Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание
Введение
1 Актуальность работы социального педагога в школе в
современных условиях
2
Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
3 Взаимодействие школьного социального педагога с
другими работниками школы и с семьями учащихся
4 Основные формы, методы работы, документация, права и
обязанности школьного социального педагога
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы
социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности,
подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у
детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения
(толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед
школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной
работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.
В
сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с
детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой
среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.
Это означает, что главной сферой деятельности социального
педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера
человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных
условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту
жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским
окружением и цель его деятельности – организация профилактической,
социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи
практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера
деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с
социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных
институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
В зависимости от профиля местом работы социального
педагога могут быть:
·
социально-педагогические службы
образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных
коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназийх, школ-интернатов,
детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);
·
социальные службы специализированных
учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
·
службы муниципальных органов (органы опеки и
попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по
социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Таким образом, социальный педагог:
- организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе,
потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование
общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к
окружающей природе;
- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды,
условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает
социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
- выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй,
средой, органами власти;
- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и
безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
- создаёт условия для развития талантов, умственных и физических
способностей обучающихся во внеурочное время;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими),
специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других
служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и
попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также
попавшим в экстремальные ситуации;
-
участвует в разработке, утверждении и
реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за
качество их выполнения в пределах своей компетенции.
В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и
методы работы социального педагога в общеобразовательной школе.
1 Актуальность работы социального
педагога в школе в современных условиях
Школьный социальный педагог –
действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и
дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах,
школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей
работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового
микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует
реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга,
включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы
школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает
постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам
защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность,
направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего
психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в
школе, в обществе.
В современных условиях в работе различных структур в
области социальной защиты определились основные направления социальной работы,
которой занимается и социальный педагог. Это:
►
оказание материальной помощи (денежная,
патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
►
организация социальной заботы (работа с
людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
►
влияние на человека.
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и
психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный
педагог.
Что же является главным в работе социального педагога,
чем она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже
классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого
дня?
Учителю чаще всего приходится работать с классом или
группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом.
Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком,
подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым
в отдельности.
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка,
подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь
организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Сегодня образование, определив в своей деятельности, как
первостепенную, задачу воспитания ребёнка, формирования личности, изменяет своё
содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, –
школа, и его работа в школе – особый вопрос.
В различных странах существуют два подхода к его работе.
Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным
работником.
Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог
часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений,
выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко
обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии,
детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он
привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он
узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить
отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.
Так, в Германии
социальный педагог введён в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями,
отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного
времени, привлекает к этому родителей.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной
помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут
усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе
сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными
недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще
всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того –
социальный педагог работает с одаренными детьми.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том,
чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить
контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях
от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и
клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как
следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане.
Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника,
объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу педагогического
коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и
общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически
информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах,
о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль
в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к
детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь
освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые
незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе,
проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит
очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся
посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех
социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки,
приобретение одежды, транспортные расходы.
Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог
изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его
преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях,
их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались
наиболее незащищенными среди населения страны. Отсутствие государственных мер
защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к
антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту
преступности.
Кризис образования, остаточное финансирование вылились в
нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на
воспитании подрастающего поколения.
Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, –
из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.
На сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, ежегодно
совершается подростками 6 тыс. преступлений, 2 тыс. детских самоубийств.
Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за
последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко
сократилось число детей, которых берут под опеку. Что касается детей-беглецов,
то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше –
из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% –
мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно
бросили школу, 69% – учились, 1% – окончили школу. Причиной побега являются
волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие
девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего
втягивают в раннюю половую жизнь.
Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные
случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных
заболеваний.
Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют
хронические заболевания, 67,7% – функциональные отклонения. Только 10%
выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к
окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей – 35,3%.
На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет.
Особый вопрос – здоровье подростков. Всё более распространяется раннее курение,
наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.
К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно
отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение
групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к
переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа
санаторно-курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей.
Созданные школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования. Не
хватает оборудования, средств для проведения оздоровительных мероприятий.
Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые
являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин
«синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы
побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители
(92,2%), из них 85% – родные родители. Из них 60% – женщины, 39,2% – мужчины.
Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают
физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе
почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).
Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача
социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла
бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что
такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм
и доверительное отношение к ребенку.
2 Содержание
работы социального педагога в общеобразовательной школе
Содержание
работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой
определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его
профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий
по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях
и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен
предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и
социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в
деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает
изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной
микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности,
трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология
семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в
методическом багаже социального педагога значительное место занимают
диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий
социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические
методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы,
документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в
любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы
социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а
также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.
В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически
относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым
заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников,
сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся.
Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его
необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления
плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения
руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения
участникам их прав и назначении исследования. Здесь уместно напомнить, что
разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но
всегда должны быть правдивыми.
В процессе исследования социальный педагог может
получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия
определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог организует и проводит консультации по
вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные
варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает
социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых
возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и
отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит»
на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной
подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, он побуждает ее к участию в совместном
решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные
возможности муниципалитета для преодоления трудностей.
Страницы: 1, 2
|
|