Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников
Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет начального и
специального образования
Очное обучение
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
по педагогике
на тему:
"Деятельность классного
руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"
Студентки V курса
Морозовой И. О.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Меженцева Г. Н.
Смоленск – 2001
План:
Введение. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .2
§
1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация,
нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 4
§
2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов
нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . .
. . . . 11
§
3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения
младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 17
§
4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных классов (по
результатам констатирующего эксперимента). . . . . . . . . . . .
. . . . . 27
Заключение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .34
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 36
Введение.
Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что
в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто
он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка
деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за
работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание
в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся
форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным
правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила
выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности
учащегося.
Анализируя
научную литературу по этому вопросу, мы не обнаружили сколько-нибудь
его систематического освещения, хотя многими авторами некоторые аспекты
нравственного воспитания рассматривались.
Собственно,
вышеописанное и обусловило выбор данной темы для исследования, объектом
которого являются мотивы нравственного поведения младших школьников; предметом
– деятельность классного руководителя по их формированию.
Анализ
состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу:
повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения
можно, если выполнять следующие условия:
§
знать уровень психической зрелости ребенка;
§
знать особенности мотивационной сферы младших
школьников;
§
стимулировать нравственное поведение учащихся;
§
использовать разнообразные методы и приемы.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы,
повышающие эффективность работы по формирования мотивов нравственного
поведения учащихся.
В
соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные
задачи:
·
проанализировать понятия мотива, мотивации,
нравственного поведения;
·
изучить особенности мотивации нравственного
поведения младшего школьника;
·
проанализировать методы формирования мотивов
нравственного поведения;
·
проверить гипотезу в опытной работе.
Важнейшими
источниками исследования являются:
§
научная литература по психологии и педагогике;
§
педагогические журналы «Начальная школа» и
«Педагогика»;
§
«книги для учителя»;
§
пособия по педагогике и психологии для студентов
вузов;
§
межвузовские сборники научных трудов по проблеме
нравственного воспитания.
Для
проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана
программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
§
изучение литературных источников,
§
наблюдение за работой учителей начальных классов,
§
беседы с завучем и учителями,
§
анкетирование.
Положения, выносимые на защиту:
педагогическими условиями эффективной работы по формированию мотивов
нравственного поведения являются:
§
знание уровня психической зрелости ребенка;
§
знание особенностей мотивационной сферы младших
школьников;
§
стимулирование нравственного поведения учащихся;
§
использование разнообразных методов и приемов в
работе.
Для
проверки гипотезы количественному и качественному анализу были подвергнуты
42 анкеты учащихся 3-их классов.
Работа состоит из введения, четырех параграфов,
заключения, списка изученной литературы (36 источников). Объем работы 36
страниц печатного текста.
§ 1. Понятие и сущность основных понятий
исследования:
мотив, мотивация, нравственное поведение.
Поведение
личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди- наковыми,
зачастую является весьма разнообразным. Это разнообразие трудно
объяснить, обращаясь только к ситуации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками,
действиями человека могут стоять совершенно разные причины, то есть
побудительные источники этих действий могут быть различными. [26, с.146]
В психологической литературе понятие о мотиве
трактуется по-разному. При сходности общего подхода к
пониманию мотива существуют некоторые расхождения в деталях определения.
Радугин
А. А. считает, что мотив – это побуждение к совершению поведенческого
акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью
осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. [25, с.103]
По
мнению Немова Р. С. мотив – это внутренняя устойчивая психологическая
причина поведения человека. [15, с.666]
Реан
А. А. так определяет это понятие: «мотив – внутреннее побуждение личности
к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение),
связанной с удовлетворением определенной потребности». [26, с.147]
Мы
видим, что в психологии само определение понятия «мотив» представляет
научную проблему. Одни считают, что мотив – это психическое явление,
становящееся побуждением к действию, другие, что – это осознаваемая
причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мы считаем,
что задача классного руководителя формировать у младшего школьника
именно устойчивые осознаваемые причины поведения, поэтому мы будем
поль- зоваться определением, которое дает Немов Р. С. Отметим еще,
что мотивами поведения (устойчивыми причинами) могут являться взгляды,
убеждения, понятия человека о нравственности.
Мотив
является предметом деятельности. Разумеется, он может быть как
вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и
существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда
стоит та или иная потребность. В качестве мотива всегда выступает
переживание чего-то личностно значимого для индивида. Одни мотивы, побуждая
деятельность, вме- сте с тем придают ей личностный смысл; они
называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль
побудительных фак- торов (положительных или отрицательных) – порой
остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; их
условно называют мотивами-стимулами. [29, с.184]
Мотив
может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный
– слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы
внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию
деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе, то
говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности,
то говорят о внешних мотивах.
Сами
внешние мотивы могут быть положительными (мотив достижения, успеха) и
отрицательными (мотив избегания). Очевидно, что внешние положительные
мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе
они равны. К тому же высокая позитивная мотивация может играть роль
компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных
способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений
и навыков. [26, с.164]
В процессе
совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями,
могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и
поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по
преобразованной мотивации. [25, с.103]
Любой
поведенческий акт всегда заканчивается сравнением задуманного со сделанным.
Задуманное – это цель деятельности, а цель является выражением
потребности, она показывает, что надо делать. Мотив деятельности раскрывает
характер побуждений, он выражает то, ради чего должна совершаться деятельность.
[16, с.33]
Содержание
деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности,
удовлетворяемой этой деятельностью. Человек учитывает ситуацию, наличие
субъективных и объективных возможностей, наличие или отсутствие
противоположных потребностей и таких, которые действуют в одном
направлении с основной. Затем на основании мотива, который имеет
данное поведение и переживается как субъективное основание решения
действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное
поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое
более приемлемым, и этим путем создает возможность определенной
деятельности. Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что
служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в
направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным
смыслом, есть поступок. Героический поступок – тот, который человек
совершил, одновременно преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное
давление и т. п. Бесчестный поступок – тоже преодоление, но уже
собственных нравственных запретов. [30, с.185]
Нравственный
смысл поступка оценивается, прежде всего, по его мотиву, а не по
внешней форме. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться
одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер.
[25, с.103]
Мотивация
как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в
структуре личности, пронизывая основные ее структурные образования:
направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и
психические процессы. Она теснейшим образом связана с эмоциями.
Мотивация поведения принципиально невозможна вне пределов эмоций,
мотивационно-ценностной сферы. [3, с.7]
Термином
«мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:
1. совокупность
побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть
система факторов, детерминирующих поведение,
2. процесс
образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко- торый стимулирует
и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. [30,
с.185]
В
нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение, так как в
данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно процесс
формирования мотивов в младшем школьном возрасте, который имеет
педагогическую характеристику.
Мотивационного
объяснения требуют возникновение, продолжительность, устойчивость
поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастроенность
на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно
взятого поведенческого акта. [25, с.103]
Мотивационные
явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности.
К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования как
потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи людям и
агрессивность. Это – мотивы, имеющие большое социальное значение, так
как они определяют отношение к людям. [25, с.103]
Для
правильной организации своей работы классному руководителю необходимо
знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма.
1. Заключается
в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные
воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений
избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при
систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые
мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
2. Механизм
же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему
в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности
личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться
и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых
во внутренне принятые и реально действующие.
Полноценное
формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба
механизма. [30, с.186]
Чтобы
подойти к раскрытию сущности нравственного поведения, определим понятия
воспитания, нравственности и поведения отдельно.
Под
воспитанием в педагогике обычно понимается специально организуемое педагогическое
воздействие на учащихся в целях формирования у них положительных черт
и качеств.
И. Ф.
Харламов считает, что подобное определение сущности воспитания можно
было бы считать достаточно верным, если бы развитие и формирование
личности целиком зависело от внешних воздействий. Ведь за многочисленными
формами воспитательной работы чаще всего остаются нераскрытыми психолого-педагогические
механизмы ее морального воздействия, не показывается, как они влияют
на процесс нравственного развития. [32, с.22]
По
мнению И. Ф. Харламова, под воспитанием следует понимать такой
процесс педагогического воздействия на учащихся, который вызывает у
них положительное отношение к этим воздействиям и возбуждает активное
стремление к собственному развитию и формированию положительных
личностных черт и качеств. [32, с.24]
Однако
даже такое понимание процесса воспитания не дает представления о характере
этого воздействия в системе нравственного воспитания: необходимо выяснить,
в чем проявляется нравственность человека вообще.
Осмысливая
сущность нравственности личности, следует отметить, что в качестве
синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». В этике
эти понятия различаются. Под моралью в этом смысле понимается система
норм, правил, требований к поведению личности в различных сферах
жизни и деятельности; нравственность же трактуется как совокупность
этих норм, правил и требований. Формирование нравственности педагогика
связывает не только со знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением.
[33, с.380]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|