизни, в семь – одиннадцать месяцев уже откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. [18, 71]

К концу первого года жизни словарь становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку – фонемы, входящие в его состав (Н.Х. Швачкин). Далее фонематическое развитие происходит, бурено, опережая артикуляционные возможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Дети в два и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш] на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь] и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

В пять лет ребенок может, чисто произносить все звуки речи. Но задания на повтор трех сложных по звучанию слов (бак – бык; миска – мишка мышка), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па, ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняет с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется в произношении. Но только в фонематических сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях. При произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль. Если ребенок не имеет специальной подготовке, он не сможет в дальнейшем грамотно писать и читать.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их прогорании». Он же указывает: « под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различной роли звука,3) выделение основных качественных характеристик звука». [18, 73]

Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимость организации специального обучения). Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая (порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от одного года до четырех лет, звуковой анализ – более поздним возрастом (возрастной фактор). Так же фонематическое восприятие – способность различить особенности их устно, звуковой анализ – способствует то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в переод от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и определение его отличия среди других.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции побуждает ребенка « заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, « безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

В работах Л.Е. Журовой, Г.А. Тумаковой установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние дети легко овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии.

Проблемы, существующие у детей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будут влиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучаться учеными.

Именно поэтому общий культурный уровень человека может определить по выбору им и использованию тех или иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при их восприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древние времена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.

Страницы: 1, 2, 3