Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Камчатский
государственный университет имени Витуса Беринга»
Реферат
Диагностика
психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Содержание
1 Характеристика детей с
речевыми нарушениями
2 Психологическая
готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
3 Обзор диагностических
методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности
дошкольника к школе
4 Советы логопеда родителям
Список литературы
1. Характеристика детей с
речевыми нарушениями
Дети с
нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном
слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут
проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности
словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Наличие у
первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
Формирование
грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей
возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из
важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных
учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь
ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток
на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать
дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми,
застенчивыми, раздражительными.
Для
воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению
ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно
круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его
речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о
значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку
нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух
(недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится
правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники
пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников
младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой
процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения
дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у
которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения
одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи
обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети
правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,
связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Школьники с
несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические
процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или
артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л).
Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой
уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками
анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления
вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при
чтении и письме).
У школьников
наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие
фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее
недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме,
ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей
произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко
выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен,
грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими
ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики
характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении
грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны
разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
2. Психологическая готовность
к школьному обучению детей с нарушениями речи
Переход к
начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием
здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют
те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют пограничные (негрубые)
нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой
патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность,
повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих
функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма,
затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.
Вот чем
обосновано отношение не просто к формированию готовности к обучению в школе, а
к готовности как результату деятельности. И главная задача состоит в том, чтобы
подготовить детей с нарушениями речи и перевести на новую образовательную
ступень, в школу.
Классики
отечественной педагогики и психологии, такие как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,
Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, З.М. Истомина, Л.Н. Леонтьева, Е.Е. Кравцова и т.д.,
указывали, что проблема сущности готовности к школе очень актуальна.
Психологическая
готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого
лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми
определяет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении у
ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику
социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для
установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам
и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства
партнера и т.д.
У детей,
поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее
недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые речевые расстройства
носят системный характер: страдает речь как целостная функциональная система,
нарушаются все ее компоненты (фонетико-фонематическая сторона, лексика,
грамматический строй).
Нередко
стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими,
психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому
проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких
детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению,
своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том
числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность
действовать в рамках задания.
Дети, имеющие
системные нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они
упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность
к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Итак, дети с
нарушениями речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и
логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно
осуществлять переход от ведущей игровой к учебной деятельности.
В число
основных компонентов коррекционного воздействия по формированию на
логопедических занятиях психологического новообразования — произвольности
коммуникации — входят:
•
сюжетно-ролевые игры;
• игры с
правилами;
• игры и
упражнения, моделирующие учебные задания.
1. Сюжетно-ролевые игры
Сюда входят
привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения
действовать адекватно поставленной цели и т.д. В формировании целевого
компонента игры особенно велика роль речи, в первую очередь ее планирующей
функции. Здесь можно рекомендовать следующие задания:
·
пересказ
по готовому образцу. Замысел и программы высказывания уже заданы. Требуется
только повторить высказывание за логопедом и сличить его с образцом;
·
составление
плана рассказа в картинках. Задание должно обучить самостоятельно ставить
промежуточные и выделять главные цели задания;
·
составление
рассказа по серии картин. При выполнении надо вербализовать готовую программу,
а затем, опираясь на нее, построить высказывание;
·
составление
рассказа по опорным словам. Здесь особое внимание следует уделить анализу
сюжетных картин, выделению в них самого существенного.
·
"Глагольное
лото". На больших карточках нарисованы персонажи, совершающие различные
действия. Те же изображения сделаны на маленьких карточках. Логопед по очереди
берет маленькие карточки и называет показанные на них действия. Дети должны
найти эту ситуацию на своей карте, назвать ее и закрыть изображение фишкой.
·
"Покажи
и назови". Дети должны воспроизводить действия, соответствующие тому или
иному персонажу (сказочные герои, различные животные, насекомые), называть их.
·
"Кто
знает — пусть дальше продолжает". Дети обучаются вербализации каждой
операции, выполнению цепочек действий в определенной последовательности.
Логопед предлагает ситуации ("кормление": "Сначала я постелю на
стол салфетку..."; "уход за растениями": "Я наливаю в лейку
воду..."), а дети последовательно продолжают дальнейшую цепочку действий и
по требованию логопеда проговаривают каждое из них.
·
Моделирование
отношений между персонажами
Сюда входит
ряд действий:
- чтение
художественной литературы, рассматривание иллюстраций к ней. Акцент делается на
характеристике персонажей, их взаимоотношениях;
- анализ
взаимоотношений между героями произведений;
- анализ
логопедом ролевого поведения детей, наблюдаемого в их совместных играх;
- привлечение
детей к анализу ролевого поведения своих партнеров по игре;
- поочередное
выполнение детьми разных ролей в одной и той же игре;
- обсуждение
правил реализации роли до начала игры;
- участие
логопеда в играх детей для демонстрации ролевого поведения.
·
Большое
значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет
скюжетно-ролевая игра "Школа". Каждый ребенок должен обязательно
побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять
позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе.
Логопед показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их
слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и
целям коллективной.
2. Игры с правилами
В литературе
отмечается, что игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. В них
нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя
позиция и образ действия, оговоренный правилами. Умение выработать такую
позицию, устойчиво ее удерживать и действовать адекватно формируется в
предшествующей играм с правилами сюжетно-ролевой игре.
Е.Е. Кравцова
предлагает использовать определенные методические приемы для формирования
кооперативно-соревновательного уровня общения:
- совместная
деятельность-игра, при которой дети должны согласовывать свои действия при
решении общей задачи;
- наблюдение
логопеда за совместной игрой детей, обучение их взаимодействию, подсказки,
советы, помощь;
- введение в
игру детей-болельщиков, которые поддерживают одного участника или команду,
помогают играющим установить соревновательные отношения;
- введение
ребенка-управляющего, который "дирижирует" игрой сверстников, но сам
не принимает в ней участия;
- введение
двух детей-управляющих с взаимно противоположными позициями, которые должны
решать единую игровую задачу, сохраняя соревновательные отношения;
- обучение
ребенка выполнению роли одновременно двух партнеров с взаимно противоположными
интересами, формирование у него умения рассматривать сложившуюся ситуацию с
разных сторон. Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные
(групповые, командные, игры-поединки, сюжетные, музыкальные и др.).
а) Подвижные
игры
Подвижные
игры условно (по физической нагрузке) можно разделить на три группы: игры
большой, средней и малой подвижности.
Ø "Бирюльки"
(игра малой подвижности).
Двадцать
палочек, длиной с карандаш, в беспорядке в кучку сложены на столе. Надо
поочередно по одной взять из кучки десять палочек так, чтобы не затронуть
другие. Кому это удастся, тот и выигрывает.
Ø "Мяч среднему"
(игра средней подвижности).
Дети,
разделившись на группы, образуют три или четыре круга. В каждом кругу игроки
становятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в стороны рук), перед их
носками проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружком, выходит
водящий с мячом. По сигналу руководителя водящие начинают поочередно бросать
мяч игрокам и ловить его. Получив мяч от последнего по порядку игрока в круге,
водящий поднимает мяч вверх, показывая, что переброска закончена.
При
перебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а стоящие по
кругу не имеют права заступать за его черту. Игрок, уронивший мяч, должен
поднять его и перебросить в установленном порядке соседу по кругу.
Ø "Кто быстрее"
(игра большой подвижности).
Играющие
становятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая
черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн)
кружочка. В каждый кружочек кладется по палочке или чурке. По команде
руководителя ("Внимание! Марш!") головные игроки в колоннах бегут до
своих кружочков, три раза ударяют палочками о землю и возвращаются обратно,
стараясь быстрее занять свои места в колоннах. Прибежавший первым выигрывает.
Затем так же бегут вторые, третьи и остальные игроки.
Выбегая из
колонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков.
Постучав палочкой, надо ее оставить в кружочке.
б) Игры с
предметами
Ø "Похож — не
похож". Здесь детей обучают сравнивать предметы, замечать признаки
сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность,
мышление, речь.
Ребенок
должен обнаружить два предмета и доказать их сходство. Отвечает тот, на кого
укажет стрелочка.
Ø "Вершки и
корешки". Здесь должны быть закреплены знания о том, что у овощей есть
съедобные корни (корешки) и плоды (вершки), у некоторых овощей съедобны и
вершки и корешки. Дети должны научиться составлять целое растение из его
частей.
На столе
лежат вершки и корешки овощей. Дети делятся на две группы: одна группа
называется вершки, а другая — корешки. Члены первой группу берут по вершку,
второй — по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши) все начинают бегать
врассыпную. По сигналу ("Раз, два, три — свою пару найди!") дети
быстро находят себе пару: к своему вершку — корешок.
Искать свой
вершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в
пару все время нельзя, надо искать другую пару.
в) Настольно-печатные
игры
Ø "Собери
картинку". Детей учат составлять целую картинку из отдельных частей
(10—12); на картинках изображены различные виды сельскохозяйственного труда.
Воспитатель
рассматривает с детьми картинки (тракторист пашет землю, птичница кормит кур,
колхозники убирают овощи и т.п.) и объясняет правила игры. Сложить картинку
надо быстро. Начать и закончить игру следует по сигналу — звонку колокольчика.
Детям
раздается по одной разрезной картинке. По сигналу они выбирают из стоящей на
столе коробки нужные части. Кто первым сложит картинку и скажет, что на ней
изображено, получит фишку.
Ø
"Где
это можно купить?" У детей закрепляются знания о том, что разные товары
продаются в разных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных
("Овощи-фрукты", "Булочная", "Молоко";
"Обувь", "Одежда", "Ткани", "Детский
мир", "Спорт"). Дети обучаются различать магазины по их назначению,
ориентироваться в окружающей обстановке; активизировать словарь.
Игра
заключается в том, что дети соотносят предметы, изображенные на маленьких
картинках, с названиями магазинов на больших карточках и, закрывая
соответствующие клеточки, вслух говорят вид магазина и товары (по типу
"Лото"). Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все
клеточки.
г) Словесные
игры
Ø
"Кто
ты?" У детей развивают слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Страницы: 1, 2
|