Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет
Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет
Курсовая
работа
Дидактическая
игра как средство воспитания
звуковой
культуры речи детей 4-5 лет
Оглавление
Введение
1. Воспитание звуковой
культуры речи детей дошкольного возраста
1.1 Подходы к изучению проблемы
звуковой культуры речи: теория и современность
1.2 Особенности звуковой культуры
речи детей 4-5лет
2. Возможность дидактической игры в воспитании
звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.1 Характеристика средств воспитания
звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.2 Дидактическая игра - как средство
воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации к
проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Заключение
Список литературы
Приложение дидактические игры
Введение
Поступление в школу
является важным моментом в жизни каждого ребенка.
Полноценная речь ребенка
является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по
воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание.
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей
дошкольного возраста.
Звуковая культура речи
детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя
фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую
дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности
(мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской
речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Формирование звуковой
культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной
речевой среды.
Систематическая работа
над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу
в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство
устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают
исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к
звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза
хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно
оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях
массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо
развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее
гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не
превратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрасте
наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра.
Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании
детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
Дидактическая игра
(игра обучающая) –
это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Они впервые были
разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и
формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомым
играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения
детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон
речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) -
необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровые
упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть
положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по
своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и
наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной
активности.
Таким образом, тема актуальна
тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность
проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом
и видится основная проблема – как достичь эффективного использования
дидактические игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка,
ведь игра – основной вид его дельности. Проблема определила тему курсовой
работы: Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи
детей 4-5 лет. Таким образом, объект – воспитание звуковой культуры речи
детей 4-5 лет.
Предмет – использование дидактической игры
как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Цель: изучение роли дидактической игры в
воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Изучить
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания
звуковой культуры речи у дошкольников.
2.
Дать
характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
3.
Изучить средства
воспитания звуковой культуры речи.
4.
Систематизировать
дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 4-5 лет.
Структура курсовой работы
представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и
приложением.
В главе « Воспитание
звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» представлены различные точки
зрения о проблеме звуковой культуры речи. Во второй « Возможность дидактической
игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
анализируются работы ученых, психологов и логопедов, изучавших звуковую культуру
речи детей дошкольного возраста А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлов, Н.Х.
Швачкин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Ржевкин, а также рассматриваются особенности
звуковой культуры речи детей 4-5 лет, методы и приемы воспитания. В этой главе
раскрывается сущность понятия «дидактическая игра», ее структура, рекомендации
по организации игры.
В приложении представлены
дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
звук речь
дидактическая игра
1. Воспитание звуковой
культуры речи детей дошкольного возраста
1.1 Подходы к изучению
проблемы звуковой культуры речи: теория и современность
В понятие звуковой
культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое
произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также
речевой слух.
Формирование звуковой
стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени
сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их
взаимодействия между собой в речевой практике.
В связи с этим будет не
лишним обратиться к результатам исследования, проведенного А.И. Максаковым.
Ученый выяснил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четыре
группы.
Первая хорошо
воспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно это
дети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильным
произношением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).
Вторая группа
улавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но не
сразу, в момент речи, а пир прослушивании записи на магнитофоне. Они имеют
недостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены
звуков, реже – искажение.
К третьей группе
относятся дети, имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них
звуки они одинаково четко улавливают своей и чужой речи как в момент их
произношения, так и входе прослушивания магнитофонной записи. Они не правильно
произносят несколько звуков из разных фонематических групп.
Четвертая группа – это
дети, не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют
недостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этом
количество нарушенных звуков отличается вариативностью.
Дальнейшие исследования
показали, что дети из первой и второй дифференцированных групп, в отличие от их
сверстников из третьей и четвертой групп, демонстрируют более высокие
результаты обучения не только по разделу « воспитание звуковой культуры речи»,
но и « обучение грамоте».
Например, А.И. Максаков
доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и
чужой речи (при их отсутствии и замене), испытывают затруднения и в анализе
слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. [3, 5]
Штерн классифицировал
недостатки речи по трем категориям. К первой относятся те, которые присущи всем
детям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития;
ко второй категории относятся и неправильностями в развитии механизмов речи, и
к третьей – приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.
По поводу недостатков
речи первой категории Штерн говорит следующее:
« Каждое через подражание
усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть
произнесено и удержано память. Отсюда проистекают, произнесено и удержано
памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:
1)
сенсорные ошибки,
обоснованные тем, что восприятия ребенка еще недостаточно дифференцированы, а
потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только глубоко общее
усваивается;
2)
апперцептивные
ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обусловливает неодинаковое
отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в
частности;
3)
моторные ошибки:
артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобы
правильно произносить определенные звуки или сочетания звуком;
4)
ошибки
воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему
речевого восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные
ошибки памяти.
Речевые рефлексы
приобретаются ребенком в результате одновременной деятельности слуховых,
зрительных, двигательных, кинестетических, кожных и вибрационных анализаторов.
Такую уравновешенную систему внутренних процессов И.П. Павлов назвал
динамическим стереотипом.
Обучение детей
правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых
динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток
коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить
параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению
грамоте определяется, в том числе возможностью осознания ребенком звукового
строя языка. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу,
то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены
в определенной последовательности.
Звуковой анализ является
высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и
различать звуки речи (фонемы). Эта способность формировать у детей постепенно,
в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки
со второй – четвертой недели жизни, в семь – одиннадцать месяцев уже
откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное
значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. [18, 71]
К концу первого года
жизни словарь становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на
его звуковую оболочку – фонемы, входящие в его состав (Н.Х. Швачкин). Далее
фонематическое развитие происходит, бурено, опережая артикуляционные
возможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни
ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Дети в
два и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш]
на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь] и наоборот, не замечают своего
неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую
структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, что
свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического
восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией
произношения вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение
не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
В пять лет ребенок может,
чисто произносить все звуки речи. Но задания на повтор трех сложных по звучанию
слов (бак – бык; миска – мишка мышка), слоговых рядов с согласными звуками,
оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па,
ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты,
мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняет с
многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о
том, что при внешне благоприятной картине формирование фонематического
восприятия не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется в
произношении. Но только в фонематических сложных комбинациях, которые редко
встречаются в самостоятельных высказываниях. При произношении слов с
чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка,
учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль. Если ребенок не имеет
специальной подготовке, он не сможет в дальнейшем грамотно писать и читать.
Д.Б. Эльконин определяет
фонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умение
производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их прогорании». Он же
указывает: « под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и
звуков в слове, 2) установление различной роли звука,3) выделение основных
качественных характеристик звука». [18, 73]
Фонематическое восприятие
(если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а
звуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимость
организации специального обучения). Фонематическое восприятие – первая ступень
в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая
(порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в
период от одного года до четырех лет, звуковой анализ – более поздним возрастом
(возрастной фактор). Так же фонематическое восприятие – способность различить
особенности их устно, звуковой анализ – способствует то же самое, чтобы
воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).
По данным Р.Е. Левиной,
Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в переод от одного года до четырех лет развитие
фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной
стороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность
передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость
артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ
звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с
другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в
основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное
произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б.
Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует
рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и
определение его отличия среди других.
В поступательном развитии
фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких
звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших
нюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство
артикуляции побуждает ребенка « заострить» слуховое восприятие и
«руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой
дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс
дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин,
Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)
Одновременно с развитием
фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение
произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при
правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, « безусловно, правильно
мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
В работах Л.Е. Журовой,
Г.А. Тумаковой установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние дети
легко овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе
или четверостишии.
Проблемы, существующие у
детей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будут
влиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучаться
учеными.
Именно поэтому общий
культурный уровень человека может определить по выбору им и использованию тех
или иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает
звуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при их
восприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древние
времена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.
Страницы: 1, 2, 3
|