Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Министерство
образования и науки российской федерации
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Сыктывкарский Государственный университет
Кафедра педагогики
Квалификационная работа на дополнительную специальность
«Преподаватель»
Дидактическая игра как средство
развития творческой и познавательной активности школьников
Научный руководитель:
к. б. н., доцент каф. зоологии Голикова Е.А.
Выполнила:
студентка 252 группы Ивашева Н.В.
Сыктывкар 2008
Содержание
Введение
Глава 1.
Обзор литературы
1.1
Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности
школьников
1.2
Классификация дидактических игр
1.3 Примеры
игр и игровых моментов на уроках биологии
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список
литературы
Введение
Человек играет только
тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком
лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер
(Конюшко и др., 2004)
В современном мире
высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и
переработки информации. По данным учёных, за один 2000 год научных открытий
было сделано в шесть раз больше, чем за шесть предыдущих лет. Человек буквально
летит стрелой по жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения,
не исключение и образование.
Использование
дидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы
«Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у
учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить
главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться,
большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный
ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько
раз превышающий обычный урок (Алексеева, 2006).
Проведение
игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных
учащихся, так и слабо знающих материал (Безух, 2005).
Повышение активности
учащихся достигается совокупностью методов организации и управления
учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.
Активные формы и
методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы,
творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения
подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы
подразделяются на неигровые и игровые.
Игра
– один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как
приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств
личности.
К
сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда
используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё
классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в
своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре,
отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и
указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников.
«Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую
семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр
одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский (цит. по: Алексеева, 2006).
Это
высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная
функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать
процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не
выучиться.
Школьная
практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма
обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики,
психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс
(Алексеева, 2006).
Игра будит мотивацию
ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из
злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до
автоматизма, а маленький человек понимает, что одних навыков недостаточно,
необходимы знания и умения. Но всё это при условии, что роли распределены
равномерно, и учитель - не давящий авторитетом всезнайка, а друг, готовый в
любую минуту помочь(www.первое сентября.ru).
Объект:
учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: дидактические
игры.
Цель: изучение учебной
игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной
активности учащихся.
Задачи:
-
сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической
деятельности;
-
выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;
-
выделить типы игровых уроков;
-
применить элементы игры на уроке биологии.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и
познавательной активности школьников
Понимание того, что творческое
мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в
коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать
новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к
появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми.
Они сочетают в себе в разных соотношениях проблемный, поисковый и
исследовательский методы, а по организации обучения - семинарскую и
практическую формы (Зайцев, 1999).
Учебная
игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она
включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо
воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С
одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с
другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона,
возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов
человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение
спокойствия, облегчают общение (Алексеева, 2006).
Игра наряду с трудом и учением - один
из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление
поведением.
В человеческой практике игровая
деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную,
игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции
и социализации (Селевко, 1998).
Огромное
положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально –
пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные
исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой
ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно
недоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).
Когда
же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и
формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в
установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для
преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего
усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют
уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач (Гринченко,
2002).
Игровую форму можно отнести к
групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения
материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное
запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности (Тарасова и
др.,2004).
Исследования
психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий
интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же
такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать
добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем
они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес,
возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному
процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней
стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов
отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка.
Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных
научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка
медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006).
«А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в
плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не
может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает
В.Ф. Шаталов (цит. по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детства
соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает
свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для
ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные
психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль
утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с
работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача,
трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение
преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста
привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных
процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность,
сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение
различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о
его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий
характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое
действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он
незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры
представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом (Алексеева,
2006).
Дидактические игры на
уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особой
материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени
самостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на
таких уроках складывается из следующих операций:
-
обозначение времени;
-
определение места (расстановка парт, формирование групп);
-
подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационные
материалы);
-
ролевое распределение;
-
внесение элементов новизны;
-
эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
-
общее руководство.
Ученикам нравится не
только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко
изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются
с многих сторон, в полноте их свойств.
В играх применяются как
верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического
мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется
возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих
знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается
творческий потенциал школьников (Смирнова, 2005).
Эффективным средством развития творческих способностей
учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя,
учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут
глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые
ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических
знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная,
конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения,
в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других
участников игры (Конюшко и др., 2004).
Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя
использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Только
опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на
получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление (Янковский, 2007).
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно
для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры
могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию
нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками
других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом,
ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулирования
творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная,
творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример
творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний,
поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы
«мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель
контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих
проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников
(Янковский, 2007).
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1.
Игра – форма
деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор
для личной активности и творчества.
2.
Игра должна быть
построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры
4.
Игра должна
основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
5.
Игра должна быть
доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным
(Алексеева, 2006).
6.
Игры должны соответствовать
определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям,
умениям, навыкам, требованиям стандарта.
7.
Игры должны
соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности
учащихся и их психологических особенностей.
8.
Игры должны
базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения
(Янковский, 2007).
Исходя из требований
можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
-
вызвать интерес к
теме;
-
спровоцировать
потребность работы с учебной литературой;
-
направить
мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса (www.первое сентября.ru).
1.2 Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые
технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив
игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но
делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков
есть и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в
системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их
связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний
(уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-исследования) (Конюшко и др., 2004).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|